Конспект занятия по теме "Дифференциация звуков Л-Р"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Конспект занятия по диференциации звуков Л-Р 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zvuki_l-r.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме:

"Дифференциация звуков Л-Р"

  Подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста.

Цель: Дифференцировать звуки Л-Р в словах и предложениях.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

- корригировать произношение;

- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

- корригировать и развивать слуховое восприятие, фонематический слух;

- корригировать и развивать мелкую моторику;

- развивать внимание, память, мышление;

образовательные:

- закрепить понятия "слово", "слог", "звук", "гласные - согласные", "твердые -мягкие", "звонкие - глухие";

- умение делить слова на слоги;

- закрепить образ букв;

- закрепить навык звукового анализа и синтеза;

воспитательные:

- воспитывать нравственные качества (дружба, сотрудничество);

- создавать ситуацию успеха;

- стимулировать речевую активность;

здоровьесберегающие:

- снятие напряжения;

- развитие переключаемости;

- соблюдать правильную посадку ребенка;

- способствовать благоприятного психологического климата.

Оборудование: предметные картинки со звуками Л-Р, картинка Лунтика, разрезная картина ракеты, звуковые схемы, звуковые линейки, буквы Л-Р, контейнеры с манной крупой, мячик, листы бумаги ,простые карандаши, медали, запись музыки из мультфильма "Лунтик".

Ход занятия

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1

2

3

4

1. Оргмомент.

На доске  картинка "Лунтика"

Учитель-логопед:

- Сегодня к нам пришёл гость -Лунтик. Ему нужна наша помощь. Лунтик собирается к своим родным на Луну. Но его средство передвижения неисправно, все детали рассыпались. Вы согласны помочь  Лунтику ? Детали будут восстанавливаться с каждым правильно выполненным заданием. Готовы ?  

Дети слушают.

Организовать детей. Настроить детей на занятие, на решение проблемной ситуации, способствовать созданию благоприятного психологического климата

2. Основной этап.

2.1 Повторение, обобщение и систематизация пройденного материала

Учитель-логопед уточняет артикуляцию и произношение звуков Л и Р.

Дети отвечают. Дети дают характеристику звуков: Л - согласный, звонкий, Р - согласный, звонкий.

Дети чётко и ясно произносят звуки: лллл и рррр, проводя пальчиком по манной крупе,  которая находится в небольших контейнерах.

Дети ставят на доске первую деталь ракеты.

Определить уровень усвоения пройденного материала. Закрепить произношение.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Развитие мелкой моторики.

Дифференциация звуков Л-Р на слух.

Учитель-логопед произносит слова со звуком Л и Р.

(лампа, работа, лыжи, лоб, рысь, робот, лось, рынок, ложка, радость)

Дети, когда услышат звук Л на листе бумаги ставят крестик, а если звук Р ставят нолик. Дети ставят следующую деталь ракеты.

Дифференциация звуков Л-Р  в словах. Развитие фонематического слуха.

Дети повторяют написание букв Л и Р.

Учитель-логопед:

- Дети, какая эта буква ?

- Из каких элементов состоит буква Л ?

-На что похожа буква Л ?

- Напишите её.

Аналогичная работа проводится с буквой Р.  

Дети отвечают на вопросы и пишут пальчиком буквы на манной крупе. Дети ставят деталь ракеты.

Формировать навык ответа на вопрос полным предложением. Закрепление букв Л и Р. Развитие мелкой моторики.

Определение места звука слове.

Учитель-логопед загадывает загадки

"Хвост пушисты,

Мех золотисты,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт." (лиса)

"Заплелись густые травы,закудрявились луга,да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога." (баран)

- Какие это животные ?      

Дети отгадывают загадки. Определяют место звука в слове, используя схемы. Объясняют какое это животное дикое или домашнее.

Дети ставят деталь ракеты.

Расширение и активизация словаря., связной речи, фонематического слуха.

Игра "Закончи слово"

Учитель-логопед начинает слово со звуком Л или Р, бросая мяч ребёнку ,а ребёнок должен продолжить слово, возвращая мяч обратно.

Дети произносят слова со звуком Л-Р

Дети ставят деталь ракеты.

Расширение и активизация словаря.

Игра "Кто самый внимательный ?"

На доске предметные картинки. Учитель-логопед:

- Какая картинка лишняя ? Почему ?

-Какое слово самое короткое ? длинное ? Почему ?

- Закрыли глазки. Чего не

стало ?    

-Что изменилось ? Где стояла эта

картинка?

Дети выполняют задание, убирая лишнюю картинку со звуком Р. Делят слова на слоги, используя звуковые линейки. Дети ставят деталь ракеты.  

Развитие зрительного внимания. Деление слов на слоги.

Пальчиковая гимнастика.

Учитель-логопед:

- 1,2,3,4,5 будем обувь мы считать: 1-туфли, 2- сапожки, 3-ботинки, 4-босоножки и конечно тапки-5.Ножкам надо отдыхать.

-Поможем Лунтику подобрать обувь для летнего отдыха.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику. Называют летнюю обувь. Дети ставят деталь ракеты.

Развитие мелкой моторики. Активизация словаря по теме "Обувь."

Дифференциация букв Л-Р.

Учитель-логопед:

- Какая погода летом ? А почему летом погода тёплая, жаркая, солнечная, ясная ?

- Чтобы наше солнышко засверкало ярко, ему нужны лучики, а лучиками будут буквы Л-Р. Девочки берут буквы Л, а мальчики буквы Р.  

Дети отвечают на вопросы и к солнышку подставляют буквы Р и Л. Дети ставят деталь ракеты.

Развивать связанную речь, закрепить Л-Р.

Составление предложения.

Учитель-логопед:

- Вот и готова ракета Лунтика.

- Какой первый звук в слове Лунтик ? Ракета ?

- Давайте составим предложение со словами Лунтик и ракета.

Дети определяют первый звук в словах, составляют предложения и ставят последнюю деталь к ракете Лунтика.

Развитие фонематического слуха, грамматического строя речи.

3.1 Итог занятия.

Учитель-логопед:

- Лунтик теперь может отправится на луну.

Обобщить тему занятия.

Оценка деятельности детей.

Учитель-логопед: "Лунтик приготовил для вас лунные угощения -очень вкусные конфеты и медали. Все молодцы помогли Лунтику. Назовите себя ласково."

Дети получают угощения и называют себя ласково.

Обеспечение эмоционального благополучия детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], «В гости к Каркуше-Говоруше»

Автоматизация звука - это нудный этап для ребенка, повторить слова с нужным звуком 70 раз за занятие - это не интересно, поэтому я старалась подобрать интересные методы и приемы, чтобы ...

Конспект занятия по автоматизации звука Рь

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Рь "Смешарики на арене цирка" для ребенка 6 лет....

Конспект занятия по логоритмике "Звук и буква С"

Интгерированное  занятие для детей подготовительного возраста, чтобы совершенствовать нормализацию речи и двигательные функции в упражнениях под музыку и слово; развивать фонемати...

Конспект занятия на тему "Звуки С-Сь" в подготовительной логопедической группе

Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР на семинаре для заведующих детских садов города....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

«Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы. План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В».

laquo;Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы.План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В»....