Основные показатели познавательного интереса
статья по коррекционной педагогике на тему
Эта статья будет полезна как для родителей, так и для педагогов, работающие с детьми ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnyy_interes.docx | 15.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные показатели познавательного интереса
Это любопытство, самостоятельность, инициативность, волевые качества (упорство, настойчивость, умение доводить начатое до конца, сопротивление отвлекающим воздействиям, энергичность), целенаправленность, целеустремленность, творчество.
Щукина Г.И. выделяет стадии развития познавательного интереса:
- любопытство;
- любознательность;
- познавательный интерес;
- устойчивый познавательный интерес.
Любопытство - элементарная стадия. Обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения. Основан на словесно-логическом мышлении.
Любознательность - ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса, достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.
В формировании любопытства и любознательности преобладает приоритет игровых методов:
- школьники вовлекаются в воображаемую жизненную ситуацию, актуализируют субъектный опыт, находят знаниям и умениям практическое применение;
- особенности игры, способствующие развитию познавательного интереса: активность, занимательность и эмоциональность, состязательность, соревновательность, проблемность, моделирование профессиональной деятельности
Особенности использования:
- игра используется на начальном этапе формирования познавательного интереса к предмету, как наиболее органичная деятельность детства;
- игра служит для создания мотивации к изучению курса и подготавливает школьников к усвоению научных понятий;
- элементы игры целесообразно использовать на протяжении изучения всего курса, вплоть до 11 класса, это позволяет поддержать любознательность школьников.
Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениями.
В развитии познавательного интереса используются проблемный и игровой метод:
- применяется при сформированности устойчивой любознательности при помощи проблемных вопросов, заданий, ситуаций и т.д.;
- вовлечение ученика в процесс самостоятельного поиска и "открытия" знаний стимулирует активную умственную деятельность;
- реализуется через частично поисковую и исследовательскую деятельность, что развивает познавательную самостоятельность.
В развитии устойчивого познавательного интереса используются проблемный, игровой и метод проектов:
-применяется при сформированном познавательном интересе; -предполагается высокая степень самостоятельности;
- развитие познавательных процессов, рационального стиля мышления, эмоционального теоретического, практического познания окружающего мира;
- развитию познавательного интереса способствуют следующие особенности создания учебного проекта: наличие значимой проблемы и задачи для решения которых требуется актуализация предметных знаний, интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений.
Ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес -помогают нам более или менее точно определить отношение ученика к предмету и степень влияния его на личность. В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более сложными и тонкими взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой.
По уровням устойчивости интереса в педагогической литературе, выделяют:
- ситуативный интерес;
- относительно устойчивый интерес;
- достаточно устойчивый интерес.
Знания должны «поглощаться с аппетитом», учиться должно быть интересно, т.к. эмоции играют большую роль в деятельности человека. Учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость. Мотивационная установка может быть дана в выразительном, эмоциональном вступительном слове учителя, который раскрывает практическую роль нового материала, устанавливает связь новой темы с предшествующей, дает план действий на весь урок, на все время проведения экскурсии или какой-либо иной формы организации обучения.
Отсутствие дисциплины серьезно расшатывает нервную систему и психику ребенка, часто убивает его познавательный интерес и минимальную способность к концентрации. Отсутствие же субординации приводит к тому, что ребенок «берет» на себя роль взрослого, которая ему не по плечу. И чтобы справиться с ролью, которую ему делегируют взрослые, он обрастает наглостью, хамством, неуважительностью, резкостью суждений...
Цель развивающего подхода к обучению — стимулировать познавательный интерес и мышление ребёнка. Если мы предоставляем ему готовую информацию, сообщаем какие-то факты — интерес не возникает. Если ребёнок исследует окружающий мир, у него появляются вопросы и желание найти на них ответы.
«Познавательный интерес развивается не тогда, когда мама показывает ребёнку картинку с изображением одуванчика и называет: „Это одуванчик“, — а тогда, когда ребёнок, движимый любопытством, срывает одуванчик, нюхает его, пробует на вкус и бежит показывать маме»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные показатели диагностики дизартрий
№показатели3 степени – стёртая форма2 степени – средней тяжести1 степени – тяжёлая формаТаблица с показелями для определения степени....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.
Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....
Основные показатели познавательного развития ребенка раннего возраста в периоды 2 года 6 месяцев - 3 года
Отличие предметов по цвету, форме, величине (2 года 6 месяцев)...
Основные показатели и результаты деятельности в части развития познавательных и творческих способностей детей
Полноценное развитие личности возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательные и творческие способности ребенка в процессе разнообразных ви...
Консультация для родителей в ДОУ по теме: «Инициатива как основной показатель развития дошкольника: творческая, коммуникативная, познавательная, двигательная, целеполагание и волевое усилие»
«Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят.» (Элберт Грин Хаббард) Инициатива – важ...
консультация для воспитателей «Основные показатели познавательного развития ребенка младшего и среднего дошкольного возраста»
консультация дляпедагогов "Основные показатели познавательного развития ребенка младшего м среднего лошкольного возраста"...
- Мне нравится (1)