Мастер-класс по сказкатерапии «Сказка ложь, да в ней намек...»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Зимина Елена Федоровна

По своей природе сказка родственна игре: она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность. Язык сказок - яркий, выразительный, насыщенный образными выражениями. Например, лес в сказках не просто лес, а дремучий, непролазный, непроходимый; столы для пиров дубовые, скатерти на них узорчатые, на столах яства стоят сахарные, вина заморские, питье медвяное.Через сказки мы знакомимся с культурой и историческим опытом своего народа, получаем первые представления о том, как жили в стародавние времена люди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер класс33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по сказкотерапии «Сказка ложь, да в ней намек...»

Цель мастер-класса: представление педагогам Тазовского района элементов сказкотерапии, используемых в коррекционно образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Оборудование: костюмы героев сказки «Колобок», волшебный мешочек с резиновыми фигурками героев сказки «Колобок», медальоны с изображением глаз и колобка, слова для каждого героя, мяч, картинки диких животных.

Ход мастер-класса

Педагог-психолог: «Чего только нет в наших сказках: волшебный цветок растет красоты невиданной и неслыханной; конь-огонь бежит -одна шерстинка серебряная, другая золотая; яблочко наливное по тарелочке катится; жар-птица жемчужные слезы льет... Каждое слово в сказке заветное.

По своей природе сказка родственна игре: она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность. Язык сказок - яркий, выразительный, насыщенный образными выражениями. Например, лес в сказках не просто лес, а дремучий, непролазный, непроходимый; столы для пиров дубовые, скатерти на них узорчатые, на столах яства стоят сахарные, вина заморские, питье медвяное.

Через сказки мы знакомимся с культурой и историческим опытом своего народа, получаем первые представления о том, как жили в стародавние времена люди.

Сказки - это особый вид искусства. Собиратель и исследователь сказок В.П. Аникин указывал: "Сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их герои - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека".

В каждой сказке живет душа.

Сказку можно использовать как способ решения конкретной проблемы.

Язык сказок сближает людей. Сказка очень и очень информативна.

Сказка пробуждает творческие силы человека.

Сказка несет свободу.

Сказку можно сравнить с музыкальным инструментом, на котором хотя бы чуть-чуть умеет играть любой человек. И сегодня мы постараемся это умение усовершенствовать»

Этапы мастер - класса

Педагог-психолог: Вашему вниманию я предлагаю участие в необычной сказке. Метод «Сказкотерапии», как и любой другой метод, включает в себя основные этапы работы, в данном случае это:

  1. Знакомство.
  2. Ритуал вхождения в сказку.
  3. Рассказывание сказки.
  4. Сказочная задача.
  5. Обобщение приобретенного опыта.
  6. Ритуал выхода из сказки.
  7. Рефлексия.

Практическая часть мастер - класса

Педагог-психолог: Первое, что мы сделаем, распределим роли участия в мастер-классе с помощью жеребьевки: кому повезет, будут активными участниками; другие внимательными наблюдателями.

(Звучит музыка. Шкатулка с медальонами: у кого медальон с изображением Колобка - тот участник; у кого глаза - тот наблюдатель)

1        этап «Знакомство».

Прежде чем начать работу, мы все познакомимся друг с другом.

Игра «Давайте познакомимся ладошками». Цель: сближение участников, развитие кооперации, мобилизации внимания участников.

Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться: первый участник представляется и вытягивает руку перед собой, второй участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и т.д.

Для начала мы должны выбрать героя сказки. Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж, в данном случае героем является колобок.

2        этап «Ритуал вхождения в сказку».

На данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев. Какую игрушку вы достанете, тем вы и станете.

Педагог-психолог предает чудесный-мешочек, в котором находятся персонажи сказки, какую игрушку вытаскивает участник - такую роль он выполняет и выбирает себе соответствующий костюм и получает слова.

Вот наши герои готовы, но это не означает что вы уже в сказке, чтобы войти в сказку мы должны произнести слова и сделать необходимые действия. Повторяйте за мной.

Вокруг себя ты повернись в героя сказки превратись. Вот вы и стали героями русской народной сказки и наше путешествие начинается.

Затем придумываем Зачин - начало сказки. (Жил-был..., или в некотором царстве, в некотором государстве        )

Уважаемые герои займите свои места.

Спокойная музыка, герои рассаживаются.

3        этап «Рассказывание сказки»

Педагог-психолог берет на себя роль ведущего и рассказывает сказку.

Упражнение «Дед и баба». Цель: развитие невербальной речи.

Педагог-психолог: Жили-были Дед и Баба. И семья эта была особенная: Баба глухая была, ничего не слышала.

