Программа дополнительного образования
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Цыганкова Жанна Валерьевна

ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
НАПРАВЛЕННАЯ НА КОРРЕКЦИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
У ДЕТЕЙ  С ОВЗ
«ГОВОРУША»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx72.23 КБ
Файл plan.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАШИРСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ»

ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
НАПРАВЛЕННАЯ НА КОРРЕКЦИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
У ДЕТЕЙ  С ОВЗ
«ГОВОРУША»

Срок реализации программы 1 год

Составитель:
Цыганкова Жанна Валерьевна
логопед


Кашира, 2016 г.

       

Содержание:

2 стр.

  1. Целевой раздел дополнительной образовательной программы

3 стр.

  1. Пояснительная записка. Цели и задачи

3-6 стр.

  1. Принципы и подходы к формированию программы

7 стр.

  1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи

8-11стр.

2. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры

12 стр.

2.1. Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми с I уровнем речевого развития

12 стр.

2.2. Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми со II уровнем речевого развития

13 стр.

II. Содержание дополнительной образовательной программы по коррекции ОНР (I – II уровня)

14 стр.

  1. Основные задачи образовательной области  «Речевое развитие»

14 стр.

  1. Организация образовательной деятельности

14-15 стр.

  1.   Взаимодействие с семьями воспитанников

16 стр.

  1.  Коррекционно-развивающая работа с детьми I уровня речевого развития

17 стр.

  1. План логокоррекционной работы

17 стр.

4.2.    Учебно-тематический план

17-22 стр.

5.   Коррекционно-развивающая работа с детьми II уровня  речевого развития

23 стр.

5.1. План логокоррекционной работы

23-24 стр.

5.2.     Учебно-тематический план

25-30 стр.

III. Учебно-методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

31-36стр.

Список литературы

37-38 стр.

                                                 

                                                                       

  1. Целевой раздел дополнительной образовательной программы.
  1. Пояснительная записка. Цели и задачи.

В ГКУ СО МО «Каширский «ССРЦН «Семья» принимаются дети с грубо выраженным недоразвитием речи  I – II уровня при дизартрии, ринолалии, алалии; дети с  логоневрозом, а также тяжелой формой дислалии. Деятельность логопеда отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи.

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. По данным отечественных исследований, именно ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации. Это и обусловливает актуальность разработки «Программы» и необходимость ее внедрения в практику учреждения.

Дополнительная программа коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми нарушениями речи  (далее ТНР)  разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от  31.12.2014), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008), Конвенцией ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ»,         Санитарно-эпидемиологические правил и нормативов  (СанПин 2.4.4. 3172-14 от 4 июля 2014 года №41 к учреждениям дополнительного образования).  Содержание рабочей программы опирается на разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;  учение  Р.  Е.  Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения;  исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б. Филичевой и  Г. В. Чиркиной.

Дополнительная программа разработана на год и включает два реабилитационных периода  (с января по июнь;  с июля по декабрь).

Настоящая программа  предназначена для обучения и воспитания детей  с тяжелыми нарушениями речи, принятых в специализированное учреждение на реабилитационный период.

Основной базой рабочей Программы являются:

  • Программа Н. В. Нищевой «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».
  • «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Л. В. Лопатиной.  

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с ТНР, предусматривающей полное взаимодействие всех специалистов учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы  учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и способствует эффективной социализации детей с ОВЗ.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Так как в нашем специализированном учреждении дополнительно  реализуются «Программы»  других специалистов, то взаимосвязь между ними осуществляется по принципу комплексно-тематического подхода, обеспечивающего концентрированное изучение материала. Ежедневное многократное повторение позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря детей с ТНР, согласуется с задачами их всестороннего развития, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

В процессе коррекции речевых нарушений, кроме традиционных технологий  коррекции  звуковой  и смысловой  сторон речи, необходимым является  применение  современных  коррекционно-логопедических  технологий:

  1. Технологии речедвигательной ритмики (А. Я. Мухина). 
  2. Технологии логопедической, фонетической и речедвигательной  ритмики (Н. Ю. Костылева, М. Ю. Картушина).
  3. Технологии развития общих речевых навыков (Г. А. Османова, Л. А. Позднякова).

Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни ребенка.

Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей детей, имеющих ТНР (рис. 1).              

К  Программе имеется методический комплект, включающий в себя методические пособия, наглядно-дидактический материал, дидактические настольно-печатные игры; картотеки  пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной  гимнастики; методические материалы для родителей, рабочие тетради.                                                                                    Рис. 1.

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

  1. Принципы и подходы к формированию программы

Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ТНР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ТНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

 принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

 принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

 принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

 принципы интеграции усилий специалистов;

 принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

 принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

 принцип постепенности подачи учебного материала;

 принцип концентрического наращивания информации.

  1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

Речевой статус детей с ТНР (характеристики детей с разными уровнями речевого развития  по Р. Е. Левиной и Т. Б. Филичевой)

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

Дети с ТНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

2. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры

Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы.

2.1. Целевые ориентиры освоения «Программы» с детьми I уровня речевого развития

Ребенок:

  •  способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
  • проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;
  • понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;
  • понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
  • различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
  • называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;
  • участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);
  • рассказывает двустишья и простые потешки;
  • использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;
  • произносит простые по артикуляции звуки;
  • воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

2.2. Целевые ориентиры освоения «Программы» с детьми  II уровня речевого развития

Ребенок:

  • проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
  •  понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств.
  • употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств и качеств;
  • использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
  • различает словообразовательные модели и грамматические формы

слов в импрессивной речи;

  • использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;
  • пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;
  • составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
  • различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении

звуки;

  • владеет простыми формами фонематического анализа;
  • использует различные виды интонационных конструкций.

II. Содержание дополнительной образовательной программы по коррекции ОНР (I – II уровня)

  1. Основные задачи образовательной области  «Речевое развитие»
  • Развитие импрессивной речи
  • Развитие словаря.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
  •  Развитие связной речи.
  • Формирование коммуникативных навыков.

  1. Организация образовательной деятельности

Для каждого воспитанника с ТНР  логопедом после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и на основе базовой Программы коррекционно-развивающей работы разрабатывается индивидуальная программа социальной реабилитации, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребенка.

Программа реабилитации начинается первого января, длится двенадцать месяцев и условно делится на два периода:

I период — январь, февраль, март, апрель, май, июнь;

II период — июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Как правило, первые две недели января отводятся всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей.  Все дети, зачисленные в отделение, проходят логопедическое обследование (свою информативность и комплексность для практики работы с детьми показала диагностика Н. В. Нищевой). Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов детей с ТНР.

В 2-ой половине января специалисты, работающие в отделении, на психолого-медико-педагогическом консилиуме при заведующей обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы на первый период работы.

После проведения диагностики начинается организованная образовательная деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы. По завершении первого, а затем второго периодов работы проходит обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей и составление плана работы на следующий период, в ходе консилиума заведующей со всеми специалистами.

Основной формой работы логопеда с ребенком, имеющим тяжелое нарушение речи, являются индивидуальные занятия, которые проводятся в первой половине дня,  2—3 раза в неделю.

Занятия со специалистами (логопедом и психологом) могут проводиться совместно, если ребенок в первое время испытывает трудности в адаптации.

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников

Логопед осуществляет информационно-просветительскую деятельность среди родителей, подключая их к коррекционно-развивающей деятельности, обучая их педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком. Предусматривается подключение родителей к участию в интегрированных занятиях, присутствие родителей на индивидуальных занятиях с их ребенком, обязательное консультирование родителей специалистами.

Организуется как индивидуальное консультирование родителей, так и специально организованные тренинги и мастер-классы для родителей. На индивидуальных консультациях родителям детей, посещающих отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями, логопед сообщает результаты диагностического обследования речи ребенка, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи.  Родители также постоянно информируются о достижениях их ребенка в освоении речевых навыков.

Тренинги  и мастер-классы для родителей проводятся в специально организованном клубе «Росток», где даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи в домашних условиях.

Модель взаимодействия логопеда с родителями в условиях специализированного учреждения

  1. Коррекционно-развивающая работа с детьми I уровня речевого развития

Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально 2 раза в неделю.

4.1.План логокоррекционной работы

№ п/п

Основные направления работы

Срок выполнения

1.

Развитие артикуляционной моторики:

- артикуляционные упражнения;

- логопедический массаж;

- самомассаж языка, губ.

2 раза в неделю

2.

Развитие речевого дыхания:

- дыхательные упражнения;

- дыхательная гимнастика.

2 раза в неделю

3.

Развитие активной подражательной речевой деятельности:

- игры и упражнения;

- игровые ситуации.

2 раза в неделю

4.

Развитие фонематических процессов:

- игры и упражнения на дифференциацию неречевых и речевых звуков.

2 раза в неделю

5.

Развитие импрессивной речи:

- игры и упражнения;

- выполнение простых инструкций.

2 раза в неделю

6.

Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам: человек, семья, игрушки, детеныши животных и др.

2 раза в неделю

7.

Развитие внимания, памяти, мышления.

  1. раза в неделю

5.Коррекционно-развивающая работа с детьми II уровня речевого развития

Логопедические занятия с детьми II уровня развития речи проводятся индивидуально 2 раза в неделю.

5.1.План логокоррекционной работы

№ п/п

Основные направления работы

Срок выполнения

1.

Развитие артикуляционной моторики:

- артикуляционные упражнения;

- логопедический массаж;

- самомассаж языка, губ.

2 раза в неделю

2.

Развитие речевого дыхания:

- дыхательные упражнения;

- дыхательная гимнастика.

2 раза в неделю

3.

Развитие фонематических процессов:

- игры и упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков;

- упражнения на определение места звука в слове.

2 раза в неделю

4.

Воспитание речевой активности:

- игры и упражнения;

- создание игровых ситуаций.

2 раза в неделю

5.

Развитие импрессивной речи:

- игры и упражнения;

- выполнение двухступенчатых инструкций.

2 раза в неделю

6.

Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам: человек, семья, игрушки, детеныши животных и др.

2 раза в неделю

7.

Коррекция звукопроизношения:

- постановка звуков;

- автоматизация звуков;

- закрепление звуков в речи.

  1. раза в неделю

8.

Формирование слоговой структуры слова:

- игры и упражнения.

  1. раза в неделю

9.

Формирование лексико-грамматической стороны речи:

- игры и упражнения;

- дидактические игры.

  1. раза в неделю

III.Учебно-методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Направления коррекционно-логопедической работы

Автор, название методики, программы, технологии

Литература, пособия

Программно-методическое обеспечение

Н. В. Нищева

Л. В. Лопатина

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет ФГОС. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. - СПб, 2015.

Диагностика

Н. В. Нищева

Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (от 3 до 4 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Картинный материал к речевой карте ребенка младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). ФГОС. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Развитие артикуляционной моторки

Н. В. Нищева

«Веселая артикуляционная гимнастика» с индивидуальным зеркалом. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

«Веселая артикуляционная гимнастика» № 2. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

«Веселая мимическая гимнастика». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

 

«Веселые дразнилки для малышей». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи

Н. В. Нищева

Г. А Османова

Л.А. Позднякова

Е. С. Алмазова

«Дыхательная гимнастика». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, сухие листики и т.п.).

Игры и упражнения для развития общих речевых навыков 3-4 года. - СПб: КАРО, 2013.

Игры и упражнения для развития общих речевых навыков 5-6 лет. - СПб: КАРО, 2013.

Игры и упражнения для развития общих речевых навыков 6-7 лет. - СПб: КАРО, 2013.

Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М. : Айрис-пресс, 2005.

Развитие речевой активности

Н. В. Нищева

КАРТОТЕКИ методических рекомендаций

 для родителей дошкольников с ОНР. - СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.

Занимаемся вместе. Ранний возраст: Домашняя тетрадь. -  СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

Занимаемся вместе. Средний возраст. Домашняя тетрадь. ФГОС – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

Игрушки для вызывания звукоподражания

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза

Н. В. Нищева

Т. А. Ткаченко

Л.В. Аскульская

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб: ООО «ПрофПринт», 2014.

Логопедические упражнения – М: ЭКСМО, 2014.

Электронное пособие «Интерактивные речевые игры». - Издательство «Учитель», 2016.

Дидактические игры: «Слоговые домики», «Паровозик из Ромашково», «Светофор».

Коррекция звукопроизношения

Н. В. Нищева

Н. С. Жукова

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева

Л. А. Комарова

М. А. Полякова

А.И.Богомолова

Л. С. Лылова

Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков раннего онтогенеза. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [с]-[з]-[с']-[з']. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Исправление нарушений речи. - М: ЭКСМО, 2013.

Система логопедического воздействия. – М: ЭКСМО, 2011.

Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбомы дошкольника. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

Самоучитель по логопедии. – М: Айрис-пресс, 2011.

Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. - СПб: ИЗДАТ-ШКОЛА. ТМ, ТОО «Издательство «Библиополис», 1996.

"Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста". – Воронеж: Издательство: Метода, 2015.

Развитие лексического строя речи

Н. В. Нищева

Л. В. Лопатина,    Н. В. Серебрякова  

Г. Доман

Картотека домашних заданий для детей среднего возраста с диагнозом: ОНР. – СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000.

Картотека предметных картинок по лексическим темам: человек, семья, фрукты, овощи, домашние животные, дикие животные, домашние птицы, птицы в природе, посуда, продукты питания, мебель, обувь, головные уборы, одежда, бытовая техника, цветы, игрушки, времена года, грибы, ягоды, транспорт.

Развитие грамматического строя речи

Н. В. Нищева

Т. Б. Филичева

Н. Э. Теремкова

Л.В. Аскульская

Е.М. Мастюкова

Развивающие сказки. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002.

Играйка-грамотейка. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

 

Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М. : Айрис-Пресс, 2007.

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы: №1, №2, №3, №4. – М: Изд. «Гном», 2012.

Электронное пособие. Развитие лексики и грамматики. Издательство «Учитель», 2016.

Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. -  М. : Просвещение, 1992.

Развитие связной речи

С. В. Батяева, Е. В. Севостьянова

Н. В. Нищева

Н. Е. Арбекова

О. И. Крупенчук

Е.А. Стребелева

С.В.Вохринцева

Альбом по развитию речи для самых маленьких.

Альбом «Круглый год». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

Альбом «Наш детский сад». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

Конспекты фронтальных занятий логопеда для детей 4-5 лет. – М: Изд. «ГНОМ», 2014.

Опорные картинки к конспектам фронтальных и подгрупповых занятий логопеда для детей 4-5 лет. – М: Изд. «ГНОМ», 2014.

Стихи для развития речи, СПб, 2011.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи. – М: ВЛАДОС, 2014.

Дидактический материал по временам года: осень, зима, весна, лето. – Екатеринбург: издательство «Страна Фантазий», 2012.

Развитие мелкой моторики (профилактика нарушений письменной речи)

Н. В. Нищева

Е. А. Ульева

Г. А. Османова, Т.С. Перегудова

«Веселая пальчиковая гимнастика». - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

Тетрадь для младшей логопедической группы.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

Тетрадь №1 для средней логопедической группы детского сада (1-й год обучения) — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

Тетрадь №2 для средней логопедической группы детского сада (1-й год обучения) — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

Тетрадь №3 для средней логопедической группы детского сада (1-й год обучения) — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

Тетради для занятий по временам года: лето, осень, зима, весна с детьми 3-6 лет. – Москва: Издательство «ВАКО», 2014.

Логопедические прописи для дошколят. – СПб КАРО, 2014.

Обводилки, штриховки для малышей, шнуровки

Логоритмика

А. Я. Мухина

Г. Р. Шашкина

Е. В. Кузнецова

М.Ю.Картушина

Н. Ю. Костылева

Речедвигательная ритмика. - М. : ACT,  Астрель, 2009.

Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. - М. : Издательский центр «Академия», 2005.

Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М. : ГНОМ и Д, 2004.

 Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. – М: ТЦ «Сфера», 2008.

Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. – М: ТЦ «Сфера», 2008.

Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. – М: ТЦ «Сфера», 2008.

Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. - М: ТЦ «Сфера», 2007.

Дидактические  и настольные игры

Н. В. Нищева

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова

Б.Б.Финкельштейн

Н. Г. Семенова

Е. А. Кудрявцева, М. А. Пермякова

Играйка-1. Игры для развития речи дошкольников.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Играйка-3. Игры для развития речи дошкольников.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Играйка. Собирайка 4. .— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.

Альбом-игра «Волшебные дорожки». Палочки Кюизенера. Для самых маленьких 2-3 лет. СПб, 2003.

Альбом-игра «На золотом крыльце…». Палочки Кюизенера. 3+, СПб, 2012.

Альбом заданий чудо-кубики «Сложи узор» от 2 до 5 лет. СПб, 2012.

Электронное пособие «Сенсорное развитие детей 4-5 лет». Волгоград. Изд. «Учитель», 2014.

Консультирование

Н. В. Нищева

Г. А. Османова

Е. Янушко

И. М. Субботина

Материалы для оформления

родительского уголка в младшей группе. – СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

Материалы для оформления

родительского уголка в средней группе. – СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

Материалы для оформления

родительского уголка в старшей группе. – СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

Родителям о речи ребенка. – СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Логопед -  родителям. – СПб: КАРО, 2009.

Помогите малышу заговорить. - Москва : Теревинф, 2007.

Консультирует логопед. Как научить ребенка говорить правильно. ФГОС.- СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

Список литературы:

1. Афонькина Ю. А. Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ  [Текст ] : методическое пособие / Ю. А. Афонькина, Н. А. Кочугова. – М. : Аркти, 2012.

2. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками [Текст ] : методическое пособие / Е. А. Борисова. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

3. Боровцова Л. А. Документация учителя-логопеда [Текст ]: методическое пособие / Л. А. Боровцова. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

4. Дошкольная логопедическая служба [Текст ]  : методическое пособие : в  2 кн.  / под ред. О. А. Степановой. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

5. Журавель Н. И. Планирование занятий в логопедической группе ДОУ [Текст ] : методическое пособие / Н. И. Журавель. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст ] : методическое пособие / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

7. Лопатина Л. В.  «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» [Текст ] : методическое пособие  / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. 2-е изд., испр. и дополн. - СПб., 2015.  

8. Нищева Н. В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» [Текст] : методическое пособие / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 2015.

9. Поваляева М. А. Справочник логопеда [Текст] : методическое пособие / М. А. Поваляева. – Изд. 10-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2010.

10. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство [Текст ]  : методическое пособие / М. А. Полякова. – М. : Айрис-Пресс, 2009.

11. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст ] : практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-Пресс, 2007.



Предварительный просмотр:

4.2. Учебно-тематический план

Период

Лексическая тема

Кол-во часов

Содержание работы

Развитие понимания речи

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Развитие внимания, памяти, мышления.

I

Январь, февраль, март, апрель,

май,

июнь.

Домашние животные

Дикие животные

23 февраля. Наша армия

Дикие и домашние животные (закрепление)

Весна. Мамин праздник

Домашние птицы

Птицы в природе

Птицы (закрепление)

Весна. Изменения в природе

Животные и птицы весной

Одежда. Ее назначение.

Обувь

Транспорт (наземный)

Транспорт (водный, воздушный)

Профессии людей

Инструменты

Насекомые

Бытовая техника

Лето

Садовые цветы

Человек. Эмоции

                  Итого:

4

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

       2

2

2

2

2

2

2

2

2

    46 ч.

Учить детей находить предметы, игрушки. Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

Учить понимать слова обобщающего значения. Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.

Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.

Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

Учить детей называть родителей, родственников

(мама, папа, бабушка).

Учить детей называть имена друзей, кукол.

Учить подражанию:

•        голосам животных;

•        звукам окружающего мира;

•        звукам музыкальных инструментов.

Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки).

Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.

Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики).

Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики).

Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя). Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.

Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали.

Период

Лексическая тема

Кол-во часов

Содержание работы

Развитие понимания речи

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Развитие внимания, памяти, мышления.

II

Июль,

август,

сентябрь,

октябрь,

ноябрь,

декабрь.

Лес – наше богатство

Грибы

Ягоды

Животные жарких стран

Животные севера

Морские обитатели

Аквариумные рыбки

Ранняя осень. Перелетные птицы.

Огород. Овощи. Сбор урожая

Фрукты. Сад

Овощи – Фрукты (закрепление)

Золотая осень. Деревья

Труд людей осенью

Человек. Части тела человека

Моя семья

Мой дом. Домашний адрес

Поздняя осень

Игрушки

Посуда

Продукты питания

Мебель

Зима. Зимние забавы

Новый год

                     

Итого:

2

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

48 ч.

Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.

Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу). Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник). Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).

Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай. Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут.

Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.

Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).

Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш..

Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки. Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).

Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги). Учить определять лишний предмет из представленного ряда:

•        3 красных кубика и 1 синий;

•        кукла, клоун, Буратино — шапка;

•        шуба, пальто, плащ — шкаф;

•        красная машина, красная лодка, красный пароход — желтая машина.

Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей.

     Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные.,, шары»)

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами:   «Игрушки»,  «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
  • называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
  • обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.)» некоторые свои физиологические   и   эмоционально-аффективные   состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
  • выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
  • отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

5.2. Учебно-тематический план

Период

Лексическая тема

Кол-во часов

Содержание работы

Развитие понимания речи

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка

Развитие самостоятельной фразовой речи

I

Январь, февраль, март, апрель,

май,

июнь.

Домашние животные

Дикие животные

23 февраля. Наша армия

Дикие и домашние животные (закрепление)

Весна. Мамин праздник

Домашние птицы

Птицы в природе

Птицы (закрепление)

Весна. Изменения в природе

Животные и птицы весной

Одежда. Ее назначение

Обувь

Транспорт (наземный)

Транспорт (водный, воздушный)

Профессии людей

Инструменты

Насекомые

Бытовая техника

Лето

Садовые цветы

Человек. Эмоции

                 Итого:

4

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

46 ч.

Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.

Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.

Формировать понимание обобщающего значения слов.

Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью.

Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).

Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.). Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.

Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.). Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными.

Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!), Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).

Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что? »

Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки.

Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).

Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?)

Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом.

Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они). Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану).

Период

Лексическая тема

Кол-во часов

Содержание работы

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка

Развитие самостоятельной  фразовой речи

Развитие произносительной стороны речи

II

Июль,

август,

сентябрь,

октябрь,

ноябрь,

декабрь.

Лес – наше богатство

Грибы

Ягоды

Животные жарких стран

Животные севера

Морские обитатели

Аквариумные рыбки

Ранняя осень. Перелетные птицы.

Огород. Овощи. Сбор урожая

Фрукты. Сад

Овощи – Фрукты (закрепление)

Золотая осень. Деревья

Труд людей осенью

Человек. Части тела человека

Моя семья

Мой дом. Домашний адрес

Поздняя осень

Игрушки

Посуда

Продукты питания

Мебель

Зима. Зимние забавы

Новый год

                     

                   

                     

                   

                   Итого:

2

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

48 ч.

Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).

Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч).

Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).

Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под).

Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.).

Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.        

Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.

Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).

Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка). Учить называть части предмета для определения целого (спинка — стул, ветки — дерево, стрелки — часы).

Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки — зима, корабль — море). Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб). Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию. Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).

Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?».

Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.). Заучивать короткие двустишия и потешки. Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?).

Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану).

Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.

Учить детей различать речевые и неречевые звуки.

Учить детей определять источник звука. Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.

Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.

Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза).

Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.

Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов. Формировать звуко-слоговую структуру слова. Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.

Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку).

Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та—кта, по—пто).

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
  • узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
  • сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
  • понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и вини
    тельного падежей, некоторых простых предлогов;
  • фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
  • воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух-  и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
  • правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
  • общаться, используя в самостоятельной речи слово сочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...