Особенности подхода к обучающимся с различными зрительными заболеваниями в образовательной деятельности
статья по коррекционной педагогике на тему

В памятке представлены  зрительные дигнозы,  описаны трудности детей, имеющих данные диагнозы, даны рекомендации педагогам по посадке, освещению и наглядности для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_podhoda_k_detyam_s_narusheniem_zreniya.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад №1» г. Воркуты

«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса

муниципальнöйвелöдан учреждение

ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА К ОБУЧАЮЩИМСЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

 В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зрительный диагноз

Испытывают трудности

Ограничения

Освещение, посадка

Рекомендации

Близорукость (миопия М) ребёнок хорошо видит близко

расположенные предметы и плохо удалённые

•        в восприятии написанного на доске;

•        утомляются при плохом освещении;

•        видят предметы диффузно (расплывчато);

•        читают и пишут, низко склоняя голову;

•        не могут переводить взор вдаль, вблизь;

•        нарушается сумеречное зрение.

прыжки;

• резкое сотрясение тела;

• длительные наклоны вниз;

• зрительная нагрузка – min;

• исключить мелкую работу (мозаика, конструктор, бисер).

• оптимальное освещение рабочего места, ближе к источнику света – окну;

индивидуальный источник света по рекомендации окулиста;

• посадка: ближе к доске.

отсутствие бликов;

индивидуальные  средства оптической коррекции (по назначению окулиста);

• ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой;

• исключить при чтении мелкий шрифт (высота букв (цифр) в тетради 5-5,5 мм, на доске 12-14см; межбуквенные пространства 3 мм;

•использовать подставку при чтении.

• чередовать работу с отдыхом;

• выполнять специальные упражнения для тренировки мышц глаз;

•        контроль за осанкой обучающихся;

•        пособия на контрастном фоне (оранжево-жёлтых, зелёных тонов);

•        зрительная нагрузка - 10 мин, отдых (работа на слух) 10мин.

Дальнозоркость (гиперметропия Н)

- нарушается зрение как вдаль, так и на близком расстоянии

•        сужено поле обзора при чтении;

•        пишут узкие буквы;

•        быстро утомляются;

•        возникают головные боли;

•        неприятные ощущения в глазах.

• работа вблизи.

• посадка: в зависимости от остроты зрения и окклюзии.

        

•        отсутствие бликов;

постоянная очковая коррекция даже небольшой степени гиперметропии (по назначению окулиста);

• чередование зрительной работы вблизи с переведением взгляда вдаль;

•        работать у доски;

•        мелкие предметы;

•        иллюстрации для рассматривания давать по частям;

• большее количество времени для формирования целостного образа объекта

•        зрительная нагрузка max.

Амблиопия – форма понижения остроты зрения. Если амблиопия нарушение врождённое, ребенок не знает, что можно видеть как-то по-другому. Поэтому воспринимают всё как норму. Поэтому сам он жаловаться на зрение не будет.

• понижается острота зрения;

• нарушено бинокулярное зрение;

• затруднена ориентировка в пространстве.

• прыжки;

• гимнастические упражнения.

• посадка: взор на доску (картину) со стороны лучше видящего глаза.

отсутствие бликов;

индивидуальные  средства оптической коррекции (по назначению окулиста);

• ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой;

• дидактический материал лаконичен, понятен;

• крупные предметы.

Нистагм

(своеобразная судорога глаз) - глаза бегают вертикально и горизонтально

• затруднена фиксация взора на предмете;

• пишут дрожащую линию;

• с трудом удерживают строку.

• нарушение прослеживающих функций глаз;

• увеличение времени восприятия объектов.

• нистагм усиливается при возбуждённом состоянии ребёнка;

• обучающийся не должен списывать с доски.

• по рекомендации окулиста.

отсутствие бликов;

использовать подставку для книг;

• ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой;

• при чтении использовать коррекционную следящую линейку;

• дозирование зрительных нагрузок, частый отдых для глаз;

• снижение темповых нагрузок.

Косоглазие-

нарушение глазодвигательных функций. Этот недостаток выражается в снижении остроты зрения косящего глаза и нарушении бинокулярного зрения.

• затруднено динамическое восприятие;

• зрительно пространственный синтез;

• осложняется направление взгляда на объект;

• нет чёткого видения предметов.

• посадка: в зависимости от остроты зрения и окклюзии.

        

отсутствие бликов;

индивидуальные средства оптической коррекции (по назначению окулиста);

• ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой;

• при расходящемся косоглазии подставка для книг не нужна;

• при сходящемся - подставка для книг необходима.

Астигматизм

- ребенок видит предметы нерезкими или

искажёнными

• при чтении;

• при соединении элементов букв,
линий в чертежах и рисунках;

•роняют принадлежности для рисования, письма,
т.к. не видят чёткой границы стола, парты и
других плоскостей.

• по рекомендации окулиста.

отсутствие бликов;

индивидуальные средства оптической коррекции (по назначению окулиста);

• ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой;

• зрительная нагрузка max.

• на стол, парту приклеить полоску для положения тетради;

• при гиперметропическом астигматизме: мелкие предметы, мелкие рисунки;

• при миопическом астигматизме: показания, что и при миопии.

Колобома радужки -

частичный дефект зрачка.

• при работе фронтально.

• следует избегать резкого перепада t, ветра.

• по рекомендации окулиста.

отсутствие бликов;

•ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой;

• разрешать подходить к доске во время урока.

Врождённая атрофия зрительного нерва -

следствие внутриутробных заболеваний ЦНС. Вследствие этого снижается острота и сужается поле зрения, вплоть до слепоты.

• во всех видах деятельности, связанных с передвижением (не видят
движущихся предметов);

• низкая работоспособность;

• в различении светлых изображений на тёмном фоне;

• присутствуют аномалии
цветоразличения;

• эти обучающиеся фотофобы (испытывают дискомфорт при прямом
попадании солнечного или
электрического света на поверхность рабочего стола).

• Противопоказана значительная зрительная нагрузка; физические темповые нагрузки на занятиях снижаются на 60% по сравнению с нормой;

• Постоянный контроль за утомлением ребенка.        

• 1000-1500 Лк. Контраст: 80-100%.;

отсутствие бликов;

• ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой;

• индивидуальный подход;

• сажать ближе к доске, по центру;

• подставка для книг;

• чёткая разлиновка тетради;

• парта вдали от окна;

• лучше видят тёмные фигуры на светлом;

• 100% насыщенность цветов;

• высокий контраст изображений;

• темп работы медленный;

• не менее 2-х зрительных гимнастик за занятие, урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные формы проведения непосредственной образовательной деятельности музыкально-эстетического развития дошкольников.

Различные формы проведения музыкальной непосредственной образовательной деятельности....

Характеристика различных подходов к планированию образовательной деятельности

Статья на тему: Характеристика различных подходов к планированию образовательной деятельности...

Использование различных материалов в продуктивной образовательной деятельности дошкольников

История аппликации, содержание работы, задачи, нетрадиционные материалы...

Использование "зрительных дорожек" в образовательной деятельности. Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Любая образовательная деятельность, несвязанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, ведь для них характерна неустойчивость нервных процессов. Дети быстро утомля...

Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе образовательной деятельности

Данный материал будет полезен педагогам ДОУ при подготовке и проведении НОД в рамках личностно-ориентированного взаимодействия...

Особенности образовательной деятельности детей и подходы к её организации

образовательные организации в современном мире используют в своей работе различные подходы к организации образовательной деятельности...

Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов деятельности и культурных практик в соответствии с ФГОС

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательск...