Взаимосвязь физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Мокшина Ирина Владимировна

Интеграция физкультурно-речевой совместной деятельности инструктора, педагогов  и детей, формы физкульурно-речевой работы в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rech._razv._na_zanyat._po_fka.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Инструктор по физической культуре

Мокшина И.В.  

ДОКЛАД

Взаимосвязь физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности.

Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в  физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

 Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.

  Таким образом, процесс формирования связной речи  детей дошкольного возраста определил цель интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности - это взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

 Задачи интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности:

- Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой;

- Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей;

- Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи;

- Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.

Содержание практической деятельности.

1.Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения;

2.Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу;  

3.Организация и проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных праздников с применением различных форм речевой деятельности;

4.Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок»;

5.Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением  речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания;

6.Привлечение в физкультурно–речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).

                 Формы физкультурно - речевой работы.

Виды

Пример

Цель использования, в каких

случаях используется

 Считалки

Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…»

Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон!»

Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

 Слова и

заклички в  п/и

Игра «Совушка – сова»

«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»

Игра «Два Мороза»

«Мы два брата молодые, два Мороза удалые…»

Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

 Стихи на

спортивнуютему

Стихотворение «Канатоходец»

«В час прогулки по канату

Я уверенность храню.

Свой мешочек (он не вата),

Ни за что не уроню».

Используются при выполнении ОРУ и основных движений

 Спортивные

термины

Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.

Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

 Обговаривание

правил     игры

Вопросы педагога:

- «Знаете ли вы такую игру?»;

- «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;

- «Объясни всем правила игры».

Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

 Игровые зарядки

Ходьба: «Жил на свете пес лохматый,

                 Очень важный был. 

                 Ранним утром спозаранку

                 Прогуляться выходил»

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

 Речевые приемы

Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»

«Дровосек рубит дрова, ух!»

Наклоны: «Часики, тик-так» и др.

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения

 Виды расчета при

 построении

«На 1,2 – рассчитайсь!»,

«По – порядку рассчитайсь!»

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения

 Стихи и песни

 тематического

 содержания

Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»

Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.

Стихи:  В.  Волина «Лыжи»

Т. Волгина «Саночки» и др.

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах

 Театрализованные

 спектакли

 о спорте и ЗОЖ

Голицина Н.С., Шумова И.М.

«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра-забава «Моё тело»

Развитие памяти, внимания, речи.

Мотивация к занятим физической культурой.

 Ритмическая,

 пальчиковая

 гимнастика

Ритмическая гимнастика:

Упражнения – «Волк идет», «Боксируем»,«Радуется Шапокляк»

Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева»

Пальчиковая гимнастика:

«Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем».

Развитие ритма и мелкой моторики рук

 Упражнения

 на развитие мелкой

 моторики

Эстафеты:

«Звуковая поляна», «Волк и заяц».

Игры с мячом:

«Хватайка», «Горячая картошка»»

Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции

 Дыхательная

 гимнастика

«Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит»

Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.

Преимущества интегрированных занятий заключается в том, что они:

- Способствуют повышению мотивации  обучения, формированию познавательного интереса дошкольников;

- в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию  умения сравнивать, обобщать, снимают перенапряжение, перегрузку;

- расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой личности;

- эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, литературы, пластики движений и др.

Упражнения по развитию речи, проводимые в игровой форме, могут широко использоваться на  совместной деятельности по физкультуре, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, пословиц, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. Все это создает положительный эмоциональный настрой, а творческий подход к проведению занятий будет способствовать быстрому усвоению материала и своевременному формированию навыков речи дошкольников.

Литература:

1. Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 56 с.

2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 120 с.

3. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

4. Кузьменко М.В. Образно – игровая ритмическая гимнастика / М.В. Кузьменко // Инструктор по физкультуре. – 2009. – N 2. – С. 30 - 44.

5. Козырева Г.В. Игровые физкультурные занятия на воздухе / Г.В. Козырева // Инструктор по физкультуре. – 2008. – N 2. – С. 43 – 54.

6. Митневская Н.Н. Интегрированное занятие по речевому и физическому занятию детей /Н.Н. Митневская. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – N 2. – С. 36 – 39.

7. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) / Авт. – сост. Н.А. Фомина и др. – Волгоград:Учитель, 2004. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

I.   Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности. Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитатель...

Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»

Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....

Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»

Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....

«Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста на основе природных условий родного края».

·      Меркурьева С.А. – воспитатель I квалификационная категория;·      Родители;·      Дети подготовительной группы «Вишенк...

Статья "Взаимосвязь подвижных игр и развития речи детей дошкольного возраста"

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости....

Статья "Взаимосвязь подвижных игр и развития речи детей дошкольного возраста."

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритм...