ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Порожняя Ольга Адольфовна

В докладе представлен материал по использованию нетрадиционного обрудования - балансировочной доски , в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_porozhney_o.a.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Адольфовна Порожняя,

учитель-логопед,

 МБДОУ №87 «Моряночка»

Г.Северодвинск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  С ДЕТЬМИ С ОВЗ

             

        Предлагаю вашему вниманию данную тему, с которой я сама познакомилась когда моя воспитанница приехала с реабилитационной программы для детей с ЗПР из-под Подмосковья, с балансировочной доской она ходила на все занятия педагогов и стояла на ней, привлекая внимание и детей. Таким образом ,возникла идея использования балансировочной доски для детей с СДВГ, чтобы хоть как то удержать их внимание на определённой позе.

        Если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. 
      Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
     Программа мозжечкового стимулирования улучшает: 
- уровень концентрации внимания; 
-все виды памяти; 
-развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения; 
-математические и логические способности; 
-анализ и синтез информации; 
-способность к планированию; 
-работу эмоционально-волевой сферы. 
      Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения  на специальных коррекционных занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами. Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность! 
       Мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:
-ЗРР разной степени тяжести. 

-Проблема дисграфии или дислексии. 
-ЗПР и ЗПРР. 
-Синдром дефицита внимания и гиперактивности. 
-Аутизм и другие состояния аутического спектра. 
-Алалия. 
-Логоневроз (заикание). 
-Отставания в развитии моторики и координации. 
-Несовершенство работы вестибулярного аппарата. 
-Поведенческие нарушения. 
-Несобранность, повышенная отвлекаемость. 
-Нарушения осанки. 
-Проблемы с обучаемостью. 
        Результаты занятий на балансировочной доске Беламетрикс: 
-улучшается моторно-зрительная координация; 
-двигательные и интеллектуальные способности ребенка синхронизируются; 
-улучшается концентрация внимания; 
-развитие пространственного воображения; 
-повышение уровня интеллекта.

       Этот метод пришёл к нам из Америки, в  60-е годы прошлого столетия американец Фрэнк Бильгоу, работая с детьми, которые плохо умели читать, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и изменениями в навыках чтения. Это и послужило началом развития методики мозжечковой стимуляции, концепции по работе с детьми, имеющими нарушения в сенсорной интеграции.

Принцип методики:

Регулярные занятия с использованием балансировочной доски напоминают особую лечебную физкультуру. Они включают упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. Во время сеанса ребенок должен, балансируя на доске, удерживать положение своего тела и выполнять определенные задания. Эти задания постепенно становятся сложнее. В структуру занятия включаются упражнения с другими атрибутами: мяч-маятник, мячики, мешочки и т.д.

Как это работает?

Человеческий мозг состоит из двух полушарий, которые функционируют как два сетевых компьютера. Левое полушарие получает моторную и сенсорную информацию с правой стороны тела, а правое полушарие - с левой стороны тела. Когда мы объединяем две системы и ставим задачу развития гармонии и синхронности, первым шагом является достижение эффективного баланса между двумя сторонами мозга. Поскольку большинство психических процессов связаны с обеими сторонами мозга, проблемы интеграции между двумя полушариями могут привести к неэффективности мозговых процессов. Поскольку левое полушарие мозга контролирует движения на правой стороне тела, а правое полушарие мозга контролирует движения на левой стороне тела, человек может усовершенствовать интеграцию между двумя сторонами мозга посредством действий, связанных с обеими стороны его тела. Такие движения приводят две системы к балансу. Успешная интеграция между двумя сторонами мозга необходима для улучшения всех мозговых процессов.

        Оборудование "Беламетрикс" Оборудование полностью соответствует развивающему коррекционному принципу по стимуляции функции вестибулярного аппарата. Оно достаточно разнообразно. Оборудование имеет свои преимущества в использовании: вариативность, технологичность, компактность. Ниже представлены аксессуары оборудования, которые используются в определенной последовательности для мозжечковой стимуляции: - балансировочная доска для мозжечковой стимуляции (на ней ребенок начинает учиться держать равновесие, уже потом выполняются другие упражнения, стоя на доске. Уровень сложности можно регулировать, изменяя угол роликов, положения ног на разметке); - разновесные мешочки (три тканевых мешочка имеют разный цвет, вес и размер, внутри хорошо промытая и прожаренная крупа. Педагог дает задание на каждый из мешочков, при этом координируются движения); -мяч-маятник (закреплен на резинке или шнурке. Планка, на которую нанесены цветные сектора или разметка с цифрами);

- доска с цифрами (она служит для того, чтобы ребенок мог попадать в цель, отвечая на математические вопросы. Позволяет тренировать меткость и глазомер); - целевой щит (таблица, где в ячейках изображены геометрические фигуры (ромб, звезда, треугольник, квадрат, круг); - предметы на меткость (мяч на резинке, ракетка для отбивания, мишень со стрелами. Банки, боулинг, стаканчики, подушки – что-то для сбивания).

        Вот самые простейшие упражнения, рекомендуемые для педагогов и родителей:

- Упражнения с мешочками. Мешочки, разные по весу, кидаются ребенку. Он принимает их от ведущего одной или двумя руками.

- Подкидывание мешочков вверх сначала одной рукой, затем двумя, поочередно.

- Мяч. Подвешенный мяч отбивается правой, потом левой, далее двумя руками.

Мишень.

- Упражнение на меткость – мишень для мешочков на полу или на стене. Стараться попасть в цель.

- Отбивание мячика на резинке от наклонной доски. Отбивание летящего мяча ракеткой или палкой.

- Балансировочная доска. Залезать и слезать с доски с разных сторон: сзади, спереди, сбоку. Сесть, сложив ноги «по-турецки», попытаться удерживать  баланс на доске. Сидя на доске, делать движения, имитирующие плавательные – двумя руками, поочередно правой, левой.

         Методика Бильгоу доказала свою эффективность. Выполняя простейшие упражнения, используя оборудование, педагоги  добиваются поразительных результатов. После прохождения курса дети полностью подготовлены и адаптированы к жизни.

Список используемой литературы:

1. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А.

    Шуйская. – СПб.: Каро, 2004.

2. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. / Л.В. Лопатина,

    Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001.

3. Методы обследования речи детей / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2003.

4. Мозжечковая стимуляция. – Режим доступа: http://psy37.ru/mozzhechkovaya-      stimulyatsiya/ 

5. Мозжечковая стимуляция (практика). – Режим доступа: http://tomatis-spb.ru

6. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения  

     обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Игры Воскобовича в логопедической работе с детьми с ОВЗ...

Проект "Использование балансировочной доски в коррекционной работе учителя-логопеда"

Педагогические инновации в образовании. Материал к краевому конкурсу....

Использование балансировочной доски Бильгоу в работе учителя- логопеда и воспитателя.

А Вы знаете, что является «ключом к обучению?»Это мозжечок - отдел головного мозга, связанный со всеми его частями. Он перерабатывает информацию от органов чувств, и на основе этой информа...

Использование балансировочной доски Бильгоу в работе с детьми дошкольного возраста

За интеллект, развитие внимания и речи, а также координацию движений в организме человека отвечает особый отдел головного мозга – мозжечок. Его стимуляция с помощью специальных упражнений помога...

Мастер-класс для педагогов «Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Мастер-класс для педагогов «Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»...

Использование «Прозрачного мольберта» в коррекционной работе с безречевыми детьми

Цель - развитие коммуникативных навыков, высших психических функций, творческого мышления и коррекция эмоциональных нарушений у безречевых детей. Задачи:v развитие речи и психических функци...