Дед: Баба, испеки мне колобка.

Педагог-психолог: А баба то не понимает, что дед говорит. А дед голодный, кушать хочет. Покажите, пожалуйста, как вы сможете объясниться между собой, чтобы смогли понять друг друга.

Герой-дед должен объяснить бабе невербальным языком чего он

хочет. (Самостоятельные действия персонажей)

Учитель-логопед: Молодец дед, а сейчас мы с вами сделаем гимнастики с мячами и расскажем залу, как бабка испекла Колобка. Раздаются мячики участникам мастер-класса.

Координация речи с движениями

Жили-были дед да баба на полянке у реки.

И. п. — мяч за спиной. Наклоны головы вправо (5-6 раз)

И любили они очень на сметане колобки.

И. п. - руки в стороны, передать мяч из руки в руку впереди себя. (5-6 раз)

Хоть у бабки мало сил -бабка тесто замесила.

Мяч впереди, пружинка.

Раскатала колобка.

Катать мяч между ладоней.

Вышел ровный, вышел гладкий, но соленый, а не сладкий.

Учитель-логопед, становиться героем - Колобком, одевает маску.

Колобок: Я веселый Колобок, круглый бок, румяный бок.

Я хочу вас пригласить в свою сказку погостить.

Только сказку не простую необычную такую.

Вы согласны? (Да.)

Тогда продолжаем. Пройдите к зеркалам, располагайтесь поудобней и

продолжим путешествие по сказке.

Артикуляционная гимнастика «Колобок»

Похвалилась перед дедом Бабка славным Колобком

«Болтушка»

Положила на окошко Остудить его немножко

«Лопатка»

Колобок чуть полежал И тропинку увидал

«Часики»

Он с окошка быстро скок, Покатился во лесок.

«Лошадка»

Музыкальный проигрыш, герои делают круг по залу, останавливаются. Дыхательная фонематическая гимнастика

А в лесочке ветерок травку качает

У-у-у - тихо

Деревья раскачивает

У-у-у - громко

Листочки шевелит

Ш-ш-ш - тихо

Пчелки летают

Ж-ж-ж - громко

Педагог - психолог: Замечательно справились, молодцы. Уважаемые герои займите своиместа.

Далее мы даем более подробную характеристику герою. Наделяем его характером, темпераментом.

4 этап «Сказочная задача». На данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации.

Педагог-психолог: Следующий эта - четвертый «Сказочная задача» самый насыщенный, так как на этом этапе вы должны проявить свои творческие, речевые способности, а так же проявить смекалку, находчивость, активность:

- сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом;

- описываем реакцию героя на случившееся;

- далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует
решить проблему;

- в итоге Герой (в данном случае Колобок) должен справиться с
ситуацией, найти верное решение.

Катиться по лесу дремучему наш Колобок, навстречу приключениям. Катится, катится, а навстречу ему заяц бежит, весь дрожит, плачет. Колобку интересно стало, кого это заяц боится.

Музыка, выход Зайца (музыка тревожная, герой изображает трусливого зайца).

Колобок: Заяц, чего дрожишь и плачешь?

Заяц: В лесу не только я живу, оказывается и медведь, а он большой и страшный.

Колобок: А где твои родители?

Заяц: Остались дома, а я пошел гулять и испугался медведя.

Колобок: А как же тебя одного родители в лес отпустили?

Заяц: Я сам ушел, я забыл спросить (виновато).

Колобок: Подумаешь, медведя испугался, идем, я тебя домой отведу. Только мне надо разобраться в какой ты семье живешь. Если ты сейчас назовешь семейки животных, то и в свою семью попадешь.

Игра «Весёлая семейка».

Материал: картинки семей диких животных: медвежья, волчья, лисья, заячья.

Вот и нашлась твоя семья, отправляйся ты домой и без разрешения больше не убегай.

Веселая музыка заяц вприпрыжку отправляется на свое место.

Педагог-психолог: А Колобок покатился дальше. Катиться, катиться, а на встречу ему волчок серый-бочок.

Музыка, выход волка.

Волк: Колобок, колобок, я тебя съем.

Колобок: А я не боюсь, я от тебя смогу спрятаться.

Игра на развитие зрительного внимания и лексико-грамматических категорий.

Колобок уходит за ширму, а на экране интерактивной доски перемещается колобок: на пенек, за дерево в кусты и т.д.

Если ты назовешь, где я нахожусь, значит, ты меня нашёл.

Педагог-психолог: Не умеешь ты прятаться, везде тебя волк нашёл.

Выходит Колобок-герой из-за ширмы.

