Взаимодействие специалистов ДОУ в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка с ОВЗ
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Лобус Юлия Борисовна

Из опята работы по взаимодействию логопела с психологом и психолога и диффектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_spetsialistov_dou.docx21.47 КБ
Файл vzaimodeystvie_spetsialistov_dou.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги!

1. Сегодня я  хочу рассказать о своём опыте работы по взаимодействию специалистов ДОУ в пспихолого-педагогическом сопровождении детей групп комбинированной направленности.

        

2. Чтобы вам было понятно на примере какого учреждения я буду рассказывать, хочу несколько слов сказать о нашем образовательном учреждении..

        Его полное название Муниципальное образовательное учреждение Сертоловская средняя образовательная школа №2, это школа с дошкольным отделением, о нём я и буду рассказывать. Это недавно построенное и открывшееся в январе 2013 года. Я работаю в нём 4-й год и в январе мы встретим первое пятилетие.

У нас 16 групп, 9 групп – общеразвивающей направленности , 7 групп - комбинированной направленности (из них 5 групп, которые посещают дети с ТНР и 2 группы для деток с ЗПР), всего 440 воспитанников. Коллектив состоит из 30 педагогов-воспитателей, 17 младших воспитателей, 11 специалистов и 14 человек обслуживающего персонала.

        Как вы понимаете, это большой коллектив, в котором каждый работник в своей сфере создаёт благоприятное сопровождение ребёнка в дошкольном учреждении.

         Не хочу брать на себя главную роль в гармоничном взаимодействии всех этих людей, но она не малая. Психолог в детском саду, это специалист, который должен общаться со всеми работниками детского сада, от дворника до его руководителя. Так как, как я уже сказала выше, все они создают атмосферу пребывания ребёнка в нём. Эмоционально положительный, доброжелательный настрой в учреждении очень важен и этот настрой не в малой степени зависит в том числе и от психолога.

        3. Остановлюсь немного поподробней на понятии групп комбинированной направленности, так как основная работа психолога заключается на этих группах. Изначально у нас в учреждении был открыт только логопедический пункт. Но по своей специфике он не мог удовлетворить потребности всех детей, нуждающихся в коррекционной помощи. И на одном из заседаний нашей ПМПК было принято совместное решение об открытии комбинированных групп.

        4. Комплектование групп осуществляется до 1 сентября по приказу директора, на основании:

  • договора и заявления родителей;
  • медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, решения ТПМПК при наличии у ребенка отклонений в развитии речи или ЗПР.

        Образовательный процесс включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.
        Организация образовательного процесса в группах комбинированной направленности регламентируется учебным планом и расписанием  занятий, в соответствие с программой учреждения.

Конечно, наилучший вариант, когда группа компенсирующей направленности, то есть такую группу посещают только дети, которые нуждаются в коррекции речевых нарушений. Но для справедливости надо отметить, что для детей с заключением ЗПР, лучше именно группы с комбинированной направленности. На данный момент чисто речевые группы это некоторая «роскошь» для государства, так как очередь в дошкольные учреждения ещё существует. Группы комбинированной направленности посещают дети с нормой речевого развития и дети с ТРН. Конкретно в нашем дошкольном отделении соотношение следующее: при списочном составе детей 25-28 человек, 10-15 дети с ТНР. И при правильном и слаженном взаимодействии специалистов и педагогов, работающих на таких группах, ни как не получится.

5.  Мне хотелось поподробней остановлюсь на том, как мои функциональные обязанности на группе взаимодействуют с другими специалистами.

  • психологическое обследование воспитанников;

Когда обследование проведено всеми специалистами, на заседании ПМПК обсуждаются вопросы требующие коллективного понимании, это может быть обсуждение выбора дальнейшего образовательного маршрута для ребёнка, сравнение результатов диагностики и другое.

  • участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и ДОУ);

Важно не перегрузить ребёнка развитием! Это совместное обсуждение, понимание и поиск наилучшего варианта для воспитанника.

  • проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;

Как организовать НОД в таких группах и удовлетворить потребности всех детей. Помня о том, что дети с ТНР и ЗПР – это дети с ограниченными возможностями здоровья.

ОБЯЗАТЕЛЬНО! Занятие по речевому развитию должно быть в утренние часы и первым занятием, так как занятие предполагает большую нагрузку на речевой аппарат ребёнка и на его психику в целом. Психолог и логопед делят группу детей на две подгруппы, дети с нормой речи остаются на занятие с воспитателем. После 15-20 минут, в зависимости от возраста, психолог и логопед меняются подгруппами и исходя из состояния детей выстраивается занятие. Я понимаю, что дети сейчас занимались с логопедом, устали, притомились и выстраиваю занятие, понимая эту специфику. Оптимально до трёх вариантов занятий приходится планировать.  А с первой подгруппой занятия выстраиваются с пониманием того, что они не должны прийти на занятие к логопеду уставшими. Такое понимание специфики занятий приходит только после гармоничного взаимодействия психолога и логопеда.

Аналогичным образом проводятся занятия в группах комбинированной направленности для детей с ЗПР.

  • динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;

О взаимодействии по этому пункту я рассказа ранее, когда затронула работу ПМПК.

  • консультирование специалистов, работающих с воспитанниками группы;

конечно это постоянный процесс, постоянное обсуждение возникших вопросов и поиск оптимального решения. Важно психологу следить и за личным состоянием педагога и младшего воспитателя. Вовремя быть рядом, поддержать, выслушать, понять и провести тренинг на профилактику педагогического выгорания. Для этого должны быть доверительные отношения. Нагрузка на воспитателя и его помощника очень большая, дети сложные, для профилактики выгорания следить за этой стороной. И всё это для гармоничного и комфортного пребывания ребёнка в ДОУ.

  • проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания ребенка в семье;

Иногда возникает потребность в проведении совместной консультации с родителем, чаще это при выборе образовательного маршрута для детей с заключением ЗПР.

В нашем учреждении мы организуем родительские собрания для родителей, дети которых посещают  группы комбинированной направленности. На нём выступают все специалисты, родители могут задать интересующие их вопросы.

Для нас важно работать в одном направлении, в этом успех нашей работы!

Мы подошли к последнему пункту и я хочу рассказать. как в нашем учреждении организован такой функционал.

  • осуществление преемственности в работе ДО и семьи;

6.  У нас создан клуб для родителей «Семейная радуга». В работе этого клуба участвуют все специалисты. Цели и задачи клуба вы можете прочитать на слайде, они очевидны для работы в этом направлении.

        Очень важная для нас задача помочь родителю в воспитании его ребёнка, помочь мягко, ненавязчиво, что бы он захотел принять эту помощь. Мы с вами его хорошо развиваем и воспитываем, но необходимо, что бы и родитель не остался в стороне, а тоже гармонично воспитывал  и просто общался со своим ребёнком. Помимо просветительской работы на собрании, которая чаще всего носит лекторный характер, хотелось чего-то практического.

        7. И мы придумали клуб! В клубе могут вести мероприятия любой педагог: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, психолог, логопед и дефектолог. Я предлагаю педагогу провести мероприятие, которое он хочет, по его любимой теме, в которой он чувствует себя уверенно и свободно. Проводя такое мероприятие педагог должен сам получить удовольствие и удовлетворение от работы. Педагог сам выбирает возрастную группу. Это может быть одна группа или возрастная параллель.

        Приглашается родитель со своим ребёнком, если мероприятие требует того мы просим принести или сразу одеть удобную одежду. И  всё что предлагает педагог, родитель делает со своим ребёнком.

        В конце встречи мы предлагаем родителю красочный буклет по тематике мероприятия, где он может ещё раз прочесть, освежить в памяти, что лучше и как или во что поиграть или позаниматься со своим ребёнком.

        Мы ищем оптимальное время проведения встреч, когда родителю будет удобно прийти к нам вместе с ребёнком. Чаще это 17.30 или 18 часов. Мы не делаем длинных встреч, нам важно, чтобы родитель вышел не перегруженным информацией, а получил радость от общения с собственным ребёнком и практический навык.

        8. Вот некоторый перечень мероприятий, которые мы проводили.

  • Анкетирование родителей; (проводится в сентябре, для понимания запроса)
  •  «Давайте познакомимся»; проводит психолог
  • «Что такое адаптация к детскому саду»; проводит психолог
  • «Музыкотерапия»; проводит музыкальный руководитель
  • «Мастерская Деда Мороза»; проводила воспитатель
  • «Как играть с ребёнком младшего возраста»;  проводила воспитатель
  • «Мягкая акробатика»; проводила инструктор по физкультуре
  • «Как провести детский день рождения дома»; проводит музыкальный руководитель
  • «Музыкальные пальчиковые игры»; проводит музыкальный руководитель
  • «Речевые игры с детьми»; проводила логопед
  • «Играем-развиваем мелкую моторику рук»; проводила дефектолог
  • «Заверни волшебно лист – преврати в картинку»; проводила воспитатель
  • «Профилактика плоскостопии»; проводила инструктор по физкультуре
  • «Мой весёлый звонкий мяч», проводила инструктор по физкультуре

9. Вот небольшой коллаж из наших встреч. Для приглашения на мероприятия клуба мы пишем яркое, красивое объявление для родителей. А педагог поощряется ещё и стимулирующим баллом.

Для клуба написано положение, составляется перспективный план на год. Копится методическая копилка, педагог приносит конспект мероприятия. Некоторые специалисты приносят свой индивидуальный план работы в клубе и проводят 6-8 встреч за год. Групп у нас много всем есть где развернуться. В конце года пишется отчёт по итогам работы, анализируется, что получилось, а что лучше изменить.

В этом есть тесное взаимодействие между всеми специалистами и родителями наших детей.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие специалистов ДОУ в психолого-педагогическом сопровождении групп комбинированной направленности. (из опыта работы) Лобус Юлия Борисовна Педагог-психолог МОУ ССОШ №2 Дошкольного отделения

Слайд 2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕРТОЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №2» ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 16 групп; 7 групп комбинированной направленности (5+2); 9 групп общеразвивающей направленности; 440 воспитанников ; 11 специалистов; 30 педагогических работника; 17 младших воспитателей; 14 обслуживающего персонала.

Слайд 3

Комбинированная группа Группы комбинированной направленности в дошкольном учреждении открыты с целью оказания квалифицированной коррекционной помощи в речевом или психическом развитии детей в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образовательного учреждения, а также с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Наполняемость группы комбинированной направленности производится, исходя из рекомендаций СанПиН-2.4.1.3049-13.

Слайд 4

Комплектование групп осуществляется до 1 сентября по приказу директора, на основании: договора и заявления родителей; медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, решения ТПМПК при наличии у ребенка отклонений в развитии речи или ЗПР. Образовательный процесс включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка. Организация образовательного процесса в группах комбинированной направленности регламентируется учебным планом и расписанием занятий, в соответствие с программой учреждения.

Слайд 5

Деятельность педагога-психолога в группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входит : - психологическое обследование воспитанников; - участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и ДОУ); - проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками; - динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников; - консультирование специалистов, работающих с воспитанниками группы ; - проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания ребенка в семье; - осуществление преемственности в работе ДО и семьи; - заполнение отчетной документации .

Слайд 6

Клуб для родителей «Семейная радуга». Цели: устанавливать сотрудничество ДО и семьи; социализировать ребёнка через поиск и внедрение новых эффективных форм работы с родителями; раскрывать роли семьи, как социального института становления личности; создавать дружелюбную атмосферу среди родителей; развивать творческий потенциал каждого родителя, который в дальнейшем поможет ребёнку раскрыть себя. Задачи: Расширить представление детей и родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности. Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи. Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье. Разработать систему массовых мероприятий с родителями, осуществлять совместную общественно- значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников. Вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышения авторитета. Создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха. Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.

Слайд 7

Клуб, как средство взаимодействия: В мероприятиях клуба участвуют дети, родители и специалист, проводящий встречу; Все этапы встречи носят практический характер, т.е. непосредственное выполнение игры или задания родителем вместе с ребёнком; В завершении встречи р одитель получает информационный буклет с рекомендациями; Продолжительность встреч ориентируется на возрастные особенности детей и проводимых мероприятий, в среднем составляет от 30 до 50 минут.

Слайд 8

Проводимые мероприятия: Анкетирование родителей; «Давайте познакомимся »; «Что такое адаптация к детскому саду »; «Музыкотерапия»; «Мастерская Деда Мороза »; «Как играть с ребёнком младшего возраста »; «Мягкая акробатика »; «Как провести детский день рождения дома »; «Музыкальные пальчиковые игры »; «Речевые игры с детьми »; «Играем-развиваем мелкую моторику рук »; «Заверни волшебно лист – преврати в картинку »; «Профилактика плоскостопии »; «Мой весёлый звонкий мяч».

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации" для педагогов ОО г. Москвы....

Взаимодействие специалистов детского сада, школы с семьёй ребёнка в комплексной коррекции речи ребёнка и его общем развитии

Артамонова С.Ю. учитель-логопед высшей квалификационной категории, лауреат премии мэра  ГБДОУ №70 Кировского р-на, Санкт-ПетербургаСёмка Галина Юрьевна учитель-логопед высшей квалификационной кат...

Междисциплинарное взаимодействие специалистов – это важное условие в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Междисциплинарное взаимодействие специалистов по сопровождению детей и то, насколько они  объединены идеей коррекционного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхо...

«Мультидисциплинарное взаимодействие специалистов ДОУ в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ».

Данный материал раскрывает  схему взаимодействия всех участников коррекционного процесса  в работе с детьми с ОВЗ. Документация учителя-логопеда, дефектолога, в которой отражены направления ...

Взаимодействие педагогов в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Взаимодействие педагогов с родителями детей ОВЗ.

Растет количество детей, нуждающихся в психолого-педагогическомсопровождении специалистов разного профиля, поэтому перед педагогамистоит задача взаимодействия для реализации эффективной коррекционно-п...