Различные формы проведения непосредственной образовательной деятельности музыкально-эстетического развития дошкольников.
статья по музыке по теме

Иванова Александра Валерьевна

Различные формы проведения музыкальной непосредственной образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл формы НОД на музыке21.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Различные  формы проведения  НОД в музыкально-эстетическом развитии дошкольников.

Формирование музыкальной культуры у детей дошкольного возраста через различные формы проведения музыкальных занятий.

Когда на семинарах, консультациях и педсоветах все чаще стали говорить о технологиях развивающего обучения, об умении взаимно сочетать традиционные и современные методы воспитания детей в условиях детского сада, изменился и мой подход к проведению музыкальных занятий в ДОУ. Знакомясь с особенностями построения современного занятия, где в основе технологии лежит активизация:

 · творческой инициативы;

 · художественного восприятия;

 · свободы самовыражения личности.

 Поэтому в наше время, когда система образования рассчитана на развитие процессов логического, вербального мышления, тогда как развитие правого полушария, где сосредоточены эмоциональные процессы, происходит в гораздо меньшей степени, не вызывает сомнений незаменимая роль музыки вообще и внедрения на музыкальных занятиях педагогических технологий.

 В дошкольном возрасте развитие эмоциональных процессов гораздо важнее и нужнее, а музыка, в силу специфики искусства, оперирует обобщенными образами – чувствами, в которых в высокой степени сконцентрировано множество конкретных явлений жизни. А.В. Копылова, методист лаборатории искусства и масс – медиа МИПКРО (Московский институт повышения квалификации работников образования) говорит: «Музыка является не только содержанием занятия. Она определяет принцип его построения, в котором выстраиваются в плане развития смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока (постановка проблемы), развитие (изложение материала), эмоциональная кульминация (разрешение проблемы); заключение (выводы). Впрочем, этапы могут быть самыми разными. Главное – логика и «эмоциональность» построения занятия, которое не столько проводится, сколько исполняется педагогом. Профессиональные музыканты более удачно могут «исполнить» драматургически выстроенное занятие. Им легче осознать суть принципа формирования знаний, умений, навыков в процессе непосредственного общения детей с музыкой в опоре на нее «изнутри». Здесь имеется ввиду умения педагога выкристаллизовать самую суть явлений – стиля, особенностей выразительных средств и т. д., и «подать» ее детям в процессе живого общения с музыкой…» Из вышесказанного мною и подтверждения своих наблюдений словами А.В. Копыловой, вытекает задача музыкального воспитания в детском саду вообще: раскрыть детям возможность эмоционального, чувственного, образного познания мира музыки Не секрет, что среди широких кругов бытует мнение, что музыка – удел избранных, особо подготовленных или одаренных людей, что музыка недоступна каждому. Поэтому основная задача музыкального работника в детском саду – снять этот барьер, «влюбить» детей в музыку, которая является нужным и полезным источником постижения окружающего мира и самого себя в нем. Задача педагога – указать возможные пути познания жизни через музыку, научить детей владеть основами языка музыки.    

Музыкальное занятие вбирает в себя многие элементы, составляющие современные методики развивающего обучения. В основном, музыкальное занятие – это занятие диалог, в котором педагог стремится играть роль «индуктора», «связующего звена» между детьми и музыкой, а не роль «источника знаний». Очень важно для музыкального руководителя воплощение концептуальной основы в задачах конкретных занятий, избранной в качестве стержня, способного придать целостность курсу занятий музыкой, интегративному по своей природе. Отсутствие понимания музыкантом необходимости определения для своей работы такой основы и приводит к перегруженности занятий, массой самых разнообразных сведений, часто излишне детализированных. Такая проблема возникла у меня во время первого года работы в детском саду. Зачастую я ничего не успевала сделать, занятия становились бесформенными и утомительными, так как ни я, ни дети не чувствовали смыслового объединяющего начала. Впоследствии я поняла, что в задачу музыкального руководителя в детском саду не входит профессиональное обучение будущих музыкантов, хореографов и актеров, ведь это не музыкальная школа. В настоящее время я пытаюсь на своих занятиях воплощать концепцию «Музыка – «зеркало» жизни». Ее смысл заключается в следующем. Ничто в музыке не появляется и не исчезает само по себе. Стиль, характерные образы, представление о прекрасном и безобразном, предпочтение одних видов музыки другим, ее жанры и формы, особенности выразительных средств, выбор материалов – все связано с образом жизни, особенностями мировосприятия на различных этапах развития человеческой жизни. Малейшее изменение сложившихся представлений вызывает реакцию в музыке вообще и в музыке для детей. Подчеркну, что когда дети и педагог владеют подобным концептуальным подходом, они могут погружаться в какие угодно частности и детали.

К примеру, занятие на тему  любую тему, где используются динамические оттенки и выразительность в музыке может содержать кропотливое изучение названий и значений итальянских терминов: F (форте), mF (меццо -–форте), p (пиано), sF (сфорцандо), < (крещендо), > (диминуэндо) и т.д.

