Комплексно-тематическое планирование (старшая группа для детей с ОНР)
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Тепаева Ирина Геннадьевна

в соответствии с Примерной адаптированной образовательной программой для детей с ТНР  под редакцией  профессора Лопатиной Л,В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе для детей с ТНР

 ( в соответствии с Примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. профессора Л.В. Лопатиной, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015)

Тема

Развернутое содержание работы

Лексическая тема

Варианты итоговых

мероприятий

Представления о себе и об окружающем   природном мире

  Ребенок познает мир животных.

– расширять и углублять представления детей о местах обитания, образе жизни(свет, воздух, благоприятная температура,   приспособляемость к сезонным изменениям, способах питания)    домашних и диких животных (животных Северного и Южного полушарий) и их детенышах,.

– расширять и углублять представления детей о многообразии птиц в природном мире (зимующие и перелетные птицы, домашние, Северного и Южного полушарий, родного края), о местах обитания , образе жизни(свет, воздух, благоприятная температура,   способах питания,  приспособляемость к сезонным изменениям и т. п.).  

- расширять и углублять представления детей о многообразии   насекомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки,мухи, комары)  о среде обитания различных насекомых., в разное время года, об их потребностях

  - расширять и углублять представления детей о сходствах  и различиях  родственных взаимоотношений в семьях животных и человека (как люди, так и животные растят, кормят своих детенышей, живут вместе с ними, пока они не вырастут)

-расширять и углублять представления детей о  многообразии рыб  (форма тела, строение органов, различная водная среда обитания, питание рыб)

– продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном мире  на основе наблюдений и практического экспериментирования;

–   учить детей связывать явления природы  с изменениями в жизни людей, животных, растений в различных климатических условиях;

– продолжать формировать экологические представления детей, знакомить их с функциями человека в природе (потребительской, приро-

доохранной, восстановительной)

-расширять представления детей о труде взрослых  по уходу за  животными

- расширять и углублять представления детей о значении  животных в жизни человека

– учить детей понимать и устанавливать логические связи (причина— следствие, часть — целое, род — вид)

 – учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи, составлять с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

Дикие  животные.  Подготовка к    зиме.

Домашние птицы

Домашние  животные.

Птицы и животные юга и севера.

Зимующие  птицы.  

Семья.   Части тела человека.

Весна.  Приметы весны.

Зима. Зимние  забавы

Вода и её  обитатели.

Весна. Перелетные   птицы.

Насекомые. Цветы садовые.

Праздник.

Досуг

Выставка совместного творчества взрослых и детей из природного материала

Интегрированное занятие

Книжки-малышки

Дидактические игры выполненные совместно со взрослым

Проект

Ребенок знакомится с миром растений

– расширять и углублять представления детей о рстениях : местах обитания (дикорастущие, комнатные, растения родного края, ),характерных признаках (форма листьев, окраска цветов,  корень, стебель, листья, цветок.), образе жизни,  способах питания, размножения   (плоды разных растений, особенности

их созревания)

-расширять представления детей о взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и

природы  

-формировать понимания того, что растения — живые организмы.

-учить детей связывать явления  природы(вода, ветер, огонь, снег, дождь),  сезонные и суточные изменения(лето — зима, весна — осень, день — ночь, утро — вечер) с изменениями в жизни  растений в различных климатических условиях;

– продолжать формировать экологические представления детей, знакомить их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной)

-расширять представления детей о труде  взрослых в природе  по уходу за растениями.

- расширять и углублять представления детей о значении растений в жизни человека (использование в питании, в изготовлении предметов, необходимых в быту

и т. д.).  

  -Формировать у детей бережное отношение к растениям, привлекать к уходу за растениями в детском саду, дома (опрыскивание, полив, рыхление).

– учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи, составлять с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

– развивать сенсорно-перцептивную способность детей, исходя из принципа целесообразности и безопасности, обучать их выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на

вкус;

– учить детей понимать и устанавливать логические связи (причина— следствие, часть — целое, род — вид

Урожай собирай и на зиму запасай  

(Огород. Овощи).                                            

Фруктовый сад (фрукты, ягоды).

Дары леса (лесные ягоды и грибы)

Золотая осень. Деревья.

Зима. Зимние  забавы

Новогодний  праздник.

Одежда.  Головные  уборы.

Обувь.  

Мебель.  Бытовая  техника.  Профессии.

Посуда. Продукты питания. Профессии.

Весна.  Приметы весны.

Вода и её  обитатели.

Хлеб - всему голова.  

 Насекомые. Цветы садовые.

 

Праздник.

