Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий "Что мы мы знаем про осень?"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Марина Валерьевна Донецкая

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий "Что мы знаем про осень?"

Цели: Закрепить знания детей о характерных признаках осени.  Развивать связную речь и активизировать словарь по теме.Закрепить грамматические категории:

• навыки подбора существительного к прилагательному;

• согласование прилагательного с существительным.

Развивать у детей познавательный интерес, общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование: плакат «Круг осенних явлений», «Осенние развлечения», осенние листочки, дерево с зелеными листьями, запись осеннего леса, листья с осенними словами, осенний лист на палочке (для зрительной гимнастики), массажные дощечки, листочки из тонкой бумаги для дыхательной гимнастики.

Предварительная работа: беседы про осень, чтение стихотворений, рассматривание осенних иллюстраций, картин. Разукрашивание осенних листьев.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ - САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА №167 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 «Что мы знаем про осень?»

https://fhd.multiurok.ru/f/b/a/fbabf94d0a69d41050eed5e554849d1decdea1c6/img_2_0_2.jpg

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

                                                                               Подготовила Донецкая М.В.

Донецк 2022

Цели: Закрепить знания детей о характерных признаках осени.  Развивать связную речь и активизировать словарь по теме.Закрепить грамматические категории:

• навыки подбора существительного к прилагательному;

• согласование прилагательного с существительным.

Развивать у детей познавательный интерес, общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование: плакат «Круг осенних явлений», «Осенние развлечения», осенние листочки, дерево с зелеными листьями, запись осеннего леса, листья с осенними словами, осенний лист на палочке (для зрительной гимнастики), массажные дощечки, листочки из тонкой бумаги для дыхательной гимнастики.

Предварительная работа: беседы про осень, чтение стихотворений, рассматривание осенних иллюстраций, картин. Разукрашивание осенних листьев.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, мне сегодня на почту пришло письмо от одного мальчика. Думаю, вы о нем слышали…

Хоть твердит, что он – мастак,
Попадал не раз впросак.
Просто он большой зазнайка,
И зовут его …

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Незнайка! Еще про него говорят, что он известный коротышка, озорник и шалунишка. Недавно Незнайка узнал, что в других городах бывает осень, опадают листья, идут дожди. А в его городе всегда тепло и растут цветы. Незнайка очень захотел узнать, что такое осень, и пришел к нам в гости!

Заходит Незнайка, здоровается с ребятами.

Воспитатель: Ребята, расскажем Незнайке про осень?

Ответы детей.

Воспитатель: замечательно. Предлагаю начать с осенних месяцев. Хорошо? Слушаем внимательно.

- Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

Ответы детей.

Воспитатель: умницы, загадка про следующий месяц.

- Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый.

День пройдет — он упадет,

Его ветром унесет.

Лист последний на заре

Сбросит клён наш в … (Октябре)

Ответы детей.

Воспитатель: отлично! И про последний осенний месяц…

- Ветер хмурый тучи гонит

 За поля и за луга.

А на тёмном небосводе

 Хмуро движется луна.

После солнечной погоды

Сентября и октября

Скоро хмурая природа

Ждёт прибытья … (Ноябрь)

Ответы детей.

Воспитатель: какие вы молодцы! Все три месяца отгадали. Посмотрите какой красивый осенний круг, это круг осенних явлений. Он поможет нам рассказать про осень.

Дети садятся на ковер вокруг круга.

Вопросы:

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.
По свету рыщет,

Поет да свищет.(Ответ: Ветер)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто… (Ответ: Листопад)

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться.

Кто собрался в стайки? … (Ответ: Перелетные птицы)

•  Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет. (Ответ: Иней).

• С неба капает уныло.

Всюду мокро, всюду сыро.

От него легко спастись,

Лишь зонтом обзавестись (Ответ: Дождь).

Незнайка: Большое спасибо, ребята. Сколько интересного я узнал про осень.

Воспитатель: Наши дети знают много «осенних» слов и, сейчас, мы поиграем в игру «Узнай осеннее слово», чтобы Незнайка тоже их запомнил. Я буду называть слова. Вы внимательно слушайте их, и когда услышите «осеннее» слово, хлопните в ладоши.

Воспитатель называет слова: листопад, снег, лето, дождь, октябрь, холод, дом, гриб, ромашка, цыпленок, лужи, вьюга, листья, астры, снегопад.

Незнайка: Теперь я знаю, что осенью холодно, часто идет дождь, дует ветер, опадают листья. А вам не холодно осенью?

Воспитатель: Если у нас замерзнут руки, мы можем надеть перчатки. Ребята, давайте покажем Незнайке как мы это делаем.

Игра «Надеваем перчатки» - проводим от ногтя до основания каждого пальца правой руки собранными вместе всеми пальцами левой руки (и наоборот) начиная с большого пальца.

Незнайка: У нас, ребята, все время лето и очень тепло. Мы купаемся, загораем, играем в футбол, катаемся на велосипедах. А у вас осенью холодно, сыро, наверно, грустно все время сидеть дома?

Воспитатель: Нет, Незнайка, нам не грустно. Ведь осенью тоже можно придумать много развлечений. Ребята, давайте расскажем, как мы развлекаемся осенью.

Ответы детей. (Мы собираем шишки и каштаны для поделок, красивые листья, веточки рябины, чтобы составить красивые букеты. Собираем урожай на огороде. Из осенних листьев плетем веночки. Прыгаем через лужи. Из ягод рябины делаем бусы. Устраиваем красивые фотосессии)

Воспитатель: Ребята давайте покажем Незнайке осенние забавы.

(Пластический этюд «Осенние забавы» Цель: учить детей выражать мимикой и жестами свое настроение, передавать различные действия, развивать координацию движений.)

Изобразите: собираем листья в букеты, плетем веночки, устраиваем фотосессию.

Подвижная игра «Перепрыгни через лужи».

Дети (делится на две команды) по сигналу прыгают через «лужи» (голубая бумага). Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя)

Незнайка: Ой, как весело! Мне понравилась ваша игра, обязательно научу коротышек в нее играть.

Воспитатель: Ребята присаживайтесь на ковер, закройте глаза и представьте, что мы очутились в осеннем лесу. (Звучит запись осеннего леса.)

В лесу сейчас стоит тишина, пасмурно, сыро, последние перелетные птицы улетают в теплые края. Многие животные с началом холодов заснули до весны. Но не все. Солнце светит, но уже холодно, деревья сбрасывают разноцветную листву. Только слышно, как между почти голых деревьев по разноцветному ковру полян гуляет ветер… да тихонько, поскрипывая перед зимней спячкой переговариваются деревья…

Дети открывают глаза.

Воспитатель: ребята, давайте попробуем передать настроение, которое царит в осеннем лесу. «Логоритмика»

Осень, осень — листопад (руки вверх) 

Листья желтые летят (руки вниз)
Ветер дует, задувает 
(разводят руки)
Туча солнце закрывает 
(закрывают глаза)

Дождик капает с утра (сжимают кулаки)
Осень – грустная пора 
(разводят руки в стороны)

Незнайка: Мне очень понравилась песенка ветра и разговор деревьев тоже.

Воспитатель: Незнайка, и у нас в группе есть дерево. Мы тебе его сейчас покажем.

Воспитатель вместе с детьми подходит к дереву, на котором висят зеленые листья.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что с нашим деревом что-то не так?

Дети: На дереве только зеленые листья, а осенью на деревьях листья разноцветные.

Воспитатель: Думаю, это надо исправить. Предлагаю украсить дерево в осенний наряд.

Дети снимают часть зеленых листьев и цепляют желтые, красные, оранжевые, коричневые.

Незнайка: Какие у вас ловкие пальцы. Вот как быстро украсили дерево.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой у меня волшебный лист, как он кружится в воздухе. Последите за его движением глазами.

Зрительная гимнастика «Последи, как летит листок».

Цель: снятие зрительного утомления, укрепление и расслабление мышц глаз.

Воспитатель вращает лист на разной высоте, дети следят за его полетом (4-5 раз).

Незнайка: Мне так понравилось, как лист кружится в воздухе!

Воспитатель: Незнайка, а ты хочешь поиграть с ребятами с листочками.

Незнайка: Да! Очень хочу! Только я не умею.

Воспитатель: а мы с ребятами тебя научим.

Дыхательная гимнастика «Листочки»

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

Дети под слова воспитателя сдувают маленькие листочки, вырезанные из легкой бумаги.

Воспитатель: Пока мы следили, как кружится в воздухе лист, к нам на полянку прилетели другие листочки. Они не простые, на них написаны слова. Нам надо подобрать к ним другие, нужные слова. О чем так можно сказать?

• Дождливое …  утро, небо, облако, настроение;

• Холодное … солнце, дыхание, утро, сердце;

• Хмурый … день, вечер, вторник, ветер;

• Пронизывающий … ветер, дождь, взгляд, холод;

• Колючий … еж, ветер, дождь, цветок;

• Короткий … хвост, поводок, вечер, день;

• Мокрая …  обувь, улица, земля, погода;

• Волшебная … осень, погода, красота, дудочка;

• Осенняя …  дорога, непогода, красота, грязь;

• Грибная … поляна, осень, история, корзина;

• Солнечные … дни, лучи, часы, улыбки.

Незнайка: Ребята, у нас в стране ветер теплый и ласковый, а у вас ветер хмурый, пронизывающий и колючий.

Воспитатель: да, Незнайка, так бывает поздней осенью. Хочешь, мы тебе покажем, каким колючим может быть ветер. Посмотри какие у нас с ребятами есть волшебные дощечки.

Воспитатель раздает каждому ребенку дощечку для массажа пальцев.

• Проведите, пальцем по дощечке, а теперь проведите ладонью. Ощутите, какой может быть колючий ветер поздней осенью.

• Нарисуйте пальцем лист. Ветер подхватил лист и закружил его. Проведите по кругу пальцами, ладонью.  

Воспитатель: Незнайка, тебе понравилось у нас?

Незнайка: Да! Я так много узнал про осень. Теперь я расскажу своим друзьям, коротышкам, что такое осень!

Воспитатель: На память о нашей встречи, мы с ребятами, хотим подарить тебе осенние листья. Эти листья ребята разукрасили сами.

Дети дарят Незнайке осенние листья.

Незнайка: Спасибо вам за подарки! До новых встреч, ребята! (уходит)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете про осень и ее приметах, играх и забавах. Хочу подарить вам раскраски с осенними забавами.

Воспитатель дарит детям раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Рассказывание сказки « Теремок».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Тема: «Р...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий "Путешествие в зимний лес".

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗИМЕ?»

Цели:Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд, северное сияние, полярная ночь.Задачи:1. Развивать с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники по теме: Пересказ «Лиса» (по Е. Чарушину)

Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием  графических схем.Задачи:Формирование умения целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержание...