Характеристика различных подходов к планированию образовательной деятельности
статья на тему

Красновидова Инна Владимировна
Статья на тему: Характеристика различных подходов к планированию образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика различных подходов к планированию образовательной деятельности

Одной из важнейших функций организации образовательного процесса в ДОО, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу, является планирование.

В связи с обновлением содержания и технологии обучения детей, с введением новой оценки качества образования в соответствии с ФГОС ДО, возникла необходимость пересмотреть и обновить подходы к содержанию и формам планирования образовательной работы в ДОО. Проблема планирования образовательной деятельности была актуальной всегда и остается таковой среди педагогов детского сада. Педагогические коллективы стараются выбрать наиболее оптимальные пути планирования.

Рассматривая пути увеличения эффективности планирования, М.М.Поташник определяет действия оптимального планирования:

- точное формулирование комплекса задач образования, воспитания и общего развития;

- конкретизации этих задач на основе особенностей данного коллектива детей и сложившейся ситуации;

- выделение доминирующих задач конкретной формы образовательной деятельности (урока, занятия);

- выбор рациональной структуры образовательного процесса;

- определение темпа работы;

- отбор оптимального сочетания методов [9, с. 32].

Исследуя проблему педагогического планирования, A.M. Моисеев,  рассматривает только одно его действие - целеобразование. Он разделяет понятия целеобразования и целеполагания, определяет ряд требований к целеобразованию: комплексность, конкретизация и дифференциация цели с учетом особенности объекта, выбор главных, доминирующих задач (сверхзадач), перспективность и так далее [44]. 

Проанализировав действия планирования, выделеную различными авторами, можно определить ряд основных действий педагогического планирования, то есть определить его технологию. Она включает в себя следующие основные действия: целеобразование; подбор тематики воспитательно-образовательного воздействия; подбор методов и приемов работы для решения поставленных целей и задач;оперативная и адекватная оценка уровней усвоения выдвинутых педагогов целей и задач.

Нужно выделить, что данные действия универсальны для любой педагогической деятельности и пренебрежение хотя бы одним из них или замена их последовательности ведет к снижению качества педагогического воздействия. Кроме того, психология выделяет еще одну структурную единицу деятельности - результат. В изучаемом нами случае результат - это готовый план работы с детьми. Причем, в зависимости от мотивировки, сам результат деятельности оценивается воспитателем по-разному. При первом варианте выделенной мотивировки уже наличие плана оценивается как положительный результат. При втором варианте оценка результатов деятельности происходит значительно позднее - после реализации плана [29, с. 36].

Рассматривая деятельность педагогического планирования как процесс, необходимо выделять и наличие в ней отдельных этапов (перспективное планирование и оперативное планирование). На всех ее этапах могут быть использованы те же действия планирования. Некоторые из них специфичны, то есть  используются только для отдельных этапов планирования.

Определяем их как этапы планирования потому, что перспективное и оперативное планирование составляет единое целое. Они следуют именно в такой последовательности, так как первый этап обосновывает второй. Причем вопрос о том, какое планирование необходимо считать оперативным, какое перспективным, остается пока не решенным окончательно. Это зависит от того, деятельность какого подразделения отражает план. Для крупных подразделений системы образования перспективным будет считаться, к примеру, пятилетний или десятилетний план. А для работы педагога с детьми таковыми являются уже месячный и квартальный планы, тем более что годовой план работы с детьми определяется основной образовательной программой дошкольного образования конкретного детского сада.

Продумывая пути совершенствования деятельности планирования, опираясь на характеристику этой деятельности как умственной, внутренней деятельности, о которой А.Н. Леонтьев пишет как о подлинной деятельности, которая сохраняет общую структуру человеческой деятельности, в какой бы форме она не протекала [40].

Теорию поэтапного формирования умственных операций  предложил П.Я.Гальперин.  Он указывает, что при построении методики обучения, воспитатель использует планирование, в соответствии с которым  умственные операции формируются по следующим этапам:

I - этап предварительного ознакомления с действием. При этом обучающий разъясняет цель действия, указывает, на что надо ориентироваться при выполнения действия, как его выполнять;

II - обучающийся уже выполняет действия, но пока во внешней, материализованной, развернутой форме и усваивает содержание действия (состав операций, правила выполнения);

III - внешнеречевой. На этом этапе все элементы действия представлены в форме внешней речи (устной или письменной);

IV - «внешней речи про себя». В этом случае действия выполняются в форме проговаривания про себя;

V - умственный. Действие выполняется во внутренней речи [19]. 

