тема: Обучение навыкам сотрудничества
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Воспитание готовности прийти на помощь,развивитие сочувствия,внимания,взаимоуважения. Обучение работать в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_navykam_otrudnichestva.docx29.13 КБ
Файл obuchenie_navykam_otrudnichestva.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ СОТРУДНИЧЕСТВА»

ЦЕЛЬ:

  1. Развитие сочувствия, внимания, взаимоуважения.
  2. Развитие воображения, умение работать в парах.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Петушок, диск, рассказ В. Осеевой «Просто старушка», шапочки зверей, дощечки (листы бумаги, листы бумаги с геометрическими формами; квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник), бубен.

УПРАЖНЕНИЕ 1. «МИНУТА ВХОЖДЕНИЯ»

Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,

А еще в дороге нужно,
Знать секреты прочной дружбы.

Во время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз: « Один за всех и все за одного».

УПРАЖНЕНИЕ 2. «ХОРОШИЙ ПОСТУПОК»

ЦЕЛЬ: Обсуждение поступка мальчика.

Психолог читает рассказ Осеевой «Просто старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко, старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:        

  • Это твоя бабушка?
  • Нет, - ответил мальчик.
  • Мама? - удивилась подруга.
  • Нет;
  • Ну тетя или знакомая?
  • Да нет же, нет! - ответил мальчик. - Это просто старушка!

ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:

  • Как мальчик помог старушке?
  • Почему он так поступил?
  • Как бы поступила девочка, если бы одна была на улице?
  • Как бы ты себя повел на месте этих детей?


УПРАЖНЕНИЕ 3. ИГРА «ЗВЕРИ НА БОЛОТЕ»

ЦЕЛЬ: Воспитание готовности прийти на помощь в трудную минуту.

Играют все дети. Они «звери», которые попали в болото. У каждого по две дощечки (листы бумаги).

Выбраться можно только парами и только по дощечкам. В одиночку и без дощечек перебраться через болото нельзя.

 У одного из зверей сломалась дощечка. Чтобы он не утонул, ему поможет друг (пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый участник. Оценивается готовность прийти на помощь и предложенные варианты спасения.

УПРАЖНЕНИЕ 4. «ДОРИСУЙ» - в парах

ЦЕЛЬ: Развитие воображения, умения работать в парах.

Психолог раздает детям листы с нарисованными фигурами: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал.

Предлагает превратить их в любые картинки, дорисовав необходимые детали. Затем, обсудить, чьи рисунки интереснее, кто придумал больше картинок.

УПРАЖНЕНИЕ 5. «ПЧЕЛКИНЫ ПЕСНИ»

ЦЕЛЬ: Учить выполнять правила в подвижной игре.

Все дети превращаются в «пчелок», которые летают с громкими песнями: «ж-ж-ж». По сигналу психолога: «Ночь» - «пчелки» садятся, замолкают, засыпают. По сигналу: «День!» - «пчелки» вновь вылетают и громко распевают песни - жужжалки.

УПРАЖНЕНИЕ 6. РЕЛАКСАЦИЯ «ДОЖДЬ В ЛЕСУ»

Дети становятся в круг, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами.)

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

УПРАЖНЕНИЕ 7. РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ «РУЧЕЕК»

Пора нам превратиться в детей.

Мне очень приятно, что мои дети такие добрые, смелые, справедливые.

Вставайте за мной, возьмитесь за руки. Наш веселый ручеек побежит в группу.

Легкий бег змейкой.

Бежит веселый ручеек.

Преграды обойти он смог.

Прохладу в жаркий день несет,

Олень воды его попьет,

Цветы и травы расцветут.

Его везде и всюду ждут.

Он добротой наполнен весь.

А остановится он здесь.

                                  (Е. Алябьева)

ТЕМА: «ДОБРО И ЗЛО».

ЦЕЛЬ:

  1. Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло».
  2. Показать каким эмоциональным состояниям они соответствуют.
  3. Учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Картинки с изображением доброго и злого волшебника. Петушок, физкультурный обруч, аудио кассета.

