Особенности развития воображения у детей у детей дошкольного возраста
статья на тему

Французова Анна Николаевна

Дошкольный возраст – это сензитивный  период   интеллектуального развития ребенка,

и одним из интеллектуальных важнейших процессов является воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_voobrazheniya_u_detey.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

                               Особенности воображения у детей.

«В темноте увидел Петя
Человека у стены.
Оказалось на рассвете — 
Это куртка и штаны. 

Рукавами, как руками,
Куртка двигала слегка,
А штаны плясали сами 
От ночного ветерка.

В темноте увидел Петя
Ступу с бабою-ягой.
Оказалось на рассвете — 
Это печка с кочергой.

Это печь, 
А не яга, 
Не нога,
А кочерга! 

В темноте увидел Петя: 
Сверху смотрит великан. 
Оказалось на рассвете — 
Это старый чемодан. 

Высоко — на крышу шкафа
Чемодан поставил папа,
И светились два замка 
При луне, как два зрачка...»

Дошкольный возраст – это сензитивный  период   интеллектуального развития ребенка, и одним из интеллектуальных важнейших процессов является воображение. 

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими, это отражение действительности в новых ,неожиданных сочетаниях и связях.( Ананьев Б. Г)

Воображение – это свойство человеческого разума, позволяющее нам как воспроизводить образы предметов и явлений, которые мы прежде ощущали, так и конструировать для себя отрезки реальности, которые мы никогда и никак не воспринимали.( Кулагина И.Ю  )

Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.(Выгодский Л.С)

 Итак, воображение можно определить как психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путём приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание (Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И.,1998).

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность.

Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, и оно занимает больше места в его жизни. Воображение делает ребенка веселым и радостным, творческим и очень активным.

Что же по Вашему мнению, влияет на развитие воображения у ребенка?

Действительно, влияние на развитие воображения существенно  оказывает окружающая его среда. С помощью кинофильмов, прочитанных книг, рассказов родителей, просмотра телепередач, познавательных экскурсий и путешествий  накапливается тот опыт, который развивает  воображение у ребёнка. 

Психологами доказано, что некоторые свойства воображения зависят от способностей и интересов ребёнка. Поэтому есть дети, у которых развито пространственное, техническое, музыкальное, литературное воображение. Есть дети, которые могут быстро вообразить любые образы в своём сознании, но есть и такие, которым трудно представить что-то, чего они никогда не видели, а иногда даже вспомнить ранее увиденное. Очевидно, что дети с богатым воображением развиваются быстрее. Им легче играть в одиночку (например, конструктор), в тематические игры (например, врач, шофёр, моряк и т.д.). Такие дети часто бывают организаторами различных игр, которыми сами руководят и принимают участие. Им никогда не бывает скучно, достаточно палки, чтобы вообразить коня или меч, в зависимости от желания. Дети, с богатым воображением  могут из всего сделать все, говорил Гете.

Детям с воображением  легче усваивать информацию и учиться. Они без труда пишут сочинения, учат стихи и лучше всех их воспроизводят, более творчески выполняют рисунки на любую тему. Принимают в более старшем возрасте нестандартные решения и идеи. 

   Воображение тесно взаимодействует с такими психическими процессами, как мышление и память, оно играет огромную роль в познании ребёнком окружающего мира.

          Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

   О появлении воображения у ребёнка можно говорить тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Первые проявления воображения относятся к 2,5-3 годам. У детей  преобладает  репродуктивное воображение .Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Это впечатления, полученные при прослушивании сказок,стихотворений,просмотре фильмов.  Именно в этом возрасте ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Возникает это, прежде всего, в игре. Вот ребенок «кормит» палочкой - ложкой куклу, вот укладывает «спать» медвежонка в коробку - кроватку, вот моет руку камушком - мылом. Во всех этих ситуациях ребёнок действует с одним предметом, а воображает на его месте другой. Этот феномен был назван психологами замещением. Д.Б.Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него коробку в дальний угол, и ребёнок получит возможность более интересно играть, развивая своё воображение.

У детей 3-4 лет появляется интерес, и любовь к книге Дети этого возраста могут довольно долго заниматься рассматриванием картинок в книге. На этом построены разные задания, появляющиеся на втором этапе формирования воображения. Процесс осмысления увиденного на картинке у всех детей разный. Картинка, как и фотография, запечатлевает какое-то мгновение, ситуацию. Мы, взрослые, умеем «оживлять» картинку, предполагая, что было перед этим моментом, что последует за ним, и так далее.

