Арттехнологии в коррекционном процессе развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ .
статья по коррекционной педагогике на тему

Горбунова Наталья Николаевна

Иследования в области применений технологий арт-педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей. Арт-педагогика позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде , а с другой стороны является средством реализации социально-педагогических технологий.

Большое внимание при их организации уделяется созданию для участников ситуации успеха, которая стимулирует полет их творческой мысли и активности

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арттехнологии  в  коррекционном процессе развития речи детей дошкольного возраста  с ОВЗ . 

Автор: учитель-логопед Горбунова Н.Н.

Вопросами привлечения средств искусства в образовательный процесс занимается артпедагогика - современное практико-ориентированное педагогическое направление, в рамках которого осуществляется поиск, апробация и внедрение методов и технологий привлечения средств искусства для решения образовательных задач (Булатова О.С., 2004. С. 52; Верховодова Р.А., Галустов Р.А., 2011; Сергеева Н.Ю., 2008. С. 27; 2014; Хащанская М.К., 2011. С. 64). Психолого-педагогические исследования показали ,что при целенаправленном обучении ,детям дошкольного возраста  доступно  понимание произведений изобразительного искусства , их содержание, и средства выразительности.( А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, В.А. Флерина, П.Л. Сакулина).Л.С. Выготский , С, Л. Рубинштейн, А.И. Леогьева, К.Д. Ушинский   выдвигали требование дидактики «чтобы обучение основывалось не на отвлеченных представлениях и абстрактных словах , а на непосредственном восприятии детей, так как ребенок мыслит формами , красками, звуками. ощущениями». Т.Г. Казакова  подчеркивала роль взаимосвязи различных видов искусств в системе эстетического воспитания детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных  произведений, которые повышают эмоциональность восприятия и способствуют более глубокому проникновению в художественный образ. «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия опыта, потому что этот опыт определяет материал, из которого создается построение фантазии. Чем богаче опыт ребенка, тем больше материал, которым располагает его воображение». (Л.С. Выготский).

Е.А. Флерина видела тесную связь между развитием эстетического восприятия, художественным творчеством и связной речью детей. Ею установлены некоторые особенности восприятия детьми формы, а также выработаны педагогические положения относительно руководства развитием детского восприятия и включения большего числа анализаторов.

Последние годы отмечены возросшим интересом специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения, поэтому современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.

Иследования в области применений технологий арт-педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей. Арт-педагогика позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде , а с другой стороны является средством реализации социально-педагогических технологий.

Большое внимание при их организации уделяется созданию для участников ситуации успеха, которая стимулирует полет их творческой мысли и активности

Артпедагогика (по определению Е. А. Медведевой) — это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).

Цель: гармонизация личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность.

Предполагает непосредственное творческое взаимодействие педагога, ученика и родителей. педагог, и дети и родители которые  являются носителями культуры Артпедагогика формирует стремление к тому, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а развитие - непосредственно в саморазвитие.

Задачи:

  • формирование осознания ребенком себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;
  • осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;
  • творческая самореализация личности.
  • Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, восприятие с помощью произведений изобразительного искусства;
  • Формировать представление о художественном образе произведений;
  • Развивать эстетическое восприятие, воображение, формировать эстетические представления и чувства пи восприятии формы, цвета, ритма, композиции, пропорций;
  • Тренировать в создании разных типов текстов: описание при рассматривании пейзажей и натюрмортов; рассуждение, смешанный текст при рассматривании картин разного жанра;
  • Развивать умение у детей объяснять предпочтение жанра в изобразительном искусстве, выбирать изобразительные средства;
  • Формировать умение использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, различные способы изображения, соединять их в одном рисунке с целью создания выразительного образа;
  • Воспитывать веру в свои силы, свои творческие способности, умение работать индивидуально, коллективно, соотносить свои желания с желаниями других детей, спокойно и аргументированно отстаивать свое мнение, помогать друг другу, радоваться общему результату деятельности;
  • Вызывать и поддерживать чувство прекрасного в жизни и искусстве, в природе, в произведениях изобразительного искусства, как классического, так и народного, окружающих предметов, зданий, сооружений;
  • Формировать навыки и умения в области изобразительной деятельности, развивать творческую активность, формировать художественно-творческие способности;
  • Развивать интерес к содержательному общению друг с другом по поводу искусства и изобразительной деятельности;
  • Активизировать внимание ребенка, работу мысли, его эмоциональную эстетическую отзывчивость;
  • Развивать самостоятельность, активность и творчество;
  • Формировать умение оценивать созданные изображения, учить видеть интересные изобразительные решения, выражать эстетические оценки и суждения;
  • Формировать опыт слушателя через знакомство с различными музыкальными жанрами на основе интеграции  с другими видами искусства;
  • Формировать целостное восприятие музыкальных произведений на основе интонационно-образного анализа;
  • Развивать умение давать эстетические суждения о музыкальных произведениях в сочетании с произведениями изобразительного искусства, используя музыкальные термины, эпитеты, сравнения, образные словосочетания.

Принципы артпедагогики опираются на традиционные классические общепедагогические принципы, принципы специальной подготовки,

 принципы художественно-эстетического развития:

принцип гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности,

принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка,

принцип образовательной рефлексии, личностного целеполагания,

принцип выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, продуктивного обучения, креативности.

Специальные образовательные технологии в арт - педагогике направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса учения, мыслительной деятельности. Они содействуют сохранению целостности личности, т.к. соединяют интеллектуальное и художественное восприятие мира, приобщают участников  к духовным ценностям через целостную сферу искусства, вооружают педагога системой приёмов, обеспечивающих радостное вхождение в систему знаний, содействуют развитию всех органов чувств, памяти, внимания, интуиции, содействуют адаптации личности в современном противоречивом мире.

Основными технологиями артпедагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий арт-педагогики в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация - это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов. Успех импровизации обуславливается конструированием и прогнозированием форм, мотивированностью и перспективностью результатов.

Основным методом в артпедагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода - диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение.

Структура и содержание артдеятельности многовариантны, т.к. каждый ребенок приходит со своим багажом знаний, следовательно, образовательное пространство, содержание, методы, технологии создаются не только педагогом, но и детьми..Помимо традиционных требований: высокий интеллект, развитое мышление и память, педагог должен быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой тиль деятельности, педагогический вкус, ломать привычные стереотипы.

Педагогическая работа средствами искусства  обогащает каждую составляющеую образовательного процесса. Являясь каналом передачи культурного опыта, искусство представляет собой важнейшее средство воспитания (Хащанская М.К., 2016. С. 315), одна из основных функций которого заключается в трансляции культуры, обеспечение ее преемственности (Мудрик А.В., 2000. С. 28). Оно аккумулирует, хранит и передает общечеловеческие ценности и смыслы. Его язык содержит универсальные коды, с помощью которых можно расшифровывать культурные тексты. Универсальность языка искусства позволяет использовать его как средство коммуникации между людьми. Искусство позволяет прикоснуться к самым разнообразным оттенкам чувств, давая возможность получить богатый опыт сопереживания. Содержание произведений искусства позволяет ознакомиться с опытом человеческих взаимоотношений до того, как они прожиты, а позиции автора художественного произведения и посредника, интерпретирующего его детям, служат ориентиром для формирования системы ценностей ребенка. Но для того, чтобы акт сопереживания состоялся, необходимо владеть языком искусства (Хащанская М.К., 2016. С. 315). Таким образом, мы можем говорить об искусстве как о важном средстве воспитательного воздействия на ребенка.

Потребности и возможности детей дошкольного возраста в развитии связаны с их возрастными особенностями. Ребенку легче познавать и отображать вещи и явления с помощью образов. Исходя из этого, можно предположить, что при работе с дошкольниками искусство может выступать эффективным средством обучения и развития и как образовательный ресурс, использование которого в педагогической деятельности способствует решению задач воспитания, обучения и развития личности.

Художественные средства ,с помощью которых автор создаёт образ В литературе –это средства языка. В изобразительном искусстве-линии, краски. В музыке-звуки. В танце –движения. Чувственно-образный характер детского мышления делат этот период развития личности особенно актуальным и даёт возможность проявления творчества  во всех аспектах. Нужно активизировать и находить новые стимулы «»сочинять» с использованием вербальных и невербальных средств. 

При решении задач воспитания, сущность которого заключается в усвоении и передаче культурных ценностей, важно делать акцент, в первую очередь, на эмоциональном состоянии, которое вызывает художественное произведение. Для этого необходимо уметь видеть, какими выразительными средствами, присущими данному материалу, художник добивается передачи нужного настроения. Для целостного понимания замысла автора следует обратить внимание на сюжет и предметный состав картины. Однако большинство воспитателей, педагогические функции которых состоят в воспитании, обучении и развитии детей, в создании условий для их социализации и адаптации в обществе, используют произведения изобразительного искусства в качестве дидактических наглядных пособий при изучении окружающего мира. Это говорит о том, что обучающая составляющая образовательного процесса для них имеет приоритет перед воспитанием.

Произведение искусства - это послание автора, написанное на художественном языке. Чтобы прочитать его, нужно знать и чувствовать этот язык (Новиков А.М., 2008).

Собственная художественная деятельность по созданию творческого продукта, в форме которой часто проводится рефлексия психологической работы, может стать профессиональным инструментом психологической поддержки и личностного развития ребенка. Знание языка изобразительного искусства, умение воплотить свою идею в материале дает дополнительные возможности самопознания, самовыражения, самоактуализации.

Коррекционные педагоги, в частности те, кто работает в речевых группах, с детьми с задержкой психического развития, а также с более тяжелыми нарушениями, не могут разворачивать с воспитанниками полноценное вербальное обсуждение и поэтому делают акцент на кинестетических ощущениях. Телесное проживание предметного содержания произведения искусства помогает детям получить и осознать эмоциональный опыт увиденного. Обращение к телесным переживаниям расширяет возможности детей увидеть на картине конкретные вещи и персонажи, выражающие художественный образ данного произведения. Однако, поскольку их педагогическая деятельность направлена на «натаскивание» детей, они, в большинстве своем, относятся к произведению искусства не только как дидактическому материалу, но даже как к тренажеру, помогающему выучить ребенка определенным действиям.

От уровня культурного развития родителей и других значимых членов семьи, также входящих в социальную общность «воспитывающие взрослые», зависит то, как будет развиваться ребенок. Чем больше родители создают условий для взаимодействия ребенка с культурой и искусством, тем легче будет ему даваться обучение. Тем естественнее для него «быть воспитанным», тем внимательнее и чувствительнее он будет к другим людям, с детства вбирая разнообразный опыт, представленный в художественных образах, транслирующих типическое и идеальное. Чтобы виртуальная информация не поглотила, не захлестнула ребенка, полезно знакомить его с подлинными произведениями искусства так, чтобы для него это было интересно, близко и живо. Преимущество семьи в возможности организации среды, в которой ребенок соприкасается с культурными артефактами. Родители, которые способны отозваться на его эмоциональное переживание, ответить на вопросы, рассказать, показать, прожить вместе с ним художественные произведения, внесут огромный вклад в образование ребенка. Совместное обучение воспитывающих взрослых будет способствовать созданию образовательной среды, где они смогут делиться друг с другом преимуществами своего восприятия произведений искусства, которые они видят с разных ракурсов, осознавая недостатки и ломая стереотипы своего узкого профессионального взгляда; взаимно обогащаясь в процессе сотрудничества.

Особую ценность аптпедагогическая  работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова. Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

Организованное восприятие произведений изобразительного искусства формирует представление у дошкольников о художественном образе произведения. На этой основе развивается умение высказываться связно и образно на тему произведений живописи, выражать в собственном изобразительном творчестве полученные представления. Дети могут рассказывать о картине, объяснять выбранный художником колорит, настроение автора, чувства, соотнося при этом картину с литературным и музыкальным произведением. Умение объяснять свое предпочтение жанра в изобразительном искусстве развивается параллельно с пониманием художественного образа, что способствует сознательному использованию разнообразных речевых и изобразительных искусств.

Ознакомление детей с разными жанрами изобразительного искусства подводит к созданию разных типов текста: описание при рассматривании пейзажа и натюрморта, рассуждение, создание контаминированного (смешанного) текста при рассматривании и создании картин всех жанров. Приобретенный речевой опыт дети имеют возможность применить в собственной изобразительной деятельности.

Выбирая объекты для восприятия, нужно начинать с простых и контрастных по своим качествам картин и идти от более заметных к менее заметным деталям, направлять внимание детей при восприятии в первую очередь на существенное и значимое.

Занятия строятся таким образом, чтобы у воспитанников развивалось умение видеть в произведениях изобразительного искусства, в окружающем мире многообразие форм и цвета, ценить красоту, созданную художниками. Учить видеть красоту времен года, открывать для себя контрасты цветовых палитр осени, весны, зимы, лета, чувствовать движение в живой природе и передавать это движение словом и художественными средствами, слышать это «движение» в музыкальных произведениях, чувствовать его в поэзии, соотносить с впечатлениями, полученными от просмотра картин, репродукций великих художников.



Предварительный просмотр:

Арттехнологии  в  коррекционном процессе развития речи детей дошкольного возраста  с ОВЗ . 

Автор: учитель-логопед Горбунова Н.Н.

Вопросами привлечения средств искусства в образовательный процесс занимается артпедагогика - современное практико-ориентированное педагогическое направление, в рамках которого осуществляется поиск, апробация и внедрение методов и технологий привлечения средств искусства для решения образовательных задач (Булатова О.С., 2004. С. 52; Верховодова Р.А., Галустов Р.А., 2011; Сергеева Н.Ю., 2008. С. 27; 2014; Хащанская М.К., 2011. С. 64). Психолого-педагогические исследования показали ,что при целенаправленном обучении ,детям дошкольного возраста  доступно  понимание произведений изобразительного искусства , их содержание, и средства выразительности.( А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, В.А. Флерина, П.Л. Сакулина).Л.С. Выготский , С, Л. Рубинштейн, А.И. Леогьева, К.Д. Ушинский   выдвигали требование дидактики «чтобы обучение основывалось не на отвлеченных представлениях и абстрактных словах , а на непосредственном восприятии детей, так как ребенок мыслит формами , красками, звуками. ощущениями». Т.Г. Казакова  подчеркивала роль взаимосвязи различных видов искусств в системе эстетического воспитания детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных  произведений, которые повышают эмоциональность восприятия и способствуют более глубокому проникновению в художественный образ. «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия опыта, потому что этот опыт определяет материал, из которого создается построение фантазии. Чем богаче опыт ребенка, тем больше материал, которым располагает его воображение». (Л.С. Выготский).

Е.А. Флерина видела тесную связь между развитием эстетического восприятия, художественным творчеством и связной речью детей. Ею установлены некоторые особенности восприятия детьми формы, а также выработаны педагогические положения относительно руководства развитием детского восприятия и включения большего числа анализаторов.

Последние годы отмечены возросшим интересом специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения, поэтому современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.

Иследования в области применений технологий арт-педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей. Арт-педагогика позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде , а с другой стороны является средством реализации социально-педагогических технологий.

Большое внимание при их организации уделяется созданию для участников ситуации успеха, которая стимулирует полет их творческой мысли и активности

Артпедагогика (по определению Е. А. Медведевой) — это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).

Цель: гармонизация личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность.

Предполагает непосредственное творческое взаимодействие педагога, ученика и родителей. педагог, и дети и родители которые  являются носителями культуры Артпедагогика формирует стремление к тому, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а развитие - непосредственно в саморазвитие.

Задачи:

  • формирование осознания ребенком себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;
  • осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;
  • творческая самореализация личности.
  • Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, восприятие с помощью произведений изобразительного искусства;
  • Формировать представление о художественном образе произведений;
  • Развивать эстетическое восприятие, воображение, формировать эстетические представления и чувства пи восприятии формы, цвета, ритма, композиции, пропорций;
  • Тренировать в создании разных типов текстов: описание при рассматривании пейзажей и натюрмортов; рассуждение, смешанный текст при рассматривании картин разного жанра;
  • Развивать умение у детей объяснять предпочтение жанра в изобразительном искусстве, выбирать изобразительные средства;
  • Формировать умение использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, различные способы изображения, соединять их в одном рисунке с целью создания выразительного образа;
  • Воспитывать веру в свои силы, свои творческие способности, умение работать индивидуально, коллективно, соотносить свои желания с желаниями других детей, спокойно и аргументированно отстаивать свое мнение, помогать друг другу, радоваться общему результату деятельности;
  • Вызывать и поддерживать чувство прекрасного в жизни и искусстве, в природе, в произведениях изобразительного искусства, как классического, так и народного, окружающих предметов, зданий, сооружений;
  • Формировать навыки и умения в области изобразительной деятельности, развивать творческую активность, формировать художественно-творческие способности;
  • Развивать интерес к содержательному общению друг с другом по поводу искусства и изобразительной деятельности;
  • Активизировать внимание ребенка, работу мысли, его эмоциональную эстетическую отзывчивость;
  • Развивать самостоятельность, активность и творчество;
  • Формировать умение оценивать созданные изображения, учить видеть интересные изобразительные решения, выражать эстетические оценки и суждения;
  • Формировать опыт слушателя через знакомство с различными музыкальными жанрами на основе интеграции  с другими видами искусства;
  • Формировать целостное восприятие музыкальных произведений на основе интонационно-образного анализа;
  • Развивать умение давать эстетические суждения о музыкальных произведениях в сочетании с произведениями изобразительного искусства, используя музыкальные термины, эпитеты, сравнения, образные словосочетания.

Принципы артпедагогики опираются на традиционные классические общепедагогические принципы, принципы специальной подготовки,

 принципы художественно-эстетического развития:

принцип гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности,

принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка,

принцип образовательной рефлексии, личностного целеполагания,

принцип выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, продуктивного обучения, креативности.

Специальные образовательные технологии в арт - педагогике направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса учения, мыслительной деятельности. Они содействуют сохранению целостности личности, т.к. соединяют интеллектуальное и художественное восприятие мира, приобщают участников  к духовным ценностям через целостную сферу искусства, вооружают педагога системой приёмов, обеспечивающих радостное вхождение в систему знаний, содействуют развитию всех органов чувств, памяти, внимания, интуиции, содействуют адаптации личности в современном противоречивом мире.

Основными технологиями артпедагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий арт-педагогики в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация - это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов. Успех импровизации обуславливается конструированием и прогнозированием форм, мотивированностью и перспективностью результатов.

Основным методом в артпедагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода - диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение.

Структура и содержание артдеятельности многовариантны, т.к. каждый ребенок приходит со своим багажом знаний, следовательно, образовательное пространство, содержание, методы, технологии создаются не только педагогом, но и детьми..Помимо традиционных требований: высокий интеллект, развитое мышление и память, педагог должен быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой тиль деятельности, педагогический вкус, ломать привычные стереотипы.

Педагогическая работа средствами искусства  обогащает каждую составляющеую образовательного процесса. Являясь каналом передачи культурного опыта, искусство представляет собой важнейшее средство воспитания (Хащанская М.К., 2016. С. 315), одна из основных функций которого заключается в трансляции культуры, обеспечение ее преемственности (Мудрик А.В., 2000. С. 28). Оно аккумулирует, хранит и передает общечеловеческие ценности и смыслы. Его язык содержит универсальные коды, с помощью которых можно расшифровывать культурные тексты. Универсальность языка искусства позволяет использовать его как средство коммуникации между людьми. Искусство позволяет прикоснуться к самым разнообразным оттенкам чувств, давая возможность получить богатый опыт сопереживания. Содержание произведений искусства позволяет ознакомиться с опытом человеческих взаимоотношений до того, как они прожиты, а позиции автора художественного произведения и посредника, интерпретирующего его детям, служат ориентиром для формирования системы ценностей ребенка. Но для того, чтобы акт сопереживания состоялся, необходимо владеть языком искусства (Хащанская М.К., 2016. С. 315). Таким образом, мы можем говорить об искусстве как о важном средстве воспитательного воздействия на ребенка.

Потребности и возможности детей дошкольного возраста в развитии связаны с их возрастными особенностями. Ребенку легче познавать и отображать вещи и явления с помощью образов. Исходя из этого, можно предположить, что при работе с дошкольниками искусство может выступать эффективным средством обучения и развития и как образовательный ресурс, использование которого в педагогической деятельности способствует решению задач воспитания, обучения и развития личности.

Художественные средства ,с помощью которых автор создаёт образ В литературе –это средства языка. В изобразительном искусстве-линии, краски. В музыке-звуки. В танце –движения. Чувственно-образный характер детского мышления делат этот период развития личности особенно актуальным и даёт возможность проявления творчества  во всех аспектах. Нужно активизировать и находить новые стимулы «»сочинять» с использованием вербальных и невербальных средств. 

При решении задач воспитания, сущность которого заключается в усвоении и передаче культурных ценностей, важно делать акцент, в первую очередь, на эмоциональном состоянии, которое вызывает художественное произведение. Для этого необходимо уметь видеть, какими выразительными средствами, присущими данному материалу, художник добивается передачи нужного настроения. Для целостного понимания замысла автора следует обратить внимание на сюжет и предметный состав картины. Однако большинство воспитателей, педагогические функции которых состоят в воспитании, обучении и развитии детей, в создании условий для их социализации и адаптации в обществе, используют произведения изобразительного искусства в качестве дидактических наглядных пособий при изучении окружающего мира. Это говорит о том, что обучающая составляющая образовательного процесса для них имеет приоритет перед воспитанием.

Произведение искусства - это послание автора, написанное на художественном языке. Чтобы прочитать его, нужно знать и чувствовать этот язык (Новиков А.М., 2008).

Собственная художественная деятельность по созданию творческого продукта, в форме которой часто проводится рефлексия психологической работы, может стать профессиональным инструментом психологической поддержки и личностного развития ребенка. Знание языка изобразительного искусства, умение воплотить свою идею в материале дает дополнительные возможности самопознания, самовыражения, самоактуализации.

Коррекционные педагоги, в частности те, кто работает в речевых группах, с детьми с задержкой психического развития, а также с более тяжелыми нарушениями, не могут разворачивать с воспитанниками полноценное вербальное обсуждение и поэтому делают акцент на кинестетических ощущениях. Телесное проживание предметного содержания произведения искусства помогает детям получить и осознать эмоциональный опыт увиденного. Обращение к телесным переживаниям расширяет возможности детей увидеть на картине конкретные вещи и персонажи, выражающие художественный образ данного произведения. Однако, поскольку их педагогическая деятельность направлена на «натаскивание» детей, они, в большинстве своем, относятся к произведению искусства не только как дидактическому материалу, но даже как к тренажеру, помогающему выучить ребенка определенным действиям.

От уровня культурного развития родителей и других значимых членов семьи, также входящих в социальную общность «воспитывающие взрослые», зависит то, как будет развиваться ребенок. Чем больше родители создают условий для взаимодействия ребенка с культурой и искусством, тем легче будет ему даваться обучение. Тем естественнее для него «быть воспитанным», тем внимательнее и чувствительнее он будет к другим людям, с детства вбирая разнообразный опыт, представленный в художественных образах, транслирующих типическое и идеальное. Чтобы виртуальная информация не поглотила, не захлестнула ребенка, полезно знакомить его с подлинными произведениями искусства так, чтобы для него это было интересно, близко и живо. Преимущество семьи в возможности организации среды, в которой ребенок соприкасается с культурными артефактами. Родители, которые способны отозваться на его эмоциональное переживание, ответить на вопросы, рассказать, показать, прожить вместе с ним художественные произведения, внесут огромный вклад в образование ребенка. Совместное обучение воспитывающих взрослых будет способствовать созданию образовательной среды, где они смогут делиться друг с другом преимуществами своего восприятия произведений искусства, которые они видят с разных ракурсов, осознавая недостатки и ломая стереотипы своего узкого профессионального взгляда; взаимно обогащаясь в процессе сотрудничества.

Особую ценность аптпедагогическая  работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова. Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

Организованное восприятие произведений изобразительного искусства формирует представление у дошкольников о художественном образе произведения. На этой основе развивается умение высказываться связно и образно на тему произведений живописи, выражать в собственном изобразительном творчестве полученные представления. Дети могут рассказывать о картине, объяснять выбранный художником колорит, настроение автора, чувства, соотнося при этом картину с литературным и музыкальным произведением. Умение объяснять свое предпочтение жанра в изобразительном искусстве развивается параллельно с пониманием художественного образа, что способствует сознательному использованию разнообразных речевых и изобразительных искусств.

Ознакомление детей с разными жанрами изобразительного искусства подводит к созданию разных типов текста: описание при рассматривании пейзажа и натюрморта, рассуждение, создание контаминированного (смешанного) текста при рассматривании и создании картин всех жанров. Приобретенный речевой опыт дети имеют возможность применить в собственной изобразительной деятельности.

Выбирая объекты для восприятия, нужно начинать с простых и контрастных по своим качествам картин и идти от более заметных к менее заметным деталям, направлять внимание детей при восприятии в первую очередь на существенное и значимое.

Занятия строятся таким образом, чтобы у воспитанников развивалось умение видеть в произведениях изобразительного искусства, в окружающем мире многообразие форм и цвета, ценить красоту, созданную художниками. Учить видеть красоту времен года, открывать для себя контрасты цветовых палитр осени, весны, зимы, лета, чувствовать движение в живой природе и передавать это движение словом и художественными средствами, слышать это «движение» в музыкальных произведениях, чувствовать его в поэзии, соотносить с впечатлениями, полученными от просмотра картин, репродукций великих художников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

I.   Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности. Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитатель...

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...

"Использование информационных технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста"

Тема: "Использование информационных технологий в процессе развития речи детей дошкольного возраста"Пояснительная запискаАктуальность внедрения информационных технологий в дошкольное образование о...

Арттехнологии в коррекционном процессе развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ .

Иследования в области применений технологий арт-педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей. Ар...

Роль трудового воспитания в процессе развития речи детей дошкольного возраста

В статье раскрывается роль трудового воспитания в процессе развития речи детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации....

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития речи детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов и родителей об использовании нетрадиционных техник рисования в процессе развития речи детей дошкольного возраста...