Особенности развития воображения у детей с ЗПР
статья по коррекционной педагогике на тему

Чемберева Светлана Константиновна

Особенности развития воображения у детей с ЗПР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_voobrazheniya_u_detey_s_zpr.docx13.79 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития воображения у детей с ЗПР

Детям с ЗПР доступны все формы воображения. И мысленный эксперимент, и фантазирование, и мечты, и грезы, и сновидения реализуются в жизни детей, в большей или меньшей степени. Также в процессе воображения детей наблюдаются все его специфические механизмы, однако реализуются они в несколько дефицитарном виде из-за недостатков развития. Тесные отношения воображения с эмоциями, памятью, мышлением накладывают особый отпечаток на развитии воображения. Уровень развития воображения у детей с ЗПР не такой высокий, как у нормы. Д. Б. Эльконин отмечал, что в игре всегда присутствует воображаемая ситуация, которая отличает ее от простого предметного манипулирования. Наблюдая за играми детей с ЗПР, Е. С. Слепович сделал вывод, что для таких детей трудно создать воображаемую ситуацию, смысл их игр состоит в манипулировании с игрушкой. Отмечается также низкая игровая мотивация— дети с ЗПР редко выступают инициаторами игр. В условиях, когда необходимо развитие сюжета, требуются предметы-заменители, когда следует немного изменить воображаемую ситуацию, игра распадается.  Большинство детей играют в одиночку. Если же дети играют вдвоем, такую игру можно скорее назвать "игра рядом, но не вместе", и такое игровое поведение может наблюдаться и в старшем дошкольном возрасте. В изобразительной деятельности детей с ЗПР отмечается низкий интерес к результатам своей деятельности - дети в большинстве своем ориентированы на то, чтобы быстрее закончить работу, а не на ее качество. Наблюдаемое обилие графических штампов, статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию ведут к неразвитости композиционных сюжетных построений. Рисунки детей в целом выглядят аккуратно, подчинены инструкции взрослого, но лишены творческих деталей. Недостаточность образов, представлений у школьников с ЗПР снижает возможность оперирования ими, а это негативно сказывается на уровне воображения. Все недостатки восприятия и мышления (трудности обобщения, выделения главного и существенного) затрудняют формирование новых образов, что тоже не ведет к динамике уровня воображения. В литературном творчестве детей с ЗПР также можно отметить некоторые особенности воображения. Представления о себе имеют жестко привязанный к ситуациям характер. Детям трудно увидеть себя в прошлом и будущем как единый, целостный организм. По мнению Е. С. Слепович, о воображении ребенка с ЗПР в целом может рассказать его эмоция страха. Эта эмоция реализовывает связь воображения и реальности, а страх говорит на языке нашего воображения. У детей с ЗПР отмечается существенно меньше страхов, чем у нормально развивающихся, но страхи эти однотипны. Дети плохо прогнозируют опасность, часто не задумываются о том, что последует за их действиями. Их страхи недостаточно образны и предметны, крайне малосоциально обусловленных страхов. Таким образом, у детей с ЗПР не сформирован и механизм, связывающий эмоцию с объектом страха, и механизм формирования эмоцией образа угрозы. Таким образом, дети с ЗПР способны к воображению, однако наблюдается отставание от уровня развития воображения нормально развивающихся сверстников. Можно выделить несколько проблем этого — сниженная мотивация к «вообразительной» деятельности и недостаточная сформированность образов окр. мира. Воображение детей с ЗПР репродуктивно, использование стереотипов и штампов можно увидеть в любой творческой деятельности этих детей. Воображаемую ситуацию без помощи взрослого не разворачивают, однако подхватывают готовый шаблон и используют его. Набор идей для творчества быстро иссякает — к этому опять же ведет недостаточная сформированность образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста"

Проблема развития воображения детей актуальна, тем что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом....

Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста

Игра - основной источник развития воображения дошкольника....

Особенности развития воображения у детей у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это сензитивный  период   интеллектуального развития ребенка, и одним из интеллектуальных важнейших процессов является воображение. ...

Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста.

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображени...

Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста

Торческие способности есть у всех, просто их постоянно подавляют. Чаще всего это происходит из-за того что люди связанны стереотипами, дети же, не знакомые с этим понятием, обладают неимоверной творче...

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

В жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение, являясь основным творческим процессом и основной познавательной сферой ребенка. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настольк...

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются такие понятия, как произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное), аффективное, репродуктивное, творческое воображение....