Любая детализация здесь будет служить не запоминанию новых слов и понятий. Пропущенная сквозь призму концепции, она будет подтверждать мысль о поисках и формировании новых выразительных средств, отражающих изменившееся представление о музыке, исполненной динамически ярко. Пусть ребенок не запомнит слова «форте» и «пиано», но он осознает, что эти понятия делают музыку не монотонной, а красочной. Смысл концептуального значения идеи в том, что она, присутствуя везде, проявляется каждый раз в новом виде. Ее новый облик на каждом занятии конкретизируется в виде темы, цели и задач занятия, в драматургии его построения. Но хотелось бы особо подчеркнуть, что эмоциональное, художественное содержание занятия должно быть организовано в стройную логическую систему. Между прочим, древние греки не считали музыку просто видом искусства. Она для них воплощала высшую гармонию мироздания, его высший порядок. Поэтому, я считаю, что музыкальное занятие при всей его вдохновенности и возвышенности должно иметь цель. Причем, не эффектную, красиво звучащую, и, видимо, поэтому популярную у музыкальных руководителей «научить детей любить музыку»…, которая с точки зрения одного занятия выглядит несколько абсурдно. Это может являться целью всей образовательной области «Музыка в детском саду». Нас же интересует конкретная цель какого – либо данного занятия, отражающая один, пусть маленький, шаг к общей цели, указанной ранее. Цель занятия должна быть такой, чтобы в его конце можно было сделать вывод, достигнута она или нет. Цель занятия должна определить путь воплощения его темы и идеи в конкретные формы, виды деятельности, в конкретное драматургическое строение. Исходя из этого, определяются задачи, связанные с вышеуказанными видами деятельности.

Дети на занятии могут быть слушателями, зрителями, исполнителями, исследователями, художниками – творцами, актерами, режиссерами… Традиционная общая дидактика определяет триединство воспитательной, образовательной и обучающей (развивающей) задач. На занятиях музыкой нас интересует прежде всего деятельность ребенка как субъекта, личности, воспринимающей музыку, информацию, релаксирующей и участвующей в активном осмыслении, творческом претворении полученного, в обмене художественными впечатлениями, а также имеющей желание, стремление к свободному самовыражению через творчество, музыку.

 Следовательно, определяя конкретные задачи занятия, следует учитывать такие позиции взаимоотношений, как «педагог – ребенку», «педагог и ребенок вместе», «ребенок – для себя», «ребенок –ребенку» (ситуация, когда ребенок выступает в роли педагога или партнера в диалоге); «ребенок – педагогу». Здесь имеется ввиду не ситуация отчета о выполненном задании ребенка педагогу, а обмен впечатлениями, информацией, открытиями, возникшими у ребенка в результате занятий. Дети порой также способны научить взрослых нетривиальному взгляду на музыку, жизненной ситуации, готовы поделиться с ними интересной информацией. В связи с этим, при планировании музыкальных занятий, я определяю следующие моменты: ¨ содержание раздела; ¨ суть занятия и его место в содержании раздела; ¨ тип занятия, его жанр; ¨ художественно – педагогическую идею данного занятия, раскрывающую концепцию всего курса музыкальных занятий в детском саду, избранную музыкальным руководителем в качестве объединяющего стержня, и в связи с этим – возможность постановки проблемы и ее разрешения; ¨ драматургию логического и эмоционального развития (сценарий); ¨ основные задачи занятия, отражающие различные виды деятельности (какое впечатление, эмоциональное потрясение должны испытать дети; какое новое знание они получать; каким новым умением они овладеют в результате занятия); ¨ выводы на различных этапах занятия и его итог (режиссура занятия); ¨ необходимо оборудование и материалы; ¨ расчет времени по разделам занятия.  

Занятие – концерт интересно тем, что педагог и дети оказываются в одной роли: Слушателя, Зрителя, Исполнителя. Очень увлекательным становится составление программы концерта с точки зрения ее драматургического построения, подготовка номеров – не только стихов, песен, рассказов, рисунков, но и аудио записей, видео кассет, слайдов, фотографий, выступления родителей и т.д. То есть всего того, чем хотел бы поделиться с другими и ребенок, и педагог, и родитель, что они хотели бы посмотреть, послушать, рассказать, почитать еще раз вместе, в атмосфере взаимопонимания. Важную здесь роль играет оснащенность музыкального зала, в котором проходят занятия и концерты.  В концерте всегда присутствуют 4 группы детей и их родители.

Занятие – импровизация – жанр очень сложный. Здесь педагогу необходимо свободно ориентироваться в материале, так как импровизация возможна на какой – либо уже имеющейся основе. Когда у детей масса впечатлений, когда каждый из них выделил для себя нечто свое от знакомства с новым материалом, педагогу все – таки нужно помнить крылатую фразу: «лучшая импровизация – импровизация подготовленная». В этом случае нужно продумывать цель и задачи занятия, кроме этого, следует подготовить всевозможные репродукции, слайды, книги, аудио – видеоматериалы, которые могут понадобиться. Следует продумать также «отправную точку» занятия. Ее может стать портрет композитора, наглядное пособие, звучание песни, выставка репродукций, рассматривание книг и брошюр, принесенных детьми, просто фраза, вызвавшая внимание группы. Далее ход занятия выстраивается в процессе контакта взрослого и детей, ребят между собой.  Иногда развитие занятия может получить непредсказуемое направление. К этому музыкальный руководитель тоже должен быть готов, главное, чтобы занятие не превратилось в пустые разговоры «про жизнь», а было занятием музыки.

Занятие - ролевая игра – жанр занятия итогового, обобщающего, чрезвычайно любим детьми. Например: после изучения раздела «Зима» желающим из числа детей предлагается «войти в роль» Деда Мороза, Снегурочки, Зимы, Снежинок, лесных зверей, клоунов, петрушек и т.д. Они располагаются в центре зала, приняв соответствующий вид (позы, изменения внешности…). Остальные дети дают «гостям» задания самые разные: спеть, исполнить танец, рассказать историю, выполнить желание и т.д. Выполнение задания у каждого из «гостей» будет различным, так как они будут отражать различное мироощущение, стиль. В конце занятия зрителями оцениваются интересные выступления, а исполнители оценивают интересные задания сидящих.

Занятие – драма (греч. drama – действие). Основное значение этого слова – «род художественных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных к сценическому исполнению. Литературное произведение такого рода с серьезным, но негероическим содержанием (в отличие от комедии и трагедии). Произведение больших размеров с рядом захватывающих событий». В нашем садике очень часто это - музыкальная сказка, детская опера, показанная одной группой детей для другой; фрагмент музыкального утренника, исполненный старшими детьми для младших; кукольный театр, показанный взрослыми. План занятия в этом жанре составляется как сценарий некоего «действа», «разыгрываемого» произведениями искусства, педагогом и детьми. Дети включаются в развитие этой драмы в качестве активных зрителей, слушателей – ведь они не просто смотрят и слушают, а решают проблемы, возникающие перед ними при помощи педагога. Особое значение на занятии – драма имеет завязка, кульминация (эмоциональная и логическая), выводы, итог.

Занятие – интервью как жанр интересен для проведения обобщающих заключительных занятий. Интервьюером может выступать педагог по отношению к детям, дети по отношению друг к другу, а также дети по отношению к педагогу или к интересному человеку, гостю и т.д. Интервьюер (взрослый) должен определить для себя тему, задачи, основной ход и возможные оригинальные повороты интервью, которое может быть и устным, и письменным. Педагогу важно продумать содержательность, логичность, оригинальность, творческий характер беседы, осуществляемой интервьюером, а также полноту информации и оригинальность высказываний интервьюируемого.

Занятие - панорама носит обзорный характер содержания. Он рассчитан на созерцательный тип восприятия музыки. Это бывает необходимо на предварительном или наоборот, заключительном этапе изучения темы.

Занятие – презентация (от латинского praesentatio – предъявление, представление к взысканию). Презентация – это не только представление нового, но и его защита, показ его достоинств, преимуществ. Презентация может проводиться музыкальным руководителем как тип вводного занятия.

Занятие – репортаж из концертного зала, театра, музыкальной школы, страны, эпохи, из дома композитора, сказочного героя, с праздника и т.д. Этот жанр может быть использован для вводных или «углубляющих», а также для обобщающих занятий. Репортаж (от французского report, букв. перенесение) может вести педагог, но интереснее вариант, когда музыкальный руководитель играет роль «ведущего в студии», а «репортерами с мест» выступают музыкальные произведения, а дети «читают» или «переводят» их «сообщения».

В заключении хотелось бы отметить, что при всем внимании к процессу совершенствования своего музыкального занятия, я всегда помню в особой степени то, что у каждого ребенка, кроме программы музыкального развития в детском саду есть еще и «домашняя программа», в которой роль музыки не так уж мала, как принято считать. Воздействие на «вторую программу», подключение ее к музыкальному занятию приводит действительно к настоящему результату моей совместной работы с детьми: мои воспитанники поют и на занятии, и в свободной деятельности, и по дороге в детский сад; легко импровизируют под музыку; чтение стихов стало более эмоциональным и выразительным; дети великолепно исполняют сольные партии в музыкальных сказках; они отзывчивы в слушании и раскрепощены в движениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию математических способностей старших дошкольников .

"Путешествие Вовки по Лукоморью".  Цель:обобщение элементарных математических представлений у детей старшего возраста. Задачи:Обучающие:Закреплять умение считать и отсчитывать в предела...

По художественно-эстетическому развитию детей: дизайнерское решение изображения ели, непосредственно образовательная деятельность воспитателя с дошкольниками старшей группы

Цель: Развитие эстетического вкуса, творческой активности дошкольников в процессе изобразительной деятельности, посредством работы с разными материалами.Задачи:Образовательные:- Закреплять практически...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и речевого общения старших дошкольников с ОНР

Пересказ сказки   В.Сутеева  «Это что за птица?» в рамках лексической темы « Птицы»...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения (старшая группа).

В рамках образовательной деятельности закрепляются представления дошкольников с нарушением зрения о времени года "Зима" посредством использование нетрадиционной техники «Рисование цветной солью»....