Создание условий для коррекции и развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Аннотация: в статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по созданию условий для коррекции и развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекция и развитие мелкой моторики, предметно-развивающая среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время растет количество детей, имеющих отклонения в развитии. Причины этого явления разнообразны и многочисленны. Это и следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных, и следствие поражения центральной нервной системы различного характера. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его развития, приводят к задержке развития различных функций.

Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективной оказывается коррекция и компенсация нарушений. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка — пластичностью, то есть нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне. Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить индивидуально-психологические особенности, затем разработать содержание коррекционно-педагогической работы с ними, а также оказать психологическую помощь родителям[1, с.6].

Дети с ОВЗ требуют к себе повышенного внимания, ласки, тактильного контакта, но этим и ограничивается их общение с взрослым. У детей с ОВЗ слабо развит познавательный интерес, снижена познавательная активность. Они быстро устают, внимание становится рассеянным, присутствуют явления генерализации внимания; они не могут долго следовать даже одноступенчатой словесной инструкции, не переносят полученные знания на новые задачи. В силу своих физических возможностей они не могут работать руками так, как здоровые дети, им тяжело сидеть на стуле, выдерживать заданную позу, часто больно или невозможно делать какие-то движения. Такие дети не хотят рисовать, лепить, конструировать. Все эти особенности сильно затрудняют коррекционную работу психолога, педагога и специалистов.

Среда, в которой живет ребенок,  включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование. Учитывая,  что у детей с ОВЗ отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем,  поэтому бедность, однообразие микросреды могут привести к ограничению возможностей развития детей и даже задержки в развитии. Работая над созданием предметно-развивающей среды группы, необходимо исходить из того, что важным условием полноценного сенсомоторного воспитания, особенно детей с  нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП является специально организованная предметно-пространственная развивающая среда. С учетом специфики работы учреждения для воспитания и развития детей, осуществления коррекционной работы нами была спроектирована и создана предметно-развивающая среда в группе. Сенсомоторный центр, уголок «Уединения», центр для развития мелкой моторики, в котором  поместили коррекционный стол, стол песочной анимации, уголок познавательной активности, дидактические игры и пособия,  предназначенные для полноценного развития и коррекции сенсомоторных процессов. При создании предметно-развивающей среды группы нужно учитывать специфику ДОУ и придерживаться следующих принципов:

  • оптимальная насыщенность – материалы и оборудование, создающие (без чрезмерного обилия и без недостатка)  целостную среду;
  • разнообразие – наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсомоторного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развитие мелкой моторики, организации двигательной активности и др.;
  • стабильность – материалы и пособия, маркеры игрового пространства, имеющие постоянное место;
  • доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка;
  • полифункциональность, возможность трансформирования и т.д.

Так как наше учреждение посещают дети с ОВЗ, мебель должна быть особенной, т.е. сделанной по специальному проекту, с учетом особенностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП, что поможет решить коррекционные и развивающие задачи.  

В младшем дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, которая способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребенка. Воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, происходит овладение языком, коррекция психических функций, социальных отношений. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию. Поэтому не только среда, но и дидактический материал даёт возможность повторять уже известные знания, а подбор орудий и предметов действия, стимулирует и побуждает к творческой деятельности и учит переносить имеющиеся навыки на новые ситуации, т. е. расширяет зону ближайшего развития. Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка [2, с.4].

Анализ результатов наблюдений, диагностики, анкетирования родителей и педагогов приводит к выводу, что «особым» детям в наше время необходимы новые, особенные игры.

Гибкая система игр за коррекционным столом и столом песочной анимации сначала была разработана нами именно для «особых» детей. В процессе внедрения системы игр становится понятно, что можно ее использовать для здоровых детей, а также для создания условий успешной интеграции детей-инвалидов в массовые группы детского сада.

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза; к навыкам мелкой моторики относятся: способность тянуться к предмету, хватать его, класть или ставить, рисовать и т.д. К этой же области развития относятся концептуальные навыки, такие, как: понимание неизменности существования предмета; решение несложных практических задач, способность подбирать предметы или картинки к образцу, сортировать их, а так же навыки, подготавливающие ребенка к изучению школьных дисциплин. Без развитой мелкой моторики, считает Т. А. Ткаченко, невозможно не только развитие познавательных способностей и речи, но и азов самообслуживания: мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы или завязываем шнурки на ботинках, отщипываем кусочек хлеба, пишем или перелистываем страницы, держим стакан в руках или едим ложкой.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь[3, с.4].

Целью является обеспечение необходимых условий для социальной адаптации, коррекции и интеграции в массовые группы детского сада детей с особыми возможностями здоровья.

Задачи:

  • корректировать и развивать познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
  • формировать познавательный интерес и развивать познавательную активность;
  • формировать у детей представления о базовых эмоциях, таких как радость, грусть, гнев, страх, удивление;
  • корректировать и развивать мелкую моторику;
  • развивать сенсомоторную координацию;
  • развивать творческие способности;
  • развивать словарный запас;
  • совершенствовать зрительное и слуховое восприятие;
  • совершенствовать умение действовать по словесным инструкциям;
  • способствовать развитию интереса к общению со сверстниками и коммуникативных навыков;
  • корректировать проблемы эмоциональной сферы в поведении и общении (агрессивность, тревожность, страхи);
  • способствовать снятию тревожных состояний, страхов, преодолению негативизма к воспитательным и коррекционным воздействиям;
  • способствовать развитию и гармонизации детско-родительских отношений;
  • обучать родителей способам применения игр системы; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
  • консультировать родителей по вопросам создания развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.

Основные формы работы, которые позволяют реализовать данные задачи - специально-организованное обучение; совместная деятельность с детьми; самостоятельная деятельность детей, режимные моменты.

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • повышение уровня развития познавательной сферы;
  • развитие мелкой моторики;
  • расширение круга осознаваемых эмоций;
  • способность дифференцировать и осознавать эмоции свои и другого человека по мимике, пантомимике, жестам, позе, интонации;
  • развитие и расширение интереса к общению и взаимодействию со сверстниками, коммуникативных навыков, необходимых для конструктивного взаимодействия и решения конфликтных ситуаций;
  • снижение уровня тревожности, агрессивности, количества и интенсивности страхов, преодоление негативизма.

Родители:

  • повышение психологической грамотности (психологическое просвещение);
  • получение новых систематизированных знаний по способам применения игр с водой, песком и пластилином; способность организовать на их основе развивающие игры и игровое взаимодействие с детьми.

Работу,  в  своей  группе  по  развитию  мелкой  моторики  рук  у  детей  с  ограниченными возможностями, мы начали с планирования этапов ее проведения:

-  составление    перспективного  планирования  игр  и  упражнений    с  учетом возрастных и индивидуальных особенностей  детей младшего;

-  выбор форм, методов, приемов обучения в работе с детьми;

-  разработка  цикла  игр  и  упражнений  на  выкладывание:  «Волшебные  палочки», «Цветные ниточки», «Веселые крупинки»;

-  подборка методического материала с учетом возрастных особенностей детей;

- систематизировали сборник пальчиковых игр по лексическим темам;  

- организация предметно – развивающей среды.  

Из  опыта  работы  с  детьми  в  данном  направлении  можем  смело  утверждать,  что эпизодическая  деятельность  не  может  дать  положительного  эффекта,  поэтому  для достижения  желаемого  результата  в  развитии  мелкой  моторики  у  наших  воспитанников, работа велась регулярно с использованием разнообразных форм обучения:

- специально организованное обучение,

- совместная деятельность с детьми,

- свободная, самостоятельная деятельность детей.

Для  успешной  реализации  поставленных  задач  по  развитию  мелкой  моторики,  нами  созданы специальные условия, к которым относится следующее:  

- эмоционально-положительная  среда,  обеспечивающая  ребенку  условия комфортности и благополучия;

- поддержка и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка;

- включение  работы  по  развитию  мелкой  моторики  в  педагогическую  систему образовательно-воспитательного  процесса  по  развитию  речи,  художественному  труду, лепке,  рисованию,  театрализованной  и  музыкальной  деятельности,  физическому воспитанию.

Список литературы.

  1. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания [Текст]:  Методическое пособие / Е.А.Стеблева, Ю.Ю.Белякова, М.В.Браткова и др.-2-e изд.-М.: Издательство «Экзамен», 2004.- с.128
  2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К.Бондаренко // Книга для воспитателя детского сада -2-е изд.-М.: Просвещение,1991.- с.160
  3. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов /  С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова и др. – Ярославль: Академия развития, 2000.- с.192
  4. Антонова,  Л.В. Взаимодействие с родителями, в рамках реализации ФГОС, по формированию здорового образа жизни [Текст] /Л.В.Антонова//Вестник науки и образования, 2015 – №10(12)-с.106-110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития перв...

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста (развивающие игры, созданные с помощью 3-D принтера)

Современные технологии развиваются, прогресс не стоит на месте, поэтому, мы стали использовать в своей работе 3D-принтер.Что такое 3D принтер? Основа работы – это подача материала в виде тонкого...

«Создание дидактического пособия по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Проблема развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна на сегодняшний день и заключается в том, что ведущие современные психологи и педагоги в области дошкольного о...

Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освое...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР и приемы ее коррекции

Мелкая моторика играет большую роль в развитии речи ребенка. Особенно важно ее развитие при обучении рпебенка с общим недоразвитием речи, так как движение и речь тесно связаны между собой....