Особенности коррекционной работы в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
статья по коррекционной педагогике по теме

В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с новым утвержденным Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности коррекционной работы в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

        В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с новым утвержденным Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

        Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. 

        Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры".

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

        Основной целью специального (коррекционного) детского сада для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. 

        Организация деятельности специального (коррекционного) детского сада для детей с ЗПР определяется особенностями развития данной категории детей и основными принципами построения коррекционно-образовательной работы в специальном детском саду. Приоритетным направлением в работе детского сада компенсирующего вида становится оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР. Одновременно с этим, коллектив детского сада должен решать и свои традиционные задачи: развитие детей, дошкольное воспитание и образование.

        Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми необходимо учитывать:

- структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;

- информацию о здоровье ребенка;

- микросоциальные условия;

 - возраст ребенка на момент поступления в специальный детский сад;

- предполагаемую длительность пребывания ребенка в ДОУ компенсирующего вида и др.

Ориентируясь на современную концепцию коррекционно-развивающего обучения (С.Г. Шевченко, 1998), в структуру коррекционно-педагогического процесса в специальном детском саду входят следующие блоки:

I - диагностический,

II - физкультурно-оздоровительный,

III - воспитательно-образовательный,

IV - коррекционно-развивающий,

V - социально-педагогический.

        При проектировании коррекционно-воспитательного процесса педагогический коллектив должен действовать в нескольких направлениях:

- создать специальную развивающую среду, подобрать оборудование и игрушки (они должны отвечать требованиям безопасности и эстетики, иметь коррекционно-развивающую направленность).

- привлечь (а при необходимости обучить) к работе в коррекционном детском саду педагогов, компетентных в проблеме ЗПР.

- подобрать методические материалы, обеспечивающие задачи диагностики и реализации основных направлений работы согласно "Образовательной программе" специального детского сада.

        Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

        Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ строится на основе теории интеграции образования, личностно ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности, рекомендательного характера оказания помощи.

        Правильно организованная система коррекционной работы, высокая профессиональная компетентность педагогов и специалистов ДОУ, современная предметно – развивающая среда способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ОВЗ. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор приемов и методов коррекции, адекватных возрасту и структуре дефекта ребенка. Своевременность принятых мер, взаимодействие всех сотрудников ДОУ обеспечивают эффективность и стабильность результатов, положительную динамику в речевом и интеллектуальном развитии детей с ОВЗ.    

Литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
  2. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей [Текст] // Дефектология. - 2005. - № 6.
  3. Савчук Л. В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования [Текст] / Л. В. Савчук // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 62-65.
  4. Инновационные формы и технологии работы с детьми с ОВЗ Авторы Н.В. Кудряшова Журнал Специальное образование Выпуск № X / том II / 2014
  5. Марковская, И.Ф. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития [Текст] // Дефектология. - 2008. - №4.
  6. Митенкова Т. В. Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками [Текст] / Т. В. Митенкова, Л. К. Анищенко, С. А. Шевелёва // Молодой ученый. — 2015. — №22.
  7. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/ Под ред. К. С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»

Способность снизойти до влечений ребенка и руководить имиприсуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель МонтеньНа сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогическ...

ДОКЛАД «Модель выпускника дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

В докладе раскрываются  целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО....

Характеристика модели построения коррекционно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования в ДОУ

Предметно – пространственная среда группы, значение для речевого развития.Требования к организации предметно – пространственной среды группы.Нормативные требования по организации развивающ...

Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы в ДОО в соответствии с требованием ФГОС ДО.

Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы                                      ...

Рабочая (учебная) программа для детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №56 «Северяночка»     РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКО...

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для груб общеобразовательной направленности детей от 2 до 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Программа направлена на формирование физических качеств дошкольников, имеет приоритет оздоровительной направленности, направлена на физическую  подготовку дошкольников к школе, на профилактику на...