УПР. 1. «МИНУТА ВХОЖДЕНИЯ» (см. зан. № 1)

УПР. 2. «ЗНАКОМСТВО СО СКАЗОЧНЫМИ ПЕРСОНАЖАМИ»

В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются драконы: гнев, обида, агрессивность. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, он даже может причинить боль и неприятности другим.

Вот какой случай произошел с одним из волшебников.

1.

Я слабым помогать готов.

Попавшим вдруг в беду.

Всегда приветлив и здоров И правду говорю.

Не жадничаю никогда,

Жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда - Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу,

ЦЕЛЬ:

Определять «добро» и «зло» по мимике лица.

Всегда гостям я рад.


я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

2.

А я с улыбкой не дружу,

И лишь обидам рад.

Я гневом, злостью дорожу,

Кусаю всех вподряд.

Не пожалею никогда
Нигде и никого.

Люблю на свете я всегда
Себя лишь одного.

Дети определяют какой волшебник добрый, а какой злой.

УПР. 3. «БЕСЕДА О ДОБРЫХ И ЗЛЫХ ЛЮДЯХ»

ЦЕЛЬ:

Раскрыть сущность понятий «добро» и «зло».

  • Кого называют добрым? Злым?
  • Как ведут себя добрые люди? А злые?
  • Какие слова говорят добрые и злые люди?
  • Кого из своих знакомых можно назвать добрым? Почему?
  • Приведите примеры злых героев из литературы, мультфильмов.

УПР.4. «ТРЕНИНГ ЭМОЦИЙ»

Дети показывают Петушку:

  • шаловливых цыплят;        
  • сердитых цыплят;
  • веселых цыплят.

УПР. 5. «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

ЦЕЛЬ:

Учить избавляться от негативных эмоций.

В мешочек Петушку сложить все отрицательные эмоции: гнев, обиду, злость.

УПР. 6. «ЗЛЫЕ - ДОБРЫЕ КОШКИ»

\

ЦЕЛЬ:

Снятие общей агрессии.


-

Дети стоят в кругу, в центре лежит обруч. Это «волшебный круг, в • котором будут совершаться «превращения».

Ребенок входит в круг и по сигналу психолога превращается в злую кошку: шипит и царапается. Выходить из круга нельзя. Дети хором повторяют: «Сильнее, сильнее», ребенок делает все более злые движения. По сигналу превращение заканчивается, в обруч входит другой ребенок, игра повторяется.

Когда все дети побывают в круге, дети разбиваются на пары и по сигналу психолога превращаются в злых кошек.

КАТЕГОРИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО: НЕ ДОТРАГИВАТЬСЯ ДРУГ ДО ДРУГА.

На заключительном этапе злым кошкам предлагают стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети ласкают друг друга.

УПР. 7. «ПОЗА ПОКОЯ» - под музыку

ЦЕЛЬ:

Освоение и закрепление позы покоя, расслабление.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая - Очень легкая, простая,

Замедляется движенье.

Исчезает напряженье...

И становится понятно -

Расслабление приятно!        

Формула произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

УПР. 8. РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ «РУЧЕЕК»

Пора нам превратиться в детей. Мне очень приятно, что мои дети такие добрые, смелые, справедливые. Вставайте за мной, возьмитесь за руки. Наш веселый ручеек побежит в группу.

Легкий бег змейкой.

Бежит веселый ручеек.

Преграды обойти он смог.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ СОТРУДНИЧЕСТВА»

ЦЕЛЬ:

  1. Развитие сочувствия, внимания, взаимоуважения.
  2. Развитие воображения, умение работать в парах.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Петушок, диск, рассказ В. Осеевой «Просто старушка», шапочки зверей, дощечки (листы бумаги, листы бумаги с геометрическими формами; квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник), бубен.

УПРАЖНЕНИЕ 1. «МИНУТА ВХОЖДЕНИЯ»

Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,

А еще в дороге нужно,
Знать секреты прочной дружбы.

Во время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз: « Один за всех и все за одного».

УПРАЖНЕНИЕ 2. «ХОРОШИЙ ПОСТУПОК»

ЦЕЛЬ: Обсуждение поступка мальчика.

Психолог читает рассказ Осеевой «Просто старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко, старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:        

  • Это твоя бабушка?
  • Нет, - ответил мальчик.
  • Мама? - удивилась подруга.
  • Нет;
  • Ну тетя или знакомая?
  • Да нет же, нет! - ответил мальчик. - Это просто старушка!

ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:

  • Как мальчик помог старушке?
  • Почему он так поступил?
  • Как бы поступила девочка, если бы одна была на улице?
  • Как бы ты себя повел на месте этих детей?


УПРАЖНЕНИЕ 3. ИГРА «ЗВЕРИ НА БОЛОТЕ»

ЦЕЛЬ: Воспитание готовности прийти на помощь в трудную минуту.

Играют все дети. Они «звери», которые попали в болото. У каждого по две дощечки (листы бумаги).

Выбраться можно только парами и только по дощечкам. В одиночку и без дощечек перебраться через болото нельзя.

 У одного из зверей сломалась дощечка. Чтобы он не утонул, ему поможет друг (пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый участник. Оценивается готовность прийти на помощь и предложенные варианты спасения.

УПРАЖНЕНИЕ 4. «ДОРИСУЙ» - в парах

ЦЕЛЬ: Развитие воображения, умения работать в парах.

Психолог раздает детям листы с нарисованными фигурами: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал.

Предлагает превратить их в любые картинки, дорисовав необходимые детали. Затем, обсудить, чьи рисунки интереснее, кто придумал больше картинок.

УПРАЖНЕНИЕ 5. «ПЧЕЛКИНЫ ПЕСНИ»

ЦЕЛЬ: Учить выполнять правила в подвижной игре.

Все дети превращаются в «пчелок», которые летают с громкими песнями: «ж-ж-ж». По сигналу психолога: «Ночь» - «пчелки» садятся, замолкают, засыпают. По сигналу: «День!» - «пчелки» вновь вылетают и громко распевают песни - жужжалки.

УПРАЖНЕНИЕ 6. РЕЛАКСАЦИЯ «ДОЖДЬ В ЛЕСУ»

Дети становятся в круг, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами.)

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

УПРАЖНЕНИЕ 7. РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ «РУЧЕЕК»

Пора нам превратиться в детей.

Мне очень приятно, что мои дети такие добрые, смелые, справедливые.

Вставайте за мной, возьмитесь за руки. Наш веселый ручеек побежит в группу.

Легкий бег змейкой.

Бежит веселый ручеек.

Преграды обойти он смог.

Прохладу в жаркий день несет,

Олень воды его попьет,

Цветы и травы расцветут.

Его везде и всюду ждут.

Он добротой наполнен весь.

А остановится он здесь.

                                  (Е. Алябьева)

ТЕМА: «ДОБРО И ЗЛО».

ЦЕЛЬ:

  1. Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло».
  2. Показать каким эмоциональным состояниям они соответствуют.
  3. Учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Картинки с изображением доброго и злого волшебника. Петушок, физкультурный обруч, аудио кассета.

УПР. 1. «МИНУТА ВХОЖДЕНИЯ» (см. зан. № 1)

УПР. 2. «ЗНАКОМСТВО СО СКАЗОЧНЫМИ ПЕРСОНАЖАМИ»

В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются драконы: гнев, обида, агрессивность. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, он даже может причинить боль и неприятности другим.

Вот какой случай произошел с одним из волшебников.

1.

Я слабым помогать готов.

Попавшим вдруг в беду.

Всегда приветлив и здоров И правду говорю.

Не жадничаю никогда,

Жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда - Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу,

ЦЕЛЬ:

Определять «добро» и «зло» по мимике лица.

Всегда гостям я рад.


я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

2.

А я с улыбкой не дружу,

И лишь обидам рад.

Я гневом, злостью дорожу,

Кусаю всех вподряд.

