Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по развитию речи старших дошкольников ( 5-6 лет) с использованием ИКТ Тема: «Грибы в осеннем лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

"Грибы в осеннем лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby_eor.docx567.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с. Хворостянка муниципального района Хворостянский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Колосок»

Конспект

Непосредственно Образовательной Деятельности

по развитию речи

старших дошкольников ( 5-6 лет)

с использованием ИКТ

Тема:  «Грибы в осеннем лесу»

                                                                Провела: Костикова

                                                                Любовь Александровна

                                                                Воспитатель

                                 

 2016

Тема:  «Грибы в осеннем лесу»

Цель: Расширить знания детей об овощах и их пользе.

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Задачи:

1. Закрепление представлений о лесе.

Познакомить с названиями грибов, их внешними признаками, строением ( «Познавательное развитии»)

 

2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы». Учить согласовывать числительные с существительными, образовывать прилагательные от глаголов; закрепить употребление предлогов. ( «Речевое развитие»)

3. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. ( «Социально-коммуникативное развитие»)

4. Развитие зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением. ( «Физическое развитие»)

Предварительная работа: чтение сказке и просмотр мультфильма В. Сутеева «Под грибом».

Материалы и оборудование:   корзинки, раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов, муляжи, магнитофон, запись «Голоса леса», «пеньки» (модули), предметные картинки «Грибы» (подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, бледная поганка, рыжик, белый гриб, масленок, опенок), печенье «Грибочки».

Средства ЭОР: презентация, проектор, экран.

Методические приёмы.

1.        Создание ситуации занимательности.

2.        Методы словесной передачи (объяснение, рассказ, беседа)

3.        Наглядные методы (наблюдение, показ образца, показ способа действия и дидактических пособий.

4.        Игровые методы (пальчиковая гимнастика, физкультминутка, дыхательная гимнастика)

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя.   

Деятельность детей.

Ожидаемый результат.

1

Организационный момент.

 1) Приветствие.

– Здравствуйте, ребята!

2) Мотивация к занятию.

Эмоциональный настрой: звучит запись «Голоса леса»

Дети приветствуют друг друга.

Настрой на предстоящую деятельность.

2

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу предложить вам путешествие в осенний лес. А чтобы попасть в лес, надо сесть на автобус и уехать далеко от детского садика.

А во время нашего пути я предлагаю вам отгадать загадку.

Кто стоит на крепкой ножке?

В бурых листьях у дорожки?

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад,

Если дождик и тепло,

Он считает повезло!

Ответы детей. (Гриб)

Умение детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

3

Воспитатель: Правильно! Мы сегодня пойдем по грибы. А что в лесу мы можем о них узнать?

Дети: названия грибов, где растут, как их нужно собирать.

Развивать память и воображения детей.

4

Воспитатель: Хорошо. Мы узнаем.

Ребята вот мы и приехали. (выходим из автобуса).

Вот и лес. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.

Слайд 1

C:\Users\КОСТИКОВ\Desktop\рлш.jpg

Заинтересованность детей.

5

Воспитатель: Ребята, вспомните мы с вами читали сказку и смотрели мультфильм «Под грибом». Что удивило муравья, когда кончился дождь, и он выбрался из под гриба?

Дети: Сначала муравью одному было мало места, а потом всем место нашлось.

Активизировать словарный запас детей.

6

Воспитатель: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?

Дети: Пока шёл дождь гриб вырос.

Развивать память.

7

Воспитатель: Правильно, грибы растут после дождя.

Недаром и в пословицах сказано: «Будет дождь – будет и гриб». А в какое время года бывает больше всего грибов?

Дети: Осенью.

Закрепить знание времен года.

8

Воспитатель: И про то пословица имеется: «Весна красна цветами, а осень – грибами».

-Мы с вами попали в настоящее царство грибов.

Грибы очень разнообразные. Все ли грибы можно собирать?

Слайд 2 

 Дети: нет, есть съедобные и несъедобные (ядовитые)

Закрепить знание ядовитых грибов.

9

Воспитатель: почему грибы называют несъедобными?

Дети: Их нельзя употреблять в пищу.

Активизировать словарный запас детей.

10

Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. А про тех, кто ядовитые грибы в кузовок кладет, говорят: «Ходить в лесу – видеть смерть на носу». Посмотрите, пожалуйста картинки и постарайтесь определить какие грибы несъедобные.

Слайд 3,4,5

Дети глядя на слайды говорят правильный ответ

Дети: мухомор.

Развивать внимательность детей.

11

Воспитатель: Правильно, но есть ещё и бледная поганка, ложны е опята.

Слайд 6, 7.

Развивать память.

12

Воспитатель:

МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Возле леса на опушке,

украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

Не правда ли, красавец? Алый кафтан, белые крапинки.

«Мухомор прекрасен, да для здоровья опасен». Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. В лесу мухомор – гриб нужный. Для человека ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму. В лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились использовать мухоморы как лекарство от некоторых  серьезных болезней.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная,

по цвету бледная.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня — отравится.

Ребята, я попрошу вас внимательно посмотреть на картинки и запомнить ядовитые грибы.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Расширить знания о ядовитых грибах.

13

Воспитатель: А теперь, давайте немного отдохнем: Пальчиковая гимнастика «Грибы» Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу

Мы идем грибы искать (Начинают загибать по одному пальчику

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел

Потому и потолстел.

Дети вместе с воспитателем выполняют пальчиковую гимнастику.

Смена настроения и деятельности.

14

Воспитатель: Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами.

Но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать правила сбора грибов:

1.        Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;

2.        Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;

3.        Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;

4.        Не собирать грибы у проезжей части;

5.        Собирать только известные грибы;

6.        Не срывать старые и очень маленькие грибы.

7.        Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу.

Дети слушают рассказ воспитателя.

Способствовать логическому мышлению детей.

15

Воспитатель: А что такое грибница?

Воспитатель даёт понятие грибницы. (Вегетативное тело гриба, состоящее из очень тонких переплетённых нитей; мицелий.)

Дети: затрудняются ответить.

Познакомить с понятием грибницы.

16

Воспитатель: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?

Слайд 9

Дети: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.

17

Воспитатель: Верно, грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей. Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет! Если вы нашли лесной клад — молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом. А грибницу слегка присыпать землей, прикрыть листвой или веткой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год снова вырос гриб. Настоящий грибник, находя хороший гриб, сначала полюбуется им, запомнит, где этот гриб вырос, и только потом осторожно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз. Вот какие подарки преподносит нам лес!

18

Теперь, вы, грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы (дыхательная гимнастика), собираем грибы. Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки (собирают грибы)..

Дети встают и ходят по комнате, находя расставленные грибы (муляжи) и складывают в корзину

Смена настроения и деятельности.

19

Затем дети садятся на «пенёчки» (расставленные полукругом)

20

Воспитатель: Как можно назвать одним словом, то что вы собрали?

Дети: Грибы.

21

Воспитатель:

Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка.

Слайд 10, 11, 12.

Дети рассматривают слайды.

22

Воспитатель показывает по одному грибу и описывает вместе с ребёнком внешний вид и особенности строения (размер, форма и цвет шляпки и ножки, особенности произрастания)

23

Воспитатель: БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая. В глухом бору стоять привык

слайд 13

24

Воспитатель: ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Слайд 14

25

Воспитатель: ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.

Слайд 15

26

Воспитатель:

ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Слайд 16

Познакомить детей с многозначными словами: лисички, шляпка, ножка.

27

Воспитатель: Воспитатель: Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу?

Ответ детей: Нет.

28

Воспитатель: Их нужно приготовить, вот и узнаем умеете ли вы готовить грибы.

29

Воспитатель: Ребята вот и подошла наша прогулка к концу, пора возвращать в детский сад. Прошу вас пройти к автобусу и занять свои места. А во время обратного пути мы с вами подведём итоги нашей прогулки.

Что нового вы узнали? Какие бывают грибы? Какие можно собирать грибы, а какие нельзя?

Воспитатель: Молодцы! (Добавляет)

А дома я попрошу вас вместе с родителями уточнить, почему нельзя собирать грибы у проезжей части и вблизи фабрик и заводов?

Воспитатель: Ребята, мы с вами соблюдали все правила леса и лесные жители решили нас отблагодарить. Они передали вам угощения.

Раздаю детям печенье «Грибочки».

Дети: Где растут грибы, съедобные и несъедобные, части гриба, правила сбора грибов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Рассказывание сказки « Теремок».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Тема: «Р...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий "Путешествие в зимний лес".

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для дошкольников старшего возраста по теме: квест игра «Путешествие с Весной» воспитателя МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст. Старощербиновская Брылёвой Аллы Александровны

Активизировать интерес к познанию окружающего мира по теме весна, помочь детям усвоить новые знания о признаках весны, уметь их описывать, логически выстраивать цепочку погоды. Закрепить знания детей ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи старшей группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники.

Цель: развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста, с опорой на мнемотаблицу, отображающие последовательность событий. Демонстрационный материал https://...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для дошкольников 5-6 лет «Путешествие по водоёмам Самарского края»

Задачи.1) Способствовать освоению детьми представлений о многообразии рек, озер родного края и их обитателей; развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, про...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники по теме: Пересказ «Лиса» (по Е. Чарушину)

Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием  графических схем.Задачи:Формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержание...