Конспект занятия по ОО «Речевое развитие» "Аленький цветочек" (старшая группа)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Михайлова Светлана Вавилоновна

Конспект  занятия    по  ОО «Речевое  развитие»  раздел «Подготовка  к  обучению  грамоте»

с использованием элементов здоровьесберегающих технологий  

(для детей старшего дошкольного возраста)

АЛЕНЬКИЙ  ЦВЕТОЧЕК.

                       

                         

 

 

 

 

2017 г.

 

 

Цель: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове и делить слова на слоги.

 Задачи:  

Образовательные:

  • формировать  понятие  «гласный  звук»,  на  примере  звука  «А»;
  • учить детей слышать звук «А», находить и выделять его (в начале слова),  ( в середине слова), ( в конце слова);

·         учить детей проводить звуковой анализ слов;

  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • дифференцировать понятия – “звук” и “буква”.

Развивающие:

·         развивать  умение детей  придумывать слова на заданный звук;

·         развивать звучание речи детей: тихо – громко;

·         формировать навыки здорового образа жизни.

Воспитательные:

·         воспитывать усидчивость,  самостоятельность, отзывчивость;

·         воспитывать желание получать знания;

·         закреплять умение узнавать и показывать эмоции.

Методы и приемы:

Объяснение, закрепление, обобщение, поощрение, использование художественного слова, наглядные пособия, создание игровой ситуации.

Демонстрационный материал:   Цветок игрушечный в горшке ( 2 мордочки с грустным и веселым лицом).  Карточка с буквой «А». Картинки-схемы со словами: «АИСТ», «РАК», «ЛИСА».

Раздаточный материал: Схемы-карточки  для индивидуальной работы на каждого ребенка. Предметные  картинки со звуком «А» на каждого ребенка.  Цветные карандаши.

Оборудование: Магнитофон, флешка.

Словарная работа: Чистоговорка, скороговорка, карниз, радоваться,

грустить, испугаться, восторгаться, свиристель, коростель.

Предварительная работа: Разучивание игр: «Один – много», «Тихо – громко», «Придумай слово с заданным звуком», «Найди букву в слове», «Где находится звук»; рассматривание азбуки в картинках; разучивание физкультминуток, оздоровительных упражнений; работа в рабочих тетрадях; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

 Формы организации: Групповая.

Форма проведения: Игра - путешествие

Использование музыки:  «Маленькая страна»,  «В гостях у сказки».

Сюрпризный  момент: Цветок «Аленький цветочек».

Ожидаемый результат: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;

                                                                               

                  Ход организованной образовательной деятельности:

 

I. Организационный момент.

Под музыку «Маленькая страна» дети входят в зал и встают в круг.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся.

Валеологическая песенка-распевка
 Добрый день, добрый день!
Нам  здороваться не лень.
Этими словами здороваемся с вами!                                                                                               

Ребята, а теперь давайте представим себе, что мы разучились  разговаривать, а умеем только петь, а нам нужно друг  с другом познакомиться.  По очереди каждый «споёт» своё имя. Я начну, а вы продолжите ( …)

Воспитатель: (У стены стоит  цветок с  темными лепестками )

Ой, ребята, посмотрите  здесь «Аленький  цветочек». Он такой грустный, что от грусти посинел. Ребята, а давайте ему поможем стать веселым. Сколько у него лепестков?

Дети: Шесть.

Воспитатель:  Нам с вами надо выполнить 6 заданий, чтобы  «Аленький цветочек»  стал веселым. Вы согласны?

                                         

Дети: Да.                                                                                                                     

Воспитатель:  Тогда нам  с вами надо отправиться в Страну Знаний. Для этого вам придётся вспомнить всё то, что мы узнали и чему научились. В дороге вам понадобятся смелость и смекалка, дружба и закалка. Вы готовы, ребята,  отправиться в Страну Знаний.

Дети: Да.                                                                                                                    

Воспитатель:  А чтобы отправиться в путешествие нам надо встать в круг, взяться за руки и сказать волшебные слова: «В путь – дорогу собираемся, за знаниями отправляемся».

Дети  садятся на ковер и закрывают глаза.

Звучит музыка «В гостях у сказки».

II. Основная часть.                                                                                                 

Воспитатель: Вот мы и оказались в Стране  Знаний. Нам с вами надо правильно ответить на 6 вопросов, только тогда  «Аленький цветочек»  станет веселым.                                  

Воспитатель:  (отрывает первый лепесток).    Вот первое  задание: «На какой  звук  начинается название  моего цветка?» 

Дети:  Звук «А».

Воспитатель:  Расскажите все, что вы знаете о звуке «А». Произнесите этот звук (дети произносят). Что мы делаем, когда мы произносим этот звук?  

Дети: Открываем рот.

Воспитатель: Какой  это  звук:  гласный  или  согласный?

Дети: Гласный.

Воспитатель:  Можем  мы  его  пропеть  голосом? 

Дети: Да  (дети поют звук «А»).

Воспитатель:  Значит  он  –  гласный.

Каким  цветом мы обозначаем гласные буквы?

Дети: Красный.

Воспитатель: Ребята, а чем отличаются буквы от звуков?

Дети: Буквы мы видим, а звуки мы слышим.

Воспитатель: (показывает карточку с буквой «А»). Ребята, что это?

                           

Дети: Это буква «А».

Воспитатель: (произносит звук «А»). Ребята, что это?

Дети: Это звук «А».

Воспитатель: Ребята, произнесите этот звук тихо, как маленький ребенок (дети произносят). А теперь произнесите этот звук громко, как взрослый человек (дети произносят).  Молодцы! Ребята, а давайте поиграем  со звуком «А».                                                                                                           Игра: произнесение  звука  с  эмоциональной окраской.

- Вам купили любимую игрушку!  (А! А! А!) –радостный.

- Вы порезали пальчик… (А-А-А) – грустный.

- Вы разбили мамину любимую вазу. (Аа-Аа-Аа) – испуганный.

- У вас день рождение! (Аааа!) – восторженный.

 Воспитатель: Молодцы, с первым заданием мы справились  (воспитатель переворачивает лепесток и крепит его на цветке).

 Воспитатель:  (Отрывает второй лепесток).  А вот второе задание: «Перед вами картинка. Кто изображен на картинке?»

 

                                           

Дети: Аист.

Воспитатель:  Ребята, давайте произнесем это слово медленно и послушаем, есть ли в этом слове звук «А» (дети произносят).

Дети: Да, есть.

Воспитатель:  Надо определить, где находится звук «А": в начале, в середине или в конце слова.

Дети: В начале слова.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, что обозначают эти клетки? (воспитатель обращает внимание детей на клетки под картинкой)

Дети: Звуки.

Воспитатель: А сколько здесь клеток?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в этом слове 4 буквы.

Воспитатель: А сколько звуков?

Дети: 4 звука.

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам раздам схему слова «АИСТ», а вы в схеме найдите звук «А» и закрасьте нужный квадрат нужным цветом (дети работают с карточками).

                                            

Воспитатель:  Молодцы! Ребята, а теперь назовите слова, где звук «А» стоит вначале слова (дети называют).                                                      (Например: Аист, автомобиль, аптека, апельсин…)

Ребята, а давайте поиграем.

Гимнастика для глаз  «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара, (покачивают головой в разные стороны)

Смотрит влево. Смотрит вправо.

Смотрит вверх. Смотрит вниз.

И уснула от каприз (закрывают глаза).

Воспитатель: Молодцы, со вторым заданием мы справились (воспитатель переворачивает лепесток и крепит его на цветке).

Воспитатель:  (Отрывает третий лепесток).  А вот третье задание: «Перед вами картинка. Кто изображен на картинке?»

                                       

Дети: Рак.

Воспитатель:  Ребята, давайте произнесем это слово медленно и послушаем, есть ли в этом слове звук «А» (дети произносят).

Дети: Да, есть.

Воспитатель:  Надо определить, где находится звук «А": в начале, в середине или в конце слова.

Дети: В середине слова.

Воспитатель: (воспитатель обращает внимание детей на клетки под картинкой). Ребята, а сколько здесь клеток?

Дети: Три.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в этом слове 3 буквы.

Воспитатель: А сколько звуков?

Дети: 3 звука.

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам раздам схему слова «РАК», а вы в схеме найдите звук «А» и закрасьте нужный квадрат нужным цветом (дети работают с карточками).

                                             

Воспитатель: Молодцы!  Ребята, назовите слова, где звук «А» стоит в середине слова (дети называют). (Например: Мак, рак, сад, клад, глаз…)

Ребята, а давайте  поиграем.

Упражнение для рук: «Вода-водичка»

Ах, вода-вода-вода, (тереть ладоши)
Будем чистыми всегда, (круговые движения рук)
Брызги - вправо, брызги – влево, (имитировать брызги в разные стороны).
Чистым стало наше тело! (трясти руками)

Воспитатель: Молодцы, с третьим заданием мы справились (воспитатель переворачивает лепесток и крепит его на цветке).

Воспитатель:  (Отрывает четвертый лепесток).    А вот четвертое задание: «Перед вами картинка. Кто изображен на ней? 

Дети: Лиса.

Воспитатель:  Ребята, давайте произнесем это слово медленно и послушаем, есть ли в этом слове звук «А» (дети произносят).

Дети: Да, есть.

Воспитатель:  Надо определить, где находится звук «А": в начале, в середине или в конце слова.

Дети: В конце слова.

Воспитатель:  Ребята, а сколько здесь клеток?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в этом слове 4 буквы.

Воспитатель: А сколько звуков?

Дети: 4 звука.

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам раздам схему слова «ЛИСА», а вы в схеме найдите звук «А» и закрасьте нужный квадрат нужным цветом (дети работают с карточками).

                                               

Воспитатель: Молодцы!  Ребята, сейчас, назовите слова, где звук «А» стоит в конце слова (дети называют): (Например: Рука, нога, мама, папа, книга, зима, собака …)

Ребята, давайте поиграем.

Упражнение для носа: « Молодцы!»

Мы дышали и играли.

Много  нового узнали.

Вдох глубокий через носик (вдох через нос)

Выдох хором произносим: Мо-лод-цы! (выдох с проговариванием)

Воспитатель: Молодцы, с четвертым заданием мы справились (воспитатель переворачивает лепесток и крепит его на цветке).

Воспитатель: (Отрывает пятый лепесток).                                                               А вот пятое задание: «На карточках изображены предметы один из них лишний. Надо определить какой предмет лишний и объяснить, почему».                                                        Дидактическая игра: «Третий  лишний».

1) Апельсин, арбуз, аист.

2) Аист, лиса, апельсин.

3)Аист, мак, арбуз

4) Лиса, сова,  апельсин.

5)Лиса, сова, мак                                      

6)Мак, рак, сова

7)Мак, рак, арбуз.

8) Апельсин, арбуз, ананас.

           Воспитатель: Молодцы, ребята. Сейчас я каждому раздам карточки с картинками, которых есть  буква «А».  Ваша задача определить, сколько слогов в данном слове.  (Воспитатель раздает детям карточки. По очереди дети хлопками определяют количество слогов в слове).                                                                                     (Слова:  арбуз, аист, апельсин, лиса, мак, сова, рак, ананас…) 

                                          

 

Воспитатель:  Молодцы, с пятым заданием мы справились (воспитатель переворачивает лепесток и крепит его опять в цветке).                                      А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Птички» (загибаем пальцы на руках).

Эта птичка - соловей.
Эта птичка - воробей. 
Эта птичка – совушка.

Эта птичка – скворушка.
Эта птичка - свиристель.
Эта птичка - коростель.
Эта птичка – стриж.
Эта птичка -  чиж.
Эта птичка – зяблик.

Эта птичка  - злой орлан. 
Птички, птички, - по домам! (Ладошки открываем и показываем).

Воспитатель: (Отрывает шестой лепесток). А вот шестое задание:                                    

«Послушайте  и запомните  чистоговорку со звуком «А».

Ребята, чистоговорку читают медленно, проговаривая каждую букву. Вот послушайте:

 Мааа — белая зима.
Нааа — яркая весна.
Рааа — дивная пора.                                                                                             Сааа — вот летит оса.  

Ребята, какой звук здесь встречается больше всего?

 Дети: Звук «А»                                                                                                                     Воспитатель: Ребята, послушайте первую строчку чистоговорки, а потом повторим все вместе (дети повторяют 1,2,3,4 строчки вместе с воспитателем.  А затем всю чистоговорку сразу).

А теперь, послушайте  и запомните  скороговорку со звуком «А».         Ребята, скороговорку читают быстро, но проговаривать надо каждую букву. Вот послушайте:

 Проворонила ворона вороненка. (Затем повторяют дети).

Воспитатель:  Молодцы, с шестым заданием мы справились (воспитатель переворачивает лепесток и крепит его опять в цветке. Центр цветка воспитатель переворачивает, меняя грустное лицо на веселое).

Это было наше последнее задание. Ребята, посмотрите на «Аленький цветочек»  он повеселел. Он доволен нашими ответами. Молодцы!

                                      

 Ведь мы сделали доброе дело, помогли «Аленькому цветочку»  стать веселым и обрести свои лепестки. У нас было сложное, но интересное путешествие в Страну Знаний. Ребята, а давайте вспомним, какие задания мы выполняли в пути. (Дети называют).

Ребята, чтобы лучше запомнить букву «А», давайте пальчиком напишем ее в воздухе (дети пишут).

Ребята, чтобы лучше запомнить звук «А», давайте произнесем его (дети произносят).

Воспитатель:

Ребята, я желаю вам расти и не скучать

Мам и бабушек не очень огорчать

И всегда просить прощенья

За любые огорченья

Закаляться вам желаю и умнеть

И за целый год ни разу не болеть

Режим дня соблюдать и зарядку выполнять.

Никогда не зазнаваться и от лени избавляться.

Добрые дела всегда творить.

Вежливые слова говорить.

Ребята, а давайте возьмем «Аленький цветочек» в группу и будем за ним ухаживать. (Воспитатель берет цветок,  дети идут в группу)

 

Список  используемой  литературы.

1) Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. E. Журова,                   Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Неевская /Под ред. Н. В. Дуровой. – М.: Школьная Пресса, 2004.

2) Затулина Г.Я. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.           Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2014.

3) Н. С. Варенцова. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов.         Для занятий с детьми 3–7 лет. – 2-е изд. – испр. и доп. М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ,                   2012.

4) Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий), 2000.     Составитель  Г. Ф. Марцинкевич.

5) Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры / авт.-сост. М. Р. Югова. – Волгоград: Учитель. 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetok_znaniy.docx974.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок»

Конспект  занятия                                                      по  ОО «Речевое  развитие»                                      раздел «Подготовка  к  обучению  грамоте»

с использованием элементов                        здоровьесберегающих технологий  

(для детей старшего дошкольного возраста)

АЛЕНЬКИЙ  ЦВЕТОЧЕК.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\опасно\information_items_225.png                       

                          Воспитатель первой категории

     Михайлова С.В.   

д. Арабоси

2017 г.

Цель: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове и делить слова на слоги.

 Задачи:  

Образовательные:

  • формировать  понятие  «гласный  звук»,  на  примере  звука  «А»;
  • учить детей слышать звук «А», находить и выделять его (в начале слова),  ( в середине слова), ( в конце слова);
  • учить детей проводить звуковой анализ слов;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • дифференцировать понятия – “звук” и “буква”.

Развивающие:

  • развивать  умение детей  придумывать слова на заданный звук;
  • развивать звучание речи детей: тихо – громко;
  • формировать навыки здорового образа жизни.

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость,  самостоятельность, отзывчивость;
  • воспитывать желание получать знания;
  • закреплять умение узнавать и показывать эмоции.

Методы и приемы:

Объяснение, закрепление, обобщение, поощрение, использование художественного слова, наглядные пособия, создание игровой ситуации.

Демонстрационный материал:   Цветок игрушечный в горшке ( 2 мордочки с грустным и веселым лицом).  Карточка с буквой «А». Картинки-схемы со словами: «АИСТ», «РАК», «ЛИСА».

Раздаточный материал: Схемы-карточки  для индивидуальной работы на каждого ребенка. Предметные  картинки со звуком «А» на каждого ребенка.  Цветные карандаши.

Оборудование: Магнитофон, флешка.

Словарная работа: Чистоговорка, скороговорка, карниз, радоваться,

грустить, испугаться, восторгаться, свиристель, коростель.

Предварительная работа: Разучивание игр: «Один – много», «Тихо – громко», «Придумай слово с заданным звуком», «Найди букву в слове», «Где находится звук»; рассматривание азбуки в картинках; разучивание физкультминуток, оздоровительных упражнений; работа в рабочих тетрадях; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

 Формы организации: Групповая.

Форма проведения: Игра - путешествие

Использование музыки:  «Маленькая страна»,  «В гостях у сказки».

Сюрпризный  момент: Цветок «Аленький цветочек».

Ожидаемый результат: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;

                                                                               

                  Ход организованной образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Под музыку «Маленькая страна» дети входят в зал и встают в круг.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся.

Валеологическая песенка-распевка
 Добрый день, добрый день!
Нам  здороваться не лень.
Этими словами здороваемся с вами!                                                                                               

Ребята, а теперь давайте представим себе, что мы разучились  разговаривать, а умеем только петь, а нам нужно друг  с другом познакомиться.  По очереди каждый «споёт» своё имя. Я начну, а вы продолжите ( …)

Воспитатель: (У стены стоит  цветок с  темными лепестками )

Ой, ребята, посмотрите  здесь «Аленький  цветочек». Он такой грустный, что от грусти посинел. Ребята, а давайте ему поможем стать веселым. Сколько у него лепестков?

Дети: Шесть.

Воспитатель:  Нам с вами надо выполнить 6 заданий, чтобы  «Аленький цветочек»  стал веселым. Вы согласны?

                                         C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\опасно\38_15.jpg

Дети: Да.                                                                                                                     Воспитатель:  Тогда нам  с вами надо отправиться в Страну Знаний. Для этого вам придётся вспомнить всё то, что мы узнали и чему научились. В дороге вам понадобятся смелость и смекалка, дружба и закалка. Вы готовы, ребята,  отправиться в Страну Знаний.

Дети: Да.                                                                                                                    

Воспитатель:  А чтобы отправиться в путешествие нам надо встать в круг, взяться за руки и сказать волшебные слова: «В путь – дорогу собираемся, за знаниями отправляемся».

Дети  садятся на ковер и закрывают глаза.

Звучит музыка «В гостях у сказки».

II. Основная часть.                                                                                                

Воспитатель: Вот мы и оказались в Стране  Знаний. Нам с вами надо правильно ответить на 6 вопросов, только тогда  «Аленький цветочек»  станет веселым.                                  

Воспитатель:  (отрывает первый лепесток).                                                         Вот первое  задание: «На какой  звук  начинается название  моего цветка?» 

Дети:  Звук «А».

Воспитатель:  Расскажите все, что вы знаете о звуке «А». Произнесите этот звук (дети произносят). Что мы делаем, когда мы произносим этот звук?  

Дети: Открываем рот.

Воспитатель: Какой  это  звук:  гласный  или  согласный?

Дети: Гласный.

Воспитатель:  Можем  мы  его  пропеть  голосом? 

Дети: Да  (дети поют звук «А»).

Воспитатель:  Значит  он  –  гласный.

Каким  цветом мы обозначаем гласные буквы?

Дети: Красный.

Воспитатель: Ребята, а чем отличаются буквы от звуков?

Дети: Буквы мы видим, а звуки мы слышим.

Воспитатель: (показывает карточку с буквой «А»). Ребята, что это?

                                  C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\опасно\unnamed.png

Дети: Это буква «А».

Воспитатель: (произносит звук «А»). Ребята, что это?

Дети: Это звук «А».

Воспитатель: Ребята, произнесите этот звук тихо, как маленький ребенок (дети произносят). А теперь произнесите этот звук громко, как взрослый человек (дети произносят).  Молодцы! Ребята, а давайте поиграем  со звуком «А».                                                                                                           Игра: произнесение  звука  с  эмоциональной окраской.

- Вам купили любимую игрушку!  (А! А! А!) –радостный.

- Вы порезали пальчик… (А-А-А) – грустный.

- Вы разбили мамину любимую вазу. (Аа-Аа-Аа) – испуганный.

- У вас день рождение! (Аааа!) – восторженный.

 Воспитатель: Молодцы, с первым заданием мы справились  (воспитатель переворачивает лепесток и крепит его на цветке).

 Воспитатель:  (Отрывает второй лепесток).                                                         А вот второе задание: «Перед вами картинка. Кто изображен на картинке?»

                                           C:\Documents and Settings\User\Мои документы\1487608_32837nothumb500.jpg

Дети: Аист.

Воспитатель:  Ребята, давайте произнесем это слово медленно и послушаем, есть ли в этом слове звук «А» (дети произносят).

Дети: Да, есть.

Воспитатель:  Надо определить, где находится звук «А": в начале, в середине или в конце слова.

Дети: В начале слова.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, что обозначают эти клетки? (воспитатель обращает внимание детей на клетки под картинкой)

Дети: Звуки.

Воспитатель: А сколько здесь клеток?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в этом слове 4 буквы.

Воспитатель: А сколько звуков?

Дети: 4 звука.

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам раздам схему слова «АИСТ», а вы в схеме найдите звук «А» и закрасьте нужный квадрат нужным цветом (дети работают с карточками).

                                            C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\опасно\Копия 1487608_32837nothumb500.jpg

Воспитатель:  Молодцы! Ребята, а теперь назовите слова, где звук «А» стоит вначале слова (дети называют).                                                      (Например: Аист, автомобиль, аптека, апельсин…)

Ребята, а давайте поиграем.

Гимнастика для глаз  «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара, (покачивают головой в разные стороны)

Смотрит влево. Смотрит вправо.

Смотрит вверх. Смотрит вниз.

И уснула от каприз (закрывают глаза).

Воспитатель: Молодцы, со вторым заданием мы справились (воспитатель переворачивает лепесток и крепит его на цветке).

Воспитатель:  (Отрывает третий лепесток).                                                   А вот третье задание: «Перед вами картинка. Кто изображен на картинке?»

                                           C:\Documents and Settings\User\Мои документы\1487608_32837nothumb500.jpg

Дети: Рак.

Воспитатель:  Ребята, давайте произнесем это слово медленно и послушаем, есть ли в этом слове звук «А» (дети произносят).

Дети: Да, есть.

Воспитатель:  Надо определить, где находится звук «А": в начале, в середине или в конце слова.

Дети: В середине слова.

Воспитатель: (воспитатель обращает внимание детей на клетки под картинкой). Ребята, а сколько здесь клеток?

Дети: Три.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в этом слове 3 буквы.

Воспитатель: А сколько звуков?

Дети: 3 звука.

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам раздам схему слова «РАК», а вы в схеме найдите звук «А» и закрасьте нужный квадрат нужным цветом (дети работают с карточками).

                                             C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\опасно\Копия 1348210119_luk.jpg

Воспитатель: Молодцы!  Ребята, назовите слова, где звук «А» стоит в середине слова (дети называют). (Например: Мак, рак, сад, клад, глаз…)

Ребята, а давайте  поиграем.

Упражнение для рук: «Вода-водичка»

Ах, вода-вода-вода, (тереть ладоши)
Будем чистыми всегда, (круговые движения рук)
Брызги - вправо, брызги – влево, (имитировать брызги в разные стороны).
Чистым стало наше тело! (трясти руками)

Воспитатель: Молодцы, с третьим заданием мы справились (воспитатель переворачивает лепесток и крепит его на цветке).

Воспитатель:  (Отрывает четвертый лепесток).                                                  А вот четвертое задание: «Перед вами картинка. Кто изображен на ней?»

                                              C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\опасно\slide_20.jpg

Дети: Лиса. 

