«Система работы и взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Воронцова Анна Григорьевна

Содержание:

1.    Структура работы тифлопедагога в ДОУ для детей с нарушением зрения

2.    Структура работы воспитателя в ДОУ для детей с нарушением зрения

3.    Варианты взаимодействия тифлопедагога и воспитателя

4.    Из опыта работы: взаимодействие тифлопедагога и воспитателя во время прогулки

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система работы и взаимодействие

учителя-дефектолога и воспитателя»

Содержание:

  1. Структура работы тифлопедагога в ДОУ для детей с нарушением зрения
  2. Структура работы воспитателя в ДОУ для детей с нарушением зрения
  3. Варианты взаимодействия тифлопедагога и воспитателя
  4. Из опыта работы: взаимодействие тифлопедагога и воспитателя во время прогулки

1. Структура работы тифлопедагога в ДОУ для детей с нарушением зрения

Исследователи отмечают,  что коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологией зрения невозможно осуществить на общеобразовательных  занятиях. Поэтому в образовательном учреждении, которое посещают дети с нарушениями зрения, предусмотрено наличие такого специалиста, как учитель-дефектолог (тифлопедагог).

Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу.       

Целью работы учителя-дефектолога является формирование у детей с нарушениями зрения социально-адаптивных форм общения и поведения, их интеграция в открытое общество.

Задачами работы учителя-дефектолога являются:

- формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

 -формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

- обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Основные направления работы учителя-дефектолога:

обследование детей:

- изучение медицинских и офтальмологических карт;

- наблюдение за детьми,

- проведение диагностики;

проведение специальных коррекционных занятий:

- индивидуальные занятия по подготовке детей к проверке зрения и

лечению на аппаратах;

- подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия;

- подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков ориентировки в пространстве;

- подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки;

- работа по развитию осязания и мелкой моторики, которая осуществляется на всех коррекционных занятиях.

участие в методической работе ОУ:

- посещение занятий, проводимых воспитателем, а также другими специалистами;

- выступления на педагогических советах;

- групповое и индивидуальное консультирование воспитателей и специалистов ОУ;

- показ открытых занятий с детьми;

- подготовка рекомендаций по развитию зрительных функций, а также профилактике зрительных утомлений,

работа с родителями:

- выступления на родительских собраниях;

- подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей;

2. Структура работы воспитателя в ДОУ для детей с нарушением зрения

Воспитатель, работающий в группе для детей с нарушением зрения наряду с осуществлением задач обучения и воспитания, решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом детей. К ним относятся:

§   создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения;

§   осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения;

§   повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима (например: пунктуальное распределение времени работы в группе логопеда, медсестры-ортоптистки, тифлопедагога, выход на прогулку, строгое ограничение длительности занятий и т. д.).

Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, и тифлопедагога. Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность.

Коррекционную направленность занятий воспитателя определяет использование:

-специальной наглядности, подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении;

-выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физминутки, как обязательной части любого занятия. Суженый сенсорный опыт обязывает обращать внимание на правильный способ деятельности, а не только на ее результат.

Дифференцированный подход к учебно-воспитательной и коррекционной работе требует выделения подгрупп детей, которые могут формироваться по остроте зрения, по зрительному диагнозу, по состоянию развития познавательной сферы.

При работе с подгруппой воспитатель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Если ребенок не может ответить, то дать дополнительное разъяснение, затем повторно задать вопрос и дождаться ответа. Следует больше внимания обращать на руки педагога при обследовании предмета, обводке и т. д. Руки движутся медленно; каждое движение сопровождается словом, показом. Эффективно использование дидактических игр, специально подготовленных с учетом рекомендаций тифлопедагога, а также подвижных, строительных, творческих игр, специально организованных для закрепления знаний, выработки навыка и т. д.

При проведении фронтальных занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

3. Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя

Эффективность коррекционной работы может быть обусловлена лишь интеграцией - объединением усилий педагогов для решения поставленной цели. Без скоординированных и  согласованных  действий всех педагогов в условиях ДОУ невозможно  эффективно скоррегировать имеющиеся нарушения в развитии ребёнка и тем самым помочь  ему легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Для успешного решения задач воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включая тифлопедагога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в дошкольном учреждении – педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей в тесном взаимодействии, определяют эффект коррекционной работы. Несмотря на необходимость профессиональной деятельности каждого специалиста, положительный педагогический эффект может быть достигнут только в результате объединения их усилий. Но, прежде всего рабочая взаимосвязь должна присутствовать в деятельности тифлопедагога и воспитателей.

Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит оттого, насколько им хорошо организована работа с воспитателями, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателей по закреплению полученных детьми на занятиях учителя-дефектолога знаний. Сочетая в своей работе различные виды деятельности, учитель-дефектолог фактически ставит перед собой непосредственные задачи взаимодействия с воспитателями:

- ознакомить воспитателей с теориями и исследованиями в области воспитания и развития детей с нарушением зрения;

- разработать совместно с воспитателями индивидуальную образовательную программу для детей инвалидов;

- сформулировать требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;

- разработать индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучить им воспитателей;

- формировать у воспитателей высокий уровень их компетентности в осуществлении коррекционно - образовательного процесса в детском саду.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателей.

При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению недостатков в развитии, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Решение коррекционных задач осуществляется воспитателем не только на занятиях, а в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

4. Из опыта работы: взаимодействие тифлопедагога и воспитателя во время прогулки

Эффективным средством взаимодействия тифлопедагога и воспитателя является прогулка, где проводятся дидактические и подвижные игры, направленные на развитие глазомера, точности движений, ориентировки в пространстве.

В течение дня дети участвуют не только в общеобразовательных, но и в специальных коррекционных занятиях, а также проходят курс необходимого лечения. Такая насыщенность разными, и подчас, трудными для детей видами деятельности обусловливает их повышенную утомляемость, снижение познавательной активности и эффективности проводимой коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы.  За время прогулки дети должны хорошо отдохнуть, подвигаться и, в то же время, поупражняться в использовании зрения и всех сохранных анализаторов. Время, отведенное на прогулку, должно быть наполнено интересными играми и упражнениями коррекционного характера, не утомляющими детей.

Игры и упражнения, проводимые с детьми на территории детского сада, можно разделить на несколько групп в зависимости от того, какую задачу ставят перед собой тифлопедагог и воспитатель.

- Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений зрительного восприятия (восприятия цвета, формы, величины предметов, их пространственного расположения);

- Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений в развитии двигательной сферы (основные движения);

- Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений ориентировки в пространстве;

- Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений познавательной деятельности.

Более подробно, мы хотели бы остановится, на играх по развитию ориентировки в пространстве.

Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей.

Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений.

Программой специальных (коррекционных) учреждений IV вида для дошкольников с нарушениями зрения (под редакцией Л. И. Плаксиной) предусмотрено проведение занятий по развитию ориентировки в пространстве, подробно расписаны задачи, предложены дидактические игры и упражнения.

Специальные коррекционные занятия по пространственной ориентировке могут проводиться не только в условиях кабинета тифлопедагога. Например, занятия, где решаются задачи обучения детей ориентировке в макропространстве, тифлопедагог переносит в физкультурный зал, на участки групп и всю территорию детского сада.

Воспитатели также решают задачи обучения детей ориентировке в помещениях и на территории детского сада: в игровой комнате, спальне, в музыкальном и физкультурном зале, на участке группы.

Большие возможности взаимосвязи и преемственности в обучении детей пространственной ориентировке заключены в целевых прогулках.

Тифлопедагог вместе с воспитателем планирует тему прогулки, ее цели, используемые методические приемы. По заданиям тифлопедагога воспитатели проводят с детьми индивидуальные упражнения, в которых закрепляют сформированные у детей представления о пространстве и навыки ориентировки в нем, включают специальные игры и упражнения в свои занятия и мероприятия, проводимые в различные режимные моменты.

Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в различных играх и упражнениях: в них дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.

Хотим представить вашему вниманию несколько игр, проводимых с детьми подготовительной группы на территории детского сада во время прогулки направленных на закрепление навыков ориентировки в пространстве освоенных на занятиях тифлопедагога.

Игра «Снежная Королева»

Задачи игры:

- закрепление умения передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме,

-закрепление умения обозначать в речи направления движения соответствующими пространственными терминами (направо, налево, вперед, назад)

- закрепление навыка работы в команде.

Предварительная работа: воспитатель в группе вместе с детьми провел занятие по теме «Цвета и оттенки», провел опыт по формированию умения смешивать краски с водой для получения нужных цветов и оттенков, а также дети вместе с воспитателем залили формочки водой разных цветов и положили их в морозильник чтобы они замерзли.

Проведение игры: На следующий день, когда я открыла дверцу морозильника, чтобы забрать льдинки, я обнаружила, что льдинок там нет. Кто-то решил над нами пошутить и спрятал их. Вместо льдинок в морозильнике лежала схема территории нашего детского сада с изображением мест, где спрятана каждая льдинка. Чтобы их найти на прогулке мы разделились на 2 команды. У каждой команды была своя схема, по которой нужно было пройти, чтобы найти все льдинки. Начиналось наше путешествие у ворот детского сада, а заканчивалось на спортивной площадке, где мы встретились, чтобы посмотреть все ли льдинки мы нашли. После чего мы решили украсить нашими льдинками кустик, растущий около нашей веранды.

Игра «Цветной лабиринт»

Задачи игры: 

- закрепление умения передвигаться в пространстве, с опорой на цветовую схему;

- развитие пространственных представлений детей на основе практической ориентировки на участке;

- умение словесно обозначать свой путь;

Предварительная работа: На прогулке дети вместе с воспитателем подготовили лабиринт, раскрасили его в разные  цвета и оттенки с помощью заранее приготовленной разноцветной воды.

Сама игра проводилась учителем-дефектологом во время прогулки индивидуально. Ребенку предлагается цветовая схема с изображением последовательности цветов и оттенков. Ребенок должен пройти по лабиринту в соответствии со схемой.

Инструкция: «Посмотри перед тобой лабиринт, дорожки которого раскрашены в различные цвета и оттенки. Выбери любую карточку-схему наугад. Посмотри внимательно на карточку. Последовательность цветов и оттенков укажет тебе правильный путь по лабиринту. Во время прохождения лабиринта рассказывай, в каком направлении ты идешь, в какую сторону поворачиваешь. Если ты пройдешь, весь лабиринт правильно, то в конце найдешь игрушку точно такого же цвета, как последняя метка на твоей схеме.»

Кроме вышеуказанных игр воспитатель по просьбе тифлопедагога проводит и другие игры и упражнения направленные на развитие закрепление навыков ориентировки в пространстве во время прогулки: «Далеко-близко», «Найди дорогу до своего домика по ориентирам», «Расставь игрушки на столе», ««Жмурки с колокольчиком», «Откуда звали?» и другие.

Практика нашей работы показывает, что использование прогулки для проведения специальных игр и упражнений по ориентировке в пространстве эффективно и приносит положительные результаты.

Таким образом, в результате совместной работы тифлопедагога и воспитателя по закреплению навыков ориентировки в пространстве на прогулке представления детей об окружающем пространстве расширяются. Дошкольники овладевают навыками свободного самостоятельного ориентирования на территории детского сада.