Не пожалею никогда
Нигде и никого.

Люблю на свете я всегда
Себя лишь одного.

Дети определяют какой волшебник добрый, а какой злой.

УПР. 3. «БЕСЕДА О ДОБРЫХ И ЗЛЫХ ЛЮДЯХ»

ЦЕЛЬ:

Раскрыть сущность понятий «добро» и «зло».

  • Кого называют добрым? Злым?
  • Как ведут себя добрые люди? А злые?
  • Какие слова говорят добрые и злые люди?
  • Кого из своих знакомых можно назвать добрым? Почему?
  • Приведите примеры злых героев из литературы, мультфильмов.

УПР.4. «ТРЕНИНГ ЭМОЦИЙ»

Дети показывают Петушку:

  • шаловливых цыплят;        
  • сердитых цыплят;
  • веселых цыплят.

УПР. 5. «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

ЦЕЛЬ:

Учить избавляться от негативных эмоций.

В мешочек Петушку сложить все отрицательные эмоции: гнев, обиду, злость.

УПР. 6. «ЗЛЫЕ - ДОБРЫЕ КОШКИ»

\

ЦЕЛЬ:

Снятие общей агрессии.


-

Дети стоят в кругу, в центре лежит обруч. Это «волшебный круг, в • котором будут совершаться «превращения».

Ребенок входит в круг и по сигналу психолога превращается в злую кошку: шипит и царапается. Выходить из круга нельзя. Дети хором повторяют: «Сильнее, сильнее», ребенок делает все более злые движения. По сигналу превращение заканчивается, в обруч входит другой ребенок, игра повторяется.

Когда все дети побывают в круге, дети разбиваются на пары и по сигналу психолога превращаются в злых кошек.

КАТЕГОРИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО: НЕ ДОТРАГИВАТЬСЯ ДРУГ ДО ДРУГА.

На заключительном этапе злым кошкам предлагают стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети ласкают друг друга.

УПР. 7. «ПОЗА ПОКОЯ» - под музыку

ЦЕЛЬ:

Освоение и закрепление позы покоя, расслабление.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая - Очень легкая, простая,

Замедляется движенье.

Исчезает напряженье...

И становится понятно -

Расслабление приятно!        

Формула произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

УПР. 8. РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ «РУЧЕЕК»

Пора нам превратиться в детей. Мне очень приятно, что мои дети такие добрые, смелые, справедливые. Вставайте за мной, возьмитесь за руки. Наш веселый ручеек побежит в группу.

Легкий бег змейкой.

Бежит веселый ручеек.

Преграды обойти он смог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию навыков сотрудничества для детей старшей группы. Тема: «Календарь ожиданий»

Цель:Формировать навыки сотрудничества детей старшего дошкольного возраста при выполнении продуктивной деятельности.Задачи:Учить детей объединяться в пары «по симпатии»;Научить распределять действия м...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Метод сказкотерапии, как способ формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников со сверстниками»

Представлен практический материалдля педагогов, с помощью которого можно формировать навыки сотрудничества у старших дошкольников....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы. Тема: «Во поле береза стояла» Технология обучения в сотрудничестве

middot;      Уточнить знания детей о березе, о строении дерева и названии  его частей. Продолжать учить детей вырезать симметричные изображения из бумаги сложенной вдвое...

Опыт работы по теме: «Формирование навыков сотрудничества у младших дошкольников посредством социо — игровой технологии».

      Сегодня человеку для активного участия в жизни общества необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, обнаруживать и развивать свои способност...

Обучение детей старшего дошкольного возраста навыкам сотрудничества в процессе проведения НОД

В процессе реализации технологии сотрудничества в процессе НОД, дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом, навыками само и взаимного контроля ...

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика определения уровня развития навыков сотрудничества (Составлена по методике диагностирования уровня развития навыков сотрудничества Щетининой А.М.)

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика  определения уровня развития навыков сотрудничества (Составлена по методике диагностирования уровня развития навыков сотрудничества Щетининой А....