Учитывая огромное значение планирования образовательной работы для эффективного осуществления педагогической деятельности, можно говорить о высоком профессионализме воспитателя, если существует система обучения педагогов необходимым им в практической работе умениям, в том числе и умениям планировать педагогический процесс [13, с. 256]. 

Рассмотрев общие теоретические и методические подходы к планированию в психологической и педагогической литературе, рассмотрим определения «планирование», которое широко представлено в методической литературе:

  • это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы [13].
  • это принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью» [61].
  • это деятельность участников образовательного процесса по оптимальному выбору реальных целей, программ, их достижения посредством совокупных средств, способов и воздействий, направленных на перевод ДОО в новое качественное состояние» [25].
  • это вид планирования работы в ДОО, который осуществляется непосредственно воспитателем применительно к его работе в конкретной возрастной группе» [27].        

Несмотря на разнообразие трактовок данного понятия, определение В.И. Логиновой, на наш взгляд, наиболее точно характеризует сущность планирования в соответствии с учетом современных требований. Планирование отражает реализацию образовательной программы с учетом специфики группы. Таким образом, педагог заблаговременно определяет порядок, последовательность осуществления образовательной работы, отмечает необходимые условия, используемые средства, формы и методы работы с детьми конкретной группы. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность образовательной работы в целом. 

Грамотно составленная модель плана необходима воспитателю, так как служит путеводителем для него, помогает решать задачи качественного образования комплексно в рамках основных направлений развития ребёнка.

Т.С. Комаровой был поставлен вопрос о необходимости изменения формы планов. Обращаясь к вопросу о рациональной форме планов, такие авторы как К. Герасимова, А. Иваненко, Т.С. Комарова, И. Котова, В.И.Логинова, В. Метедек предлагали разные варинты планирования. Работа в дошкольных организациях  по программам привела  к тому, что педагоги выделяли центральные темы, вокруг которых организовывалась вся педагогическая деятельность. Это повышало эффективность усвоения изучаемого материала, однако, как было отмечено педагогами того времени, чрезмерная концентрация внимания только на одной теме имела и серьезные недостатки.

Так, например, С.Я. Файнштейн отмечала, что работа с детьми носила характер кампаний, и в недостаточной мере соблюдал принцип подчинения ее учебно-воспитательным целям и задачам данного возраста. Игровая деятельность, работа по физическому воспитанию и принятию культурно-гигиенических навыков совсем не включались в план. До сих пор  лишь незначительная часть рабочего времени детского сада охватывалась плановой работой.

Работала над вопросом совершенствования планирования и П.Г.Саморукова. Она определила педагогические основы планирования, требования к планам, обосновала необходимость перспективного планирования [29, с, 52].        

По логике главным в плане должно быть содержание, а не его форма. И, тем не менее, сейчас при новых подходах к организации образовательной деятельности с детьми, форма плана тоже имеет значение. Календарный план воспитателя должен быть составлен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников по основным направлениям:

  • социально-коммуникативное развитие – коммуникативная деятельность, элементарная трудовая деятельность, игровая деятельность;
  • познавательное развитие – познавательно-исследовательская деятельность, конструирование из различных материалов;
  • речевое развитие – коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора;
  • художественно-эстетическое развитие – художественная и музыкальная деятельность;
  • физическое развитие – двигательная деятельность.  

Технология разработки календарных планов представлена в приложении 2.

 Для того, чтобы составить такой план, у воспитателя должны быть сформированы проектировочные навыки в планировании образовательного процесса. 

В Законе "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 48) уточняется, что педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями [18, с. 256].

Поскольку реализация одного документа «Планирование образовательной деятельности» осуществляется как минимум двумя воспитателями, работающими в паре в одной возрастной группе, то проектирование содержания проходит путем совместного ее написания. Допускается написание планирования творческим коллективом педагогов детского сада. Например, если в детском саду функционирует несколько групп одного возраста и одной направленности, творческая группа может разработать проект планирования, который затем дополняется (корректируется) конкретным педагогом (педагогами) в соответствии с особенностями каждой группы, в том числе профессиональных интересов педагогов, пожеланий родителей.

Несмотря на большое количество материалов, публикуемых в последнее время, до сих пор планирование образовательной деятельности не нормируется документами Федерального уровня. Для определения перечня основной документации воспитателя и установление единых требований к ней, каждое  ДОО разрабатывает свои собственные положения.

Если обратиться к приказу Министерства народного образования РСФСР  № 41 от 20.09.1988 г., для воспитателей и музыкальных руководителей – был необходим план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению. Кроме того, для воспитателей требовалось ежедневное ведение табеля посещаемости детей.

При этом, планирование своей работы воспитатели, музыкальные руководители, старшие воспитатели вели в произвольной форме.

Следовательно, возникает множество вопросов при составлении календарных планов образовательной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы и практики показывает, что современное планирование образовательной работы с детьми в настоящее время должно соотноситься с новыми подходами к организации дошкольного образования.

Планирование образовательной деятельности выполняет ряд важнейших функций:

  • определяет и конкретизирует цели, задачи, планируемые результаты образования детей конкретной возрастной группы;
  • фиксирует состав смысловых блоков, тем, культурных практик, подлежащих усвоению воспитанниками на уровне зоны ближайшего развития;
  • позволяет оценивать эффективность педагогических действий, осуществлять контроль за полнотой усвоения культурных способов деятельности, отношений, ценностных ориентаций и др.;
  • способствует формированию педагогической рефлексии, оценки, развивает профессиональное самосознание педагога;
  • учитывает особенности развития, образовательные потребности и интересы ребенка, даже если он появился в группе к концу освоения образовательной программы [23].

Анализ ФГОС ДО и рекомендаций по проектированию образовательной программы, позволил нам наметить основные этапы педагогического планирования в ДОО:

  • проблемно-ориентированный анализ модели образовательного процесса и соотнесение ее с требованиями ФГОС ДО;
  • выбор и обоснование сочетаемости образовательных программ с учетом приоритетного направления деятельности дошкольного учреждения;
  • наполнение содержанием каждого раздела программы (целевого, содержательного, организационного);
  • выбор принципов, форм, средств и методов реализации содержания программы через непосредственно образовательную деятельность;
  • согласование стратегического и тактического проектирования.

Мы согласны с позицией, описанной в исследованиях С.Ф.Багаутдиновой. Она отмечает, что участие педагогов в проектировании основной образовательной программы дошкольного образования позволит сделать более осмысленным и целенаправленным личное планирование педагогов [8].

Согласно положениям о планировании обязательными условиями планирования являются следующие:

  • опора на нормативные документы;
  • охват всех сфер деятельности дошкольника;
  • согласованность с внешними обстоятельствами;
  • согласованность с ресурсными возможностями;
  • связь с долгосрочными направлениями в развитии ДОО;
  • учёт приоритетов в целях и задачах, принимаемых в ДОО;
  • практичность и реализуемость рекомендаций.

Таким образом, планы образовательной работы педагогов могут быть эффективны при условии, если, составляя план, педагог соотносит задачи образовательной работы с целями и разделами образовательной программы ДОО. В свою очередь, образовательная программа может быть реализована только через планы образовательной деятельности педагогов ДОО. Здесь прослеживается прямая взаимосвязь стратегического и тактического видов педагогического планирования.

Следование единой системе планирования призвано обеспечить грамотную организацию педагогического процесса, способствуя тем самым реализации принципа интеграции образовательных областей, комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, решению программных задач в совместной деятельности педагога и детей в режиме дня.

 По мнению Н.А.Коротковой, совместная деятельность с взрослым понимается как совместная партнерская деятельность, обусловленная равноправным участием и взаимным уважением участников.

Выбор форм совместной деятельности, обусловленный, в первую очередь, психологическими особенностями дошкольного возраста, ведущим видом деятельности, будет зависеть от интересов и предпочтений воспитанников детского сада, от заинтересованности и включенности родителей в совместную деятельность [24]. 

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы в планированию образовательной деятельности с детьми раннего возраста

Данное сообщение содержить опыт работы по организации календарного планирования в группах раннего возраста...

Статья "Современные подходы к планированию образовательной деятельности детей дошкольного возраста"

Статья "Современные подходы к планированию образовательной деятельности детей дошкольного возраста"...

Организация и анализ педагогических наблюдений как основа реализации индивидуально - личностного подхода при планировании образовательной деятельности с дошкольниками.

Из опыта организации и анализа педагогических наблюдений в ДОО, являющихся основой реализации индивидуально - личностного подхода при планировании образовательной деятельноясти с дошкольниками....

Особенности подхода к обучающимся с различными зрительными заболеваниями в образовательной деятельности

В памятке представлены  зрительные дигнозы,  описаны трудности детей, имеющих данные диагнозы, даны рекомендации педагогам по посадке, освещению и наглядности для детей....

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тему: На свете так много деревьев различных, а давайте посмотрим в чем их отличие

Задачи:  закрепить признаки осени, сформировать у детей  представление о осени, о деревьях осенью.Итоговое мероприятие: Посещение библиотеки...

Описание опыта работы "Подходы к планированию образовательной деятельности с использованием технологии «План-дело-анализ»

На первый план выдвигается становление ребенка как самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой, благодаря которой создается пространство социального опыта ребенка, он познает себ...