"Использование балансировочной доски в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций. В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру. Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания, одновременно пытаясь удержать равновесие. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации. Выполнение упражнений на доске позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, а также вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате повышается эффективность работы мозговых функций, связанных с процессом обучения. Занятия на балансировочной доске рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность, задержки устной и письменной речи, проблемы с учёбой и другие отклонения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balansirovochnaya_doska.docx152.37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование балансировочной доски в коррекционно-развивающей работе с детьми ТНР

Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений

Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений

Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.

 Иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития и др.

Что такое мозжечок и зачем его стимулировать

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка.

Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.

Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Чтобы обеспечить нашему мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Выполнение упражнений, позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, исчезают.

В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.

Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания, одновременно пытаясь удержать равновесие. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.

Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с родителями небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних или диких животных и т.д. Так же в занятия мозжечковой стимуляции включаются упражнения на интерактивной платформе. Это когда ребенок стоит на специальной платформе, которая очень чутко реагирует на любые его движения, а на мониторе демонстрируется информация, полученная по каналам обратной связи, и выполняются различные задания, похожие на увлекательную и интересную игру.

Необходимо следить за последовательностью и правильной очередностью выполняемых заданий, за техникой безопасности в использовании оборудования. Обязательно начинает с простого и переходит к сложному, создает дополнительную мотивацию для выполнения заданий, при этом  необходимо, учитывать возраст ребенка, его возможности и особенности.

Для чего это нужно

Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений. Мозжечковая стимуляция также значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий ( с логопедом, психологом, дефектологом).

Кому показана работа по программе мозжечковой стимуляции

Это прежде всего дети с:

  • Нарушением внимания
  • Гиперактивностью Поведенческие расстройства
  • Нарушение осанки
  • Нарушениями работы вестибулярного аппарата
  • Проблемами с обучением
  • Нарушениями устной и письменной речи
  • Нарушениями координации движений и моторной неловкости
  • Дисграфии
  • Дислексии
  • Диспраксия
  • Нарушениями аутического спектра
  • ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ

Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции

Специалисты по работе с данной программой отмечают следующее:

  • Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения
  • Улучшение зрительно-моторной координации
  • Улучшение мануальных и графо-моторных функций
  • Повышение общего уровня интеллекта
  • Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления)
  • Повышение эффективности других коррекционных занятий (с психологом, логопедом, дефектологом)

Как эффективнее заниматься по данной методике

Занятия можно начинать, если ребенку исполнилось 3-4 года. Оптимальная периодичность занятий 3 раза в неделю по 30-40 минут.

Упражнения на развитие чувства баланса.

   Для начала мы должны обучить ребенка залезать – слезать с доски. Изображение выглядит как внутренний, украшен  Автоматически созданное описание

Лучше использовать ортопедические пазлы или сенсорные дорожки как на балансире так и рядом.

Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание

        Задания:

        Пройти по дорожке до доски, залезть на доску, выполнить упражнение, сойти и вернуться по сенсорной дорожке.

        Затем мы предлагаем ребенку поймать баланс.

        Задания:

  • Покачаться на балансире под задаваемый педагогом ритм (это может быть музыка, считалка или счет).
  • Запустить на середину балансира машинку и попросить ребенка покатать ее в разные стороны, без помощи рук.

Упражнения с добавлением работы рук.

Задания:

  • Для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.
  • Упражнение «Ухо-нос» ребенок правой рукой берется за левое ухо, а левой рукой– за нос, затем меняет положение и т. д.
  • Упражнение «Колечко» образуют кольцо из большого и поочередно всеми другими пальцами. Пальцы перебираются многократно в прямом и обратном порядке. Начинающие выполняют такую тренировку отдельно правой и левой, затем обеими руками сразу.
  • «Ладонь-ребро-кулак» –упражнение, при котором ребенок должен последовательно сменять три указанных положения руки. Выполнять упражнения нужно сначала каждой рукой поочередно, затем обеими руками одновременно. Полный цикл смены положений нужно повторить 8-10 раз.
  • Одновременные постукивания по голове одной рукой и поглаживания живота другой.

Упражнения с мешочками.

Задания:

  • Стоя на доске, ребенок ощупывает мешочек, пытаясь догадаться, что внутри.
  • Стоя на доске, ребенок наклоняется вперед, чтобы взять мяч, мешочек.
  • Расположить мячи спереди и по бокам от доски, попросить ребенка, наклонившись, взять в руки мешочек определенного цвета.
  • Ребенок перекладывает один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.
  • Перекладывание мешочка из руки в руку за спиной.
  • Подбрасывание и ловля мешочка с хлопками.
  • Ребенок подбрасывает и ловит два мешочка, с перекладыванием с руки на руку.
  • Попадание мешочкам в корзину на полу.
  • Ребенок бросает мешочек с отклонением влево/вправо.

        

С начала во всех заданиях мы используются мешочки одного веса, затем разного.Изображение выглядит как внутренний, украшен, цветной  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как пол, аксессуар  Автоматически созданное описание

Упражнение с мячом.

        Упражнения с мячом имеют схожую структуру с упражнениями с мешочками. Однако, мячи имеют совсем другую физику движений, что заставляет мозг работать продуктивней.

В работе мы используем: большие надувные мячи; мячи с утяжелением; мяч, наполненный водой; массажные мячи и Су Джок.

Задания:

  • Ребенок раскачивается на балансире, подбрасывает мяч и ловит его.
  • Перекрестное направление мяча друг другу, т.е. педагог бросает ребенку мяч левой рукой в направлении его правой руки, затем наоборот.
  • Попадание мячом в корзину с балансира.
  • Катание мяча на балансире.

Изображение выглядит как стол, пол, еда, внутренний  Автоматически созданное описание

        

        Все эти упражнения также можно выполнять, закрепляя речевой материал.

        Несмотря на то, что вся программа является простым набором упражнений, не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция вестибулярного аппарата и психических процессов происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.

        Игровая физкультура, полезна для развития ребенка во всех направлениях, в том числе для развития речи, а также интересному способу закрепления речевых навыков.

Упражнения для развития речи.

  • Стоя на доске, ребенок держит перед собой палочку, делает вдох и на выдохе начинает прокатывать палочку между ладонями, произнося поставленный звук.
  • Стоя на доске, ребенок переносит центр тяжести на левую ногу, произносит слог, затем на правую ногу, произносит другой слог или повторяет этот же.
  • Ребенок берется руками за концы гимнастической палки. Подняв руки вверх, произносит слог «ША», опускает руки, произносит «ШЫ». Далее руки согнуты в локтях, палка расположена на уровне живота, ребенок поворачивается влево, вытягивает руки и произносит слог «ШУ», возвращается в исходное положение. Аналогичное действие выполняет, повернувшись вправо и произносит слог «ШО».
  • Рассказывание стихотворных текстов или чистоговорок под ритм качания на доске.
  • Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами Су-Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.
  • Одновременное использование артикуляционных упражнений на смену артикуляционных позиций и раскачивания доски.
  • Придумывание слов как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук. При этом необходимо попасть кольцами на штатив, либо мячом в
  • ведерко, корзину.
  • Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию
  • звуков, звуковом анализе.
  • Отбивание мяча левой (правой) рукой, называя слово с закрепляемым звуком, либо направить работу на словоизменение или согласование существительных с числительными.
  • Словесные игры, стоя на балансире: «Сьедобное-несьедобное», «Повтори слово», «запомни и продолжи», «Живое-неживое», « Назови одним словом» , «Данетка» и т.д.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

Консультация для родителей на тему «Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Посколь...

«Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

В данной статье освещаются основные моменты использования кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми С ТНР...

Использование игрового оборудования прогулочного участка в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Для того чтобы прогулка была яркой, занимательной, впечатляющей для детей мы совместно с родителями и учителем – логопедом достаточно много времени уделили  благоустройству и озеленению про...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

На сегодняшний день мы наблюдаем увеличение числа детей с нарушениями в развитии речи, что заставляет педагогов искать новые методы, инновации, способствующие улучшению развития звукопроизношения, пси...

"Использование игрового оборудования прогулочного участка в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи"

Работая на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениям речи  мы понимаем, что на детей ложится очень большая нагрузка, чтобы дети могли отдохнуть, большое внимание уделяе...