Воспитатель:  Ребята, давайте произнесем это слово медленно и послушаем, есть ли в этом слове звук «А» (дети произносят).

Дети: Да, есть.

Воспитатель:  Надо определить, где находится звук «А": в начале, в середине или в конце слова.

Дети: В конце слова.

Воспитатель:  Ребята, а сколько здесь клеток?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в этом слове 4 буквы.

Воспитатель: А сколько звуков?

Дети: 4 звука.

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам раздам схему слова «ЛИСА», а вы в схеме найдите звук «А» и закрасьте нужный квадрат нужным цветом (дети работают с карточками).

                                               C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\опасно\Копия 1487608_32837nothumb500.jpg

Воспитатель: Молодцы!  Ребята, сейчас, назовите слова, где звук «А» стоит в конце слова (дети называют): (Например: Рука, нога, мама, папа, книга, зима, собака …)

Ребята, давайте поиграем.

Упражнение для носа: « Молодцы!»

Мы дышали и играли.

Много  нового узнали.

Вдох глубокий через носик (вдох через нос)

Выдох хором произносим: Мо-лод-цы! (выдох с проговариванием)

Воспитатель: Молодцы, с четвертым заданием мы справились (воспитатель переворачивает лепесток и крепит его на цветке).

Воспитатель: (Отрывает пятый лепесток).                                                               А вот пятое задание: «На карточках изображены предметы один из них лишний. Надо определить какой предмет лишний и объяснить, почему».                                                        Дидактическая игра: «Третий  лишний».

1) Апельсин, арбуз, аист.

2) Аист, лиса, апельсин.

3)Аист, мак, арбуз

4) Лиса, сова,  апельсин.

5)Лиса, сова, мак                                       

6)Мак, рак, сова

7)Мак, рак, арбуз.

8) Апельсин, арбуз, ананас.

           

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\0005-007-.png

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\1010174_kvitka-mak-malunok.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\1391954002_watermelon_00.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Orange-Fruit-orange-34512881-2260-2175.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\1391954002_watermelon_00.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\1487608_32837nothumb500.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\0005-007-.png

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\1010174_kvitka-mak-malunok.jpg

         C:\Documents and Settings\User\Мои документы\FOT_86655464.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\1487608_32837nothumb500.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Копия slide_20.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Orange-Fruit-orange-34512881-2260-2175.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\1487608_32837nothumb500.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\0005-007-.png

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\1391954002_watermelon_00.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Копия slide_20.jpg

        C:\Documents and Settings\User\Мои документы\FOT_86655464.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Orange-Fruit-orange-34512881-2260-2175.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Копия slide_20.jpg

     

      C:\Documents and Settings\User\Мои документы\FOT_86655464.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\0005-007-.png

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Orange-Fruit-orange-34512881-2260-2175.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\1391954002_watermelon_00.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\1813955.jpg

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сейчас я каждому раздам карточки с картинками, которых есть  буква «А».  Ваша задача определить, сколько слогов в данном слове.  (Воспитатель раздает детям карточки. По очереди дети хлопками определяют количество слогов в слове).                                                                                     (Слова:  арбуз, аист, апельсин, лиса, мак, сова, рак, ананас…)  

        

 

 C:\Documents and Settings\User\Мои документы\FOT_86655464.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\1391954002_watermelon_00.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\0005-007-.png

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\1813955.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\1487608_32837nothumb500.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Orange-Fruit-orange-34512881-2260-2175.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Копия slide_20.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\1010174_kvitka-mak-malunok.jpg

Воспитатель:  Молодцы, с пятым заданием мы справились (воспитатель переворачивает лепесток и крепит его опять в цветке).                                      А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Птички» (загибаем пальцы на руках).

Эта птичка - соловей.
Эта птичка - воробей. 

Эта птичка – совушка.

Эта птичка – скворушка.
Эта птичка - свиристель.
Эта птичка - коростель.
Эта птичка – стриж.
Эта птичка -  чиж.
Эта птичка – зяблик.

Эта птичка  - злой орлан. 
Птички, птички, - по домам! (Ладошки открываем и показываем).

