Главные вкладки

    Рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему:
    Программа художественно-эстетической направленности для детей с ЗПР "Очумелые ручки"

    Лункина Ольга Геннадьевна

    Программа художественно-эстетической направленности для детей с ЗПР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ochumelye_ruchki.docx45.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    Государственное бюджетное образовательное

    Учреждение города Москвы

            «Первый Московский Образовательный Комплекс»        

    Согласовано:

    (ФИО родителя (ей)

    Подпись родителя (ей)

    Дата...................

    Принято на педагогическом совете

    Протокол № ...... от ........

    Утверждаю: директор ..../Иванова М.И./

    Дата .................

    Программа

    художественно-эстетической направленности

    для детей с ЗПР

    «Очумелые ручки»

    Срок реализации 1 год

    Возраст 5-7 лет.                                                                                          

    Составила:

    Лункина Ольга Геннадьевна

    Воспитатель группы для детей с ЗПР

    1. Актуальность Программы.

    В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант. Ученые установили, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Это позволяет рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.  Тонкая моторика – основа развития, своего рода,  «локомотив» всех психических процессов  (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

       Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

    Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

            Программа  дополнительного образования «Очумелые ручки»   носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник (рисование ладошкой, рисование пальчиками, работа с природным материалом, работа с крупой, яичной скорлупой  и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

    Занятия полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в студии позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый материал, место для выставки детских работ. На занятиях в применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

    Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию и рассчитана для детей с ЗПР 5-7 лет.

    Программа  «Очумелые ручки» способствует развитию художественного вкуса, умственных способностей, образного мышления, речи и коммуникативной компетентности детей.

    Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного  возраста с ЗПР, его индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. 

    2.Цель программы: создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у воспитанников, обучение создавать поделки из разного вида материалов; повышение уровня развития связной речи и коммуникативной компетентности.

    3. Задачи:

    • -развивать творчество и фантазию, наблюдательность  воображение,       ассоциативное мышление и любознательность.
    • развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, мыслительных процессов,
    • воспитание положительных качеств личности ребенка (трудолюбия, самостоятельности).

    Коррекционные задачи:

    • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) ,
    • коррекция и развитие связной устной речи ,
    • пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса,
    • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной); 
    • коррекция и развитие зрительных восприятий…
      развитие слухового восприятия; 
    • коррекция и развитие тактильного восприятия; 
    • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…; 

    4. Прогнозируемый результат:

    • у детей разовьется мелкая моторика рук;
    • сформируется способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  замечать и творить Красоту;
    • разовьется творчество и фантазия, наблюдательность,  воображение,       ассоциативное мышление и любознательность;
    • появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
    • сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
    • сформируются навыки самостоятельности.

    5. Участники Программы : данная программа рассчитана на детей с ЗПР 5-7 лет .  Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 64 часа  в год.

    Формы диагностики уровня освоения программы:

    - проведение диагностики в начале, середине и в конце года.

    Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках для детей с ОВЗ.

     Педагогические условия для реализации программы:

    - создание художественно-развивающей среды  в детском саду (изобразительная студия);

    - разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник и их апробация.

           Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых  определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям  в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

    Методы и приемы обучения:

    • продуктивная деятельность детей, экспериментирование- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
    • наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
    • практические (самостоятельная).

     Принципы.

    1.        От простого к сложному.   Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объёма сведений. Такой принцип позволяет повторять, закреплять  и дополнять полученные знания и умения в течении первого года обучения.

     2.  Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

    3. Индивидуального подхода. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

    4. Принцип успешности. Создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося на каждом занятии, с целью поддержания интереса к работе.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

    Раздел 1. «Рисование ладошкой». (8часов)

    Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

    Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

    Раздел 2. Работа с природным материалом. ( 8 часов)

    Работа с природными материалами помогает детям развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Материалы : еловые шишки, семена дуба и каштана, листья.

    Материалы: Засушенные листья, семечки  подсолнечника, шишки, веточки деревьев, ножницы, клей

    Развитие умения делать поделки из природного материала, обучение работать в коллективе, воспитание творческого подхода к работе.

    Раздел 3.  Работа с крупой  ( 8ч.)

    Все знают много видов крупы, хранящихся на кухне. Но мало кто догадывается, что из неё можно изготовить огромное количество прекрасных поделок. А еще работа с крупой отлично развивает мелкую моторику.

    Материалы: Крупа, картон, клей, ножницы, палочки, зубочистки.