В 5 -6 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, превращается в творческое. Воображение  соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Действительность детей приобретает осознанный и целенаправленный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. Развитие воображения приводит к тому, что дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом.                            Воображение у детей выполняет несколько функций:

1.Познавательно-интеллектуальную-позволят ребенку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.

2.Аффективно-защитную-обеспечивает защиту ранимой детской души ребенка от чрезмерных переживаний и травм.

Виды воображения

Психологи выделяют два основных вида воображения, в зависимости от способа его формирования(Урунтаева).
Первый это
воссоздающий вид, когда образ формируется на основе услышанной истории или самостоятельно прочтенной книги.
Второй вид –
творческий. Ребенок начинает фантазировать, не опираясь ни на какие факты, только с помощью своего ума. 

Творческое воображение особенно проявляется в сюжетно-ролевых играх.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.

 Творческое воображение - продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Развитие творческого воображения у детей  происходит через:

1.Рисование нетрадиционными техниками.

2.Рассматривание картин, иллюстраций, составление сказок по картинкам.

3.Развивающие конструкторы, настольно-печатные игры.

4.Режисерские игры, театрализованные постановки.

5.Спецуиальные дидактические игры.

6.Игры - экспериментирования. 

  Хочется немного остановиться на сюжетно-ролевой игре ,как способе развития  фантазии и творчества. В ней ребёнок не только представляет вместо одного предмета другой, но и себя он видит то доктором, то волшебником. Выполнение роли в игре требует от ребёнка сложнейшей деятельности воображения: необходимо хорошо представлять себе, что должен его делать «герой» в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложившейся ситуации направлять развитие общей игры в целом. Сюжетная игра захватывает ребёнка. Она создаёт тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества. Поэтому важно, чтобы игры дошкольника были достаточно разнообразны и чтобы значительное место в его игровой деятельности занимали творческие игры, когда дети сами организуют, планируют и направляют (Мухина В.С., 2000)  Сюжетно-ролевая игра подводит ребёнка вплотную к той способности, которая характеризует воображение взрослого человека - к способности действовать полностью в плане образов, в плане представлений (Кулагина И.Ю.,1997). Примеры постепенного перехода игры во внутренний план, превращение её в образы воображения приводят многие психологи. Психолог В.С.Мухина так описывает этот процесс, наблюдая его у своего шестилетнего сына: «Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Ложится среди них. Тихо лежит около часа. «Что ты делаешь? Ты заболел?» - «Нет. Я играю». - «Как же ты играешь?» - «Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».

    Такой постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения, который происходит в результате развития игры, ведёт к проявлениям творческой активности в самых разных областях. Появляются разнообразные детские сочинения, первые стишки, сказки. Дети с удовольствием отдаются творчеству, охотно рассказывают сочинённое взрослым. Но если повнимательнее присмотримся к продуктам детского словесного творчества, то почти всегда найдём в них близость к хорошо известным детям сказкам и историям (Мухина В.С., 2000).

    Если у ребенка к 6-7 годам не развито воображение, то в школе возникнут   трудности с написанием сочинений, запоминанием стихов. Могут возникнуть проблемы  с практическими всеми предметами, особенно с черчением, изобразительным искусством, географией, историей. Ребенок с трудом решает стоящие перед ним проблемы и задачи. Деятельность детей становиться чаще всего неосознанной и нецеленаправленной. Существует целый спектр игр и упражнений для развития воображения ребенка, такие игры, направленные на развитие воображения, делают ум ребенка более гибким. Вашему вниманию я представляю некоторые из них.

Конец

   Всё перечисленное выше свидетельствует о том, что нужно всячески поощрять творческие проявления ребёнка, помогать развивать ему направленное, продуктивное воображение, которое оформляется в его произведениях. И это особенно важно в дошкольном возрасте, потому что именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. В тех же случаях, когда мы поддерживаем искру творчества и фантазии в ребёнке, воображение его может дать чудесные плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта " Развитие воображения, творческих способностей у детей дошкольного возраста по средствам методики ТРИЗ"

Тема ТРИЗ в детском саду в последнее время  стала актуальной. Сейчас уже никто не сомневается в том, что дает ТРИЗ детям. Самая главная цель ТРИЗа - это формирование у детей творческого мышления,...

Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ

Цель: развитие воображения и творческой активностидетей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ....

Программа Развития воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Маленькие волшебники»

Рабочая программа «развития воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.  (5-7 лет)» включена в основную образовательную программу дошкольного образования  м...

Мастер-класс «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Цели:1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования ; 2) привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике; 3) развитие практических навыков ЛЕГО конс...

Консультация для педагогов "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"

Консультация для педагогов в форме деловой игры "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"...

Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”

laquo;Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». А.С....