Воспитатель: (Отрывает шестой лепесток). А вот шестое задание:                                    

«Послушайте  и запомните  чистоговорку со звуком «А».

Ребята, чистоговорку читают медленно, проговаривая каждую букву. Вот послушайте:

 Мааа — белая зима.
Нааа — яркая весна.
Рааа — дивная пора.                                                                                             Сааа вот летит оса.  

Ребята, какой звук здесь встречается больше всего?

 Дети: Звук «А»                                                                                                                     Воспитатель: Ребята, послушайте первую строчку чистоговорки, а потом повторим все вместе (дети повторяют 1,2,3,4 строчки вместе с воспитателем.  А затем всю чистоговорку сразу).

А теперь, послушайте  и запомните  скороговорку со звуком «А».         Ребята, скороговорку читают быстро, но проговаривать надо каждую букву. Вот послушайте:

 Проворонила ворона вороненка. (Затем повторяют дети).

Воспитатель:  Молодцы, с шестым заданием мы справились (воспитатель переворачивает лепесток и крепит его опять в цветке. Центр цветка воспитатель переворачивает, меняя грустное лицо на веселое).

Это было наше последнее задание. Ребята, посмотрите на «Аленький цветочек»  он повеселел. Он доволен нашими ответами. Молодцы!

                                      C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\опасно\37_14 (1).jpg

 Ведь мы сделали доброе дело, помогли «Аленькому цветочку»  стать веселым и обрести свои лепестки. У нас было сложное, но интересное путешествие в Страну Знаний. Ребята, а давайте вспомним, какие задания мы выполняли в пути. (Дети называют).

Ребята, чтобы лучше запомнить букву «А», давайте пальчиком напишем ее в воздухе (дети пишут).

Ребята, чтобы лучше запомнить звук «А», давайте произнесем его (дети произносят).

Воспитатель: 

Ребята, я желаю вам расти и не скучать

Мам и бабушек не очень огорчать

И всегда просить прощенья

За любые огорченья

Закаляться вам желаю и умнеть

И за целый год ни разу не болеть

Режим дня соблюдать и зарядку выполнять.

Никогда не зазнаваться и от лени избавляться.

Добрые дела всегда творить.

Вежливые слова говорить.

Ребята, а давайте возьмем «Аленький цветочек» в группу и будем за ним ухаживать. (Воспитатель берет цветок,  дети идут в группу)

Список  используемой  литературы.

1) Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. E. Журова,                   Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Неевская /Под ред. Н. В. Дуровой. – М.: Школьная Пресса, 2004.

2) Затулина Г.Я. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.           Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2014.

3) Н. С. Варенцова. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов.         Для занятий с детьми 3–7 лет. – 2-е изд. – испр. и доп. М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ,                   2012.

4) Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий), 2000.     Составитель  Г. Ф. Марцинкевич.

5) Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры / авт.-сост. М. Р. Югова. – Волгоград: Учитель. 2012.

Электронный ресурс:

http://doshvozrast.ru

https://kopilkaurokov.ru

https://dohcolonoc.ru

 http://www.logolife.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи

Конспект занятия по развитию речив подготовительной к школе группена тему:«Рассматривание картины «Школа»...

Конспектзанятия "Снегири на ветке рябины"

Цель: Учить детей рисовать  птиц. Задачи: Учить детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах – снегире;      Закреплять умения детей делать на...

КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта....

Конспектзанятия ФЭМП "Путешествие в космос" в формате сидим дома(с 06.04 по 10.04.2020г.)

КонспектНепосредственной образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийна тему: «Путешествие в космос» для детей средней гру...

Конспектзанятия поФЦКМ Дорожные знаки

Конспект занятия в разновозрастной группе по формированию целостной картины мира «Дорожные знаки»Цель: совершенствовать представления о дорожных знаках.Задачи: Образовательные:...

Конспектзанятия по театрализованной деятельности в старшей группе Сказка «Чачунавут-плутовка»

Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группеЦель:Развитие интереса к театрализованной деятельности через постановку сказки, используя региональный компонент.Задачи: Образовательн...