Волк: Ох и шустрый ты Колобок, развеселил меня. Я передумал, есть тебя. Побегу я лучше домой, поиграю в ту интересную игру.

Звучит музыка, волк отправляется на свое место.

Педагог-психолог: А Колобок покатился дальше. Катиться, катиться, а на встречу ему медведь.

Музыка, выход медведя.

Медведь: Ты зачем сюда явился? Я гостей к себе не звал! Надоела мне малина, но воровать ее не дам! Ты катись своей дорогой, а, то съем тебя сейчас. Неповадно будет многим, в мой малинник нос совать! Медведь наступает на Колобка, колобок смущенно оправдывается.

Колобок: Воровать я не умею, и малины не хочу. Я хочу узнать, от чего ты косолапый такой злой сидишь в своей малине и всех жителей леса пугаешь.

Медведь: Вроде все вокруг знакомо. Но не дома точно я. А как вернуться я не знаю. Вот дожился - заблудился.

Колобок: Я тебе Миша помогу.

Игра «Сказки перепутались»

Отгадай-ка Миша загадку,

не из этой ли ты сказки?

Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла! (Три медведя)

Хорошо, но вот это сто процентов про тебя. Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт –

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)

Ну а следующая загадка.

Я от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом. (Колобок)

Ну вот ты и нашел свой дом Миша.

Медведь: Ох, уважил ты меня. Побреду быстрей к себе. Так по дому заскучал.

Звучит музыка, медведь отправляется на свое место.

Педагог-психолог: А Колобок покатился дальше. Катиться, катиться, увидел пенёк, остановился, подремать решил он здесь. Только засыпать он стал, как шаги он услыхал. Открывает он глаза, рядом рыжая лиса.

Музыка, выход лисы.

Увидела колобка, села на пенек и запричитала.

Лиса: Несчастная я ... , бедная я ... , одинокая я ... ,

Педагог-психолог: Но мы же с вами знаем, что лиса-обманщица. А поможет нам её разоблачить игра «Всё наоборот». Лиса говорит свое обращение, а вы герои противоположное по значению слово.

Лиса: Бедная я - .., несчастная - ..., длинная дорога тебе домой колобок - ... Ох, бедная я, одинокая (плачет).

Колобок: Так вот почему ты такая несчастная, ты просто одинокая у тебя нет друзей. Давайте все вместе дружить, давайте возьмемся все за руки и станем одним добрым животным.

Игра «Доброе животное». Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. 

Ход игры: педагог - психолог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Колобок: Дорогие друзья, я так рад, что вы у меня появились. Но мне пора домой к Деду и Бабе. До свидание, до скорых встреч (угощения).

Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду, и сказка приобретает счастливое завершение).

Педагог-психолог: Прибежал домой Колобок, залез на подоконник и стал ждать Бабу с Дедом. Увидели Колобка Дед с Бабой, обрадовались и стали жить - поживать да друзей в гостях принимать.

5 этап «Обобщение приобретенного опыта». Участники отвечают на вопросы педагога-психолога. - Почему заяц опустил глаза?

  • Как повел себя колобок?
  • А Колобок спрашивал разрешения, когда в лес убежал?
  • Чем отличается Заяц от Колобка?
  • Почему колобок захотел помочь лисе?
  • Колобок знал Лису Патрикеевну?
  • Правильно ли поступил колобок?

—   Как правильно надо было поступить в такой ситуации?

-        Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?

  1. Этап «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных
    героев в простых людей, вручение сертификатов)
  2. Этап «Рефлексия» (Обмен эмоциями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной сказки «Сказка ложь, да в ней намек»

Главная цель  в театральной деятельности - развить творческие способности у детей  сред­ствами театрального искусства. Занятие театральной деятельностью развивают у детей смекалку, спос...

Творческий проект "Сказка - ложь, да в ней намек..." (р.н. сказка "Теремок")

«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем».В.А.Сухомлинский.     Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надежд...

Воспитание сказкой "Сказка - ложь, да в ней намек....."

До какого – то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает де...

Методическая разработка мастер-класса: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".

Материалы данного мастер-класса показывают как развивающие сказки способствуют обогащению позанвательного развития детей. С помощью развивающих сказок уточняются и закрепляются представления детей о ч...

ПРОЕКТ «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки»).

laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»  (В.А. Сухомлинский)Актуальность.В настоящее время мы всё ...

Мастер-класс из опыта работы для педагогов ДОУ "Сказка ложь, да в ней намек..."

Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!Все мы с детства знаем эти строки из стихотворения Александра Пушкина «Сказка о Золотом петушке». Они говорят нам о том, что из сказк...