    Развитие умения делать поделки из крупы.

    Раздел 4. Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона. (8 ч)

    Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

    Материалы: Скорлупа, клей, бисер, мишура, фольга, картон.

    Развитие умения создавать художественные образы.

    Раздел 5.        Оригами ( 8ч).

    Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

    Материалы: Бумага.

    Развитие умения создавать художественные образы.        

    Раздел 6. Работа с соленым тестом ( 8ч.)

    Ознакомление с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).

    Материалы : Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти

    Раздел 7. Сделаем планету чище. Работа с бросовым материалом (8 ч.)

    Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материала , желание экспериментировать с ним.

    Материалы: трубочки коктейльные, баночки из-под йогурта, старые газеты и журналы.

     Раздел 8. Плетение из резинок (6 часов)

    Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материала , желание экспериментировать с ним.

    Материалы: разноцветные резинки, крючки пластмассовые

    Раздел 9.  Заключительный  (2 часа)

    Учебно-тематический план.

    № Раздела, темы

    Название разделов и тем

    Количество часов

    всего

    теория

    практика

    Художественное творчество. Рисование

    Рисование ладошкой: «Солнышко-колоколнышко», «Разноцветные рыбки», «Осминожки», «Ой люли-люленьки, прилетели гуленьки», «Сказочная птица». Маленькая елочка»,   «Вкусные ягодки», « Озорные горошки на чайной чашке», «Цветущие сады».

           8

    0

    8

    Работа с природным материалом

    Вводное занятие. Знакомство с природным материалом1. «Краски осени», 2. «Жители сказочного леса», 3. «Природные фантазии», 4. «Цветы из шишек», 5. «Кот Котофей», 6. «Паучок Лесовичок», 7. «Пингвины»

    8

    1

    7

    Работа с крупой 

    1.«Чудо – дерево».2.«Ёжик». 3.«Хризантема». 4. «Солнышко». 5. «Цыпленок». 6. «Осенний лес». 7. «Подводное царство».    8. «Цветы небывалой красоты».

    8

    1

    7

    Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона.

    «Мозаика из яичной скорлупы » «Мозаика по мотивам любимой сказки».  Аппликация из картона и фольги «Золотая рыбка», «Дед Мороз», «Загадочные снежинки», «Зимнее дерево», «Карнавальная маска»

    8

    1

    7

    Оригами

    «Журвлик»,  «Лилия»,  «Самолет», «Рубашка для папы», «Зоопарк», «Коробочка», «Военная пилотка».

    8

    1

    7

    Работа с соленым тестом

    «Улитка», «Валентинка», «Маленькая куколка» «Снеговик», «Подарок для папы», «Фруктовая корзинка», «Подсвечник»

    8

    1

    7

    Сделаем планету чище. Работа с бросовым материалом.

    « Рамка для фотографии» (коктейльные палочки), «Бытовая техника» (трубочки, стаканчики из-под йогурта), «Панно «Цветы» (ячейки из-под яиц),  «Корзина» (старые газеты и журналы). «Игрушки», «Коврик» (пакеты), «Цветы» (пластиковые ложки», «Солнышко» (пластиковая посуда»

    8

    0

    8

    Плетение из резинок

    « Браслет» вариант 1,  «Браслет» вариант 2, «Сердечко»     «Рыбка» , «Брелок для ключей»

    6

    0

    6

    Календарно-тематический план

    Тема занятия

    Кол-во занятий

    сентябрь

    1.«Солнышко-колоколнышко»,

    1

    2. «Разноцветные рыбки»,

    1

    3.  «Ой люли-люленьки, прилетели гуленьки»,

    1

    4. «Осминожки»

    1

    5. «Маленькая елочка»

    1

    6. «Вкусные ягодки»

    1

    7. «Озорные горошки на чайной чашке»

    1

    8. «Цветущие сады»

    1

                               Работа с природным материалом

    октябрь

    Вводное занятие. Знакомство с природным материалом

    1

    1. «Краски осени»,

    1

    2. «Жители сказочного леса»,

    1

    3. «Природные фантазии»,

    1

    4. «Цветы из шишек»

    1

    5. «Кот Котофей»

    1

    6. «Паучок Лесовичок»

    1

    7. «Пингвины»

    1

    Работа с крупой

    ноябрь

    1.«Чудо – дерево».

    1

    2.«Ёжик».

    1

    3.«Хризантема».

    1

    4. «Солнышко».

    1

    5. «Цыпленок».

    1

    6. «Осенний лес».

    1

    7. «Подводное царство».

    1

    8. «Цветы небывалой красоты».

    1

    Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона.

    декабрь

    Вводное занятие, знакомство с материалами. Показ презентации.

    1

    1.«Мозаика из яичной скорлупы»».

    1

    2.«Мозаика по мотивам сказки»

    1

    3.«Золотые рыбки».

    1

    4.«Дед мороз».

    1

    5.«Загадочные снежинки».

    1

    6.«Зимнее дерево».

    1

    7.«Карнавальная маска».

    1

    Оригами

    январь

    1.знакомство с техникой оригами. История Оригами

    1

    2.«Журавлик».

    1

    3.«Лилия».

    1

    4.«Самолет».

    1

    5.«Праздничный Рубашка для папы»

    1

    6.«Зоопарк».

    1

    февраль

    7. «Коробочка»

    8.«Военная пилотка».

    1

    Работа с соленым тестом

    1.«Как приготовить соленое тесто»

    1

    2.«Улитка»

    1

    3.«Валентинка»

    1

    4. «Маленькая куколка»

    1

    5. «Снеговик»

    1

    6. «Подарок для папы»

    1

    март

    7. «Фруктовая корзинка»

    1

    8. «Подсвечник»

    1

    Сделаем планету чище. Работа с бросовым материалом

    1.«Рамка для фотографий»

    1

    2.«Бытовая техника»  

    1

    3.Панно «Цветы»

    1

    4.«Корзина»

    1

    5. «Игрушки»  

    1

    6. «Коврик»

    1

    апрель

    7. «Цветы»

    1

    8.  «Солнышко»

    1

    Плетение из резинок

    1.« Браслет» вариант 1    

    1

    2.«Браслет» вариант 2

    1

    3.«Сердечко»    

    1

    4.«Рыбка»    

    1

    5.«Брелок для ключей»

    1

    Май

    6.«Шарик»

    1

     Мастер-класс для родителей!

    1

    Выставка поделок студии «Очумелые ручки»

    1

    Итого:        

    64

    Учебно-методическое обеспечение программы.

    1. Учебно-методический комплекс.

    1) Учебные и методические пособия:

    - научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);

    2) Материалы из опыта работы:

    - образцы;

    - схемы;

    - шаблоны, трафареты;

    - альбомы, фотографии лучших работ;

    -  перспективные тематические планы;

    - конспекты занятий;

    - фонотека.

    2. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:

    - цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;

    - пластилин, стеки; природный материал (шишки, каштаны, желуди, листья кленовые, березовые)

    - бросовый материал (коктейльные трубочки, баночки из-под йогурта, картонные и пластиковые ячейки из-под яиц, крышки, пакеты)

    -соленое тесто или глина

    - цветные резинки «Радужки»

    3. Диагностическая карта «Оценка освоения программы».

            

    Литература :

    Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.

    И. Кискальт. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.

    В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009

    В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.

    Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М.: «Просве

    щение», 1985 -140 с.

    И. Н. Хананова. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс», 104с.

     А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.

    О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону

    И.В. Новикова. Конструирование из природного материала в детском саду. Ярославль,- Академия развития, 2009-90с

    И. Лыкова. Конструирование в детском саду.

    Л. Хоппинг "Радужные браслеты из резинок"

    М. Крупская  Браслеты и фигурки из резиночек. Мастер-класс для начинающих. М.,- ООО «Издательство «Эксмо».

    О. Щеглова . Оригами. Волшебный мир бумаги.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка: Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)

    Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи шес...

    Адаптированная основная образовательная программа группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

    Цель реализации Программы:  развитие личности детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и, индивидуаль...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья

    Ведущие цели рабочей программы:  ·        контроль за ходом психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья при проведении своевременн...

    Рабочая (учебная) программа группы компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и с учетом адаптированной образовательной программы ДОУ

    Представленная рабочая программа предназначена для работы учителя-логопеда дошкольной организации, в которой воспитываются дети с ТНР (общим недоразвитием речи III уровня) от 6 до 7 лет. Про...

    Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 6 лет

    Рабочая программа педагога ( далее-Программа) разработана с целью организации образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи...

    Рабочая учебная программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 5-6 лет

    В условиях модернизации образования на основании инструктивного письма от 02.06.1998 года № 89/34 – 16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педаг...

    Рабочая учебная программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-7 лет

    Содержание Программы включает совокупность образовательных областей и  ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого...