Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
методическая разработка по физкультуре по теме

Беспалова Наталья Валериевна

I.   Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности.

Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в  физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

 Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.

Таким образом, процесс формирования связной речи  детей дошкольного возраста определил

II.          Цель интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности: Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности  :

  1. Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.
  2. Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.
  3. Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.
  4. Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.

 

III. Обеспечение интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности :

Методическое:

  1. Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 56 с.
  2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 120 с.
  3. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  4. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ.высш.и сред.пед.учеб.заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр Академия, 2002.
  5. Кузьменко М.В. Образно – игровая ритмическая гимнастика / М.В. Кузьменко // Инструктор по физкультуре. – 2009. – N 2. – С. 30 - 44.
  6. Козырева Г.В. Игровые физкультурные занятия на воздухе / Г.В. Козырева // Инструктор по физкультуре. – 2008. – N 2. – С. 43 – 54.
  7. Луконина Н.Н., Чадова Л.Е. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Айрисс – пресс, 2005. – 128 с.
  8. Митневская Н.Н. Интегрированное занятие по речевому и физическому занятию детей /Н.Н. Митневская. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – N 2. – С. 36 – 39.
  9. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) / Авт. – сост. Н.А. Фомина и др. – Волгоград:Учитель, 2004. – 96 с.
  10. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях / Под ред. С.О. Филипповой. – СПб.: Детство – Пресс, 2005. – 416 с.
  11. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 386c
  12. Шарманова С.Б. «Зимние забавы». Сценарии физкультурных досугов для детей дошкольного возраста: учебно – методическое пособие. – Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. – 96 с.

Материально – техническое:

  1. Иллюстративный материал к стихам, загадкам о физкультуре и спорте.
  2. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром (зимние и летние виды спорта, спортивное оборудование).

Дидактическое:

1.        Картотека считалок, закличек, стихов и загадок о спорте, пальчиковой и дыхательной  гимнастики.

2.        Картотека «Игровых зарядок».

3.        Сценарии спортивных праздников с применением  речевых упражнений, стихов и песен, викторин тематического содержания.

Методы работы:

 - Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике физического и речевого  воспитания детей дошкольного возраста.

- Анализ и обобщение научно-методической литературы;

- Сбор и обработка собранного   материала;

- Анализ документов планирования и организации физкультурно-оздоровительной и речевой работы;

- Изучение состояния здоровья детей.

- Педагогические наблюдения.

 -Анализ и обобщение полученных результатов.

             На совместной физкультурно-речевой деятельности, в зависимости от решаемых задач, будут применяться соответствующие методы.

 

 

V. Содержание практической деятельности.   

        Мероприятия

Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения

Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу  

Организация и проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных праздников с применением различных форм речевой деятельности

Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок».

Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением  речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.

Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением  речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.

Вовлечение в физкультурно–речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).             

 

 

 

 

 

               VI.               Формы физкультурно - речевой работы.

N

Виды

Пример

Цель использования, в каких случаях используется

1

Считалки

Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…»

Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон»

Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

2

Слова – заклички в подвижных играх

Игра «Совушка – сова»

«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»

Игра «Два Мороза»

«Мы два брата молодые, два Мороза удалые…»

Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

3

Стихи на спортивную тематику

Стихотворение «Канатоходец»

«В час прогулки по канату

Я уверенность храню.

Свой мешочек (он не вата),

Ни за что не уроню».

Используются при выполнении ОРУ и основных движений

4

Спортивные термины

Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.

Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

5

Обговаривание правил игры

Вопросы педагога:

- «Знаете ли вы такую игру?»;

- «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;

- «Объясни всем правила игры».

Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

6

Игровые зарядки

Ходьба: «Жил на свете пес лохматый,

                 Очень важный был.

                 Ранним утром спозаранку

                 Прогуляться выходил»

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

7

Речевые приемы

Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»

«Дровосек рубит дрова, ух!»

Наклоны: «Часики, тик-так» и др.

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников

8

Различные виды расчета при построении

«На 1,2 – рассчитайсь!»,

«По – порядку рассчитайсь!»

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников

9

Стихи и песни тематического содержания

Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»

Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.

Стихи:  В.  Волина «Лыжи»

Т. Волгина «Саночки» и др.

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах

10

Театрализованные  спектакли о спорте и ЗОЖ

Голицина Н.С., Шумова И.М.

«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др.

Развитие памяти, внимания, речи.

Мотивация к занятим физической культурой.

11

Ритмическая и пальчиковая гимнастика

Ритмическая гимнастика:

Упражнения – «Волк идет», «Боксируем»,«Радуется Шапокляк»

Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева»

Пальчиковая гимнастика:

«Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем».

Развитие ритма и мелкой моторики рук

12

Упражнения на развитие мелкой моторики

Эстафеты:

«Звуковая поляна», «Волк и заяц».

Игры с мячом:

«Хватайка», «Горячая картошка»»

Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции

13

Дыхательная гимнастика

«Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит»

Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.

 

  Преимущества интегрированных занятий заключается в том, что они:

1. способствуют повышению мотивации  обучения, формированию познавательного интереса дошкольников;

2. в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию  умения сравнивать, обобщать, снимают перенапряжение, перегрузку;

3. расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой личности;

4. эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, литературы, пластики движений и др.

Упражнения по развитию речи, проводимые в игровой форме, могут широко использоваться на  совместной деятельности по физкультуре, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, пословиц, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. Все это создает положительный эмоциональный настрой, а творческий подход к проведению занятий будет способствовать быстрому усвоению материала и своевременному формированию навыков речи дошкольников.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

I.   Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности. 

Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в  физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

 Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.

Таким образом, процесс формирования связной речи  детей дошкольного возраста определил

II.          Цель интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности: Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности  :

  1. Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.
  2. Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.
  3. Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.
  4. Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.

III. Обеспечение интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности :

Методическое:

  1. Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 56 с.
  2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 120 с.
  3. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  4. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ.высш.и сред.пед.учеб.заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр Академия, 2002.
  5. Кузьменко М.В. Образно – игровая ритмическая гимнастика / М.В. Кузьменко // Инструктор по физкультуре. – 2009. – N 2. – С. 30 - 44.
  6. Козырева Г.В. Игровые физкультурные занятия на воздухе / Г.В. Козырева // Инструктор по физкультуре. – 2008. – N 2. – С. 43 – 54.
  7. Луконина Н.Н., Чадова Л.Е. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Айрисс – пресс, 2005. – 128 с.
  8. Митневская Н.Н. Интегрированное занятие по речевому и физическому занятию детей /Н.Н. Митневская. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – N 2. – С. 36 – 39.
  9. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) / Авт. – сост. Н.А. Фомина и др. – Волгоград:Учитель, 2004. – 96 с.
  10. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях / Под ред. С.О. Филипповой. – СПб.: Детство – Пресс, 2005. – 416 с.
  11. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 386c
  12. Шарманова С.Б. «Зимние забавы». Сценарии физкультурных досугов для детей дошкольного возраста: учебно – методическое пособие. – Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. – 96 с.

Материально – техническое:

  1. Иллюстративный материал к стихам, загадкам о физкультуре и спорте.
  2. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром (зимние и летние виды спорта, спортивное оборудование).

Дидактическое:

1.        Картотека считалок, закличек, стихов и загадок о спорте, пальчиковой и дыхательной  гимнастики.

2.        Картотека «Игровых зарядок».

3.        Сценарии спортивных праздников с применением  речевых упражнений, стихов и песен, викторин тематического содержания.

Методы работы:

 - Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике физического и речевого  воспитания детей дошкольного возраста.

- Анализ и обобщение научно-методической литературы;

- Сбор и обработка собранного   материала;

- Анализ документов планирования и организации физкультурно-оздоровительной и речевой работы;

- Изучение состояния здоровья детей.

- Педагогические наблюдения.

 -Анализ и обобщение полученных результатов.

         На совместной физкультурно-речевой деятельности, в зависимости от решаемых задач, будут применяться соответствующие методы.

 

V. Содержание практической деятельности.   

        Мероприятия

Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения

Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу  

Организация и проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных праздников с применением различных форм речевой деятельности

Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок».

Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением  речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.

Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением  речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.

Вовлечение в физкультурно–речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).

                 

 

 

               VI.               Формы физкультурно - речевой работы.

N

Виды

Пример

Цель использования, в каких случаях используется

1

Считалки

Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…»

Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон»

Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

2

Слова – заклички в подвижных играх

Игра «Совушка – сова»

«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»

Игра «Два Мороза»

«Мы два брата молодые, два Мороза удалые…»

Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

3

Стихи на спортивную тематику

Стихотворение «Канатоходец»

«В час прогулки по канату

Я уверенность храню.

Свой мешочек (он не вата),

Ни за что не уроню».

Используются при выполнении ОРУ и основных движений

4

Спортивные термины

Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.

Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

5

Обговаривание правил игры

Вопросы педагога:

- «Знаете ли вы такую игру?»;

- «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;

- «Объясни всем правила игры».

Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

6

Игровые зарядки

Ходьба: «Жил на свете пес лохматый,

                 Очень важный был.

                 Ранним утром спозаранку

                 Прогуляться выходил»

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

7

Речевые приемы

Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»

«Дровосек рубит дрова, ух!»

Наклоны: «Часики, тик-так» и др.

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников

8

Различные виды расчета при построении

«На 1,2 – рассчитайсь!»,

«По – порядку рассчитайсь!»

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников

9

Стихи и песни тематического содержания

Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»

Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.

Стихи:  В.  Волина «Лыжи»

Т. Волгина «Саночки» и др.

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах

10

Театрализованные  спектакли о спорте и ЗОЖ

Голицина Н.С., Шумова И.М.

«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др.

Развитие памяти, внимания, речи.

Мотивация к занятим физической культурой.

11

Ритмическая и пальчиковая гимнастика

Ритмическая гимнастика:

Упражнения – «Волк идет», «Боксируем»,«Радуется Шапокляк»

Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева»

Пальчиковая гимнастика:

«Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем».

Развитие ритма и мелкой моторики рук

12

Упражнения на развитие мелкой моторики

Эстафеты:

«Звуковая поляна», «Волк и заяц».

Игры с мячом:

«Хватайка», «Горячая картошка»»

Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции

13

Дыхательная гимнастика

«Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит»

Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.

 

  Преимущества интегрированных занятий заключается в том, что они:

1. способствуют повышению мотивации  обучения, формированию познавательного интереса дошкольников;

2. в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию  умения сравнивать, обобщать, снимают перенапряжение, перегрузку;

3. расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой личности;

4. эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, литературы, пластики движений и др.

Упражнения по развитию речи, проводимые в игровой форме, могут широко использоваться на  совместной деятельности по физкультуре, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, пословиц, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. Все это создает положительный эмоциональный настрой, а творческий подход к проведению занятий будет способствовать быстрому усвоению материала и своевременному формированию навыков речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»

Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....

Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»

Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....

«Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста на основе природных условий родного края».

·      Меркурьева С.А. – воспитатель I квалификационная категория;·      Родители;·      Дети подготовительной группы «Вишенк...

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

.Я работаю воспитателем в логопедической группе.  В моей работе я уделяю большое внимание двигательной активности детей в группе и на прогулках.  В процессе выполнения физических упражнений ...

Взаимосвязь физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

Интеграция физкультурно-речевой совместной деятельности инструктора, педагогов  и детей, формы физкульурно-речевой работы в ДОО....


 

Комментарии