Досуг

Выставка совместного творчества взрослых и детей из природного материала

Интегрированное занятие

Книжки-малышки

Дидактические игры выполненные совместно со взрослым

Проект

Ребенок познает мир минералов.

– расширять и углублять представления  о наиболее известных минералах :песок, соль, камни, глина  (горы и песок; пустыни; различные состояния песка, глины; песчаные бури; соляные озера; пресная и соленая вода.)

-расширять и углублять представления   о значении и  применении природных  минералов  в жизни человека и животных (соль в жизни человека и животных, поделки из глины) 

– развивать сенсорно-перцептивную способность детей, исходя из принципа целесообразности и безопасности, обучать их выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на

вкус;

-продолжать формировать экологические представления детей

– учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи, составлять с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

– учить детей понимать и устанавливать логические связи (причина— следствие, часть — целое, род — вид

Зима. Зимние  забавы

Новогодний  праздник.  Профессии.

Посуда. Продукты питания. Профессии.

Весна.  Приметы весны.

Вода и её  обитатели.

 Дикие  животные.  

Хлеб - всему голова.  

 Домашние  животные.

Птицы и животные юга и севера.

Праздник.

Досуг

Выставка совместного творчества взрослых и детей из природного материала

Интегрированное занятие

Книжки-малышки

Дидактические игры выполненные совместно со взрослым

Проект

Ребенок познает мир цвета и звука.

-расширять представления детей о разнообразии звуков природы и звуков, издаваемых рукотворными

предметами ( народные музыкальные игрушки  с самодельные музыкальные инструменты  

-знакомить  детей с цветом в природе (основные цвета и оттенки).

 -формировать представления об основных цветах времен года.

-формировать представления детей о цвете как

признаке состояния растений, окраски животных и растений в зависимости от времени года (цвета, присущие природе, одежде, окружающим предме-

там)

-знакомить с  использованием различных цветов в живописи, в изготовлении тканей, в одежде людей

  -на элементарном уровне пояснять зависимость выбора человеком определенного цвета от его настроения в настоящий момент 

-знакомить с  цветом одежды для разных событий.

-  знакомить с  цветом  национального (ых)флага (ов)

- обращать внимание на цветовую палитру для украшения города , детской организации к разным праздникам (по временам года, по датам и т. д.)

 – развивать сенсорно-перцептивную способность детей, исходя из принципа целесообразности и безопасности, обучать их выделению знакомых объектов из фона зрительно

 – учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи, составлять с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

– учить детей понимать и устанавливать логические связи (причина— следствие, часть — целое, род — вид).  

Детский сад (профессии в д/с, помещения

Игрушки, материалы, из которых они сделаны.

Урожай собирай и на зиму запасай  

(Огород. Овощи).                                            

Фруктовый сад (фрукты, ягоды).

Дары леса (лесные ягоды и грибы)

Золотая осень. Деревья.

Зима. Зимние  забавы

Новогодний  праздник.

Одежда.  Головные  уборы.

Обувь.  

Мебель.  Бытовая  техника.  Профессии.

Посуда. Продукты питания. Профессии.

Вода и её  обитатели.

Весна. Перелетные   птицы.

Праздник.

Досуг

Выставка совместного творчества взрослых и детей из природного материала

Интегрированное занятие

Книжки-малышки

Дидактические игры выполненные совместно со взрослым

Проект

Ребенок знакомится с явлениями природы и космосом

-углублять и расширять представления детей о явлениях природы в разное время года и разные части суток( вода, ветер, огонь, снег, дождь)

 -углублять и расширять представления детей об огне, воде, земле, воздухе, их значении в жизни природы и человека.

- Знакомить  с планетой Земля, с планетами Солнечной системы     с  движением светил в течение суток.   ---------Уточнять  представления  о значении солнца в жизни растений.  

– развивать сенсорно-перцептивную способность детей, исходя из принципа целесообразности и безопасности, обучать их выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на

вкус;

 – учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи, составлять с помощью взрослого небольшиесообщения, рассказы «из личного опыта»;

– учить детей понимать и устанавливать логические связи (причина— следствие, часть — целое, род — вид).  

Урожай собирай и на зиму запасай  

(Огород. Овощи).                                            

Фруктовый сад (фрукты, ягоды).

Дары леса (лесные ягоды и грибы)

Золотая осень. Деревья.

Зима. Зимние  забавы

Новогодний  праздник.

Весна.  Приметы весны.

Весна. Перелетные   птицы.

Космос.  Космическая техника.

Хлеб - всему голова.      

Праздник.

Досуг

Выставка совместного творчества взрослых и детей из природного материала

Интегрированное занятие

Книжки-малышки

Дидактические игры выполненные совместно со взрослым

Проект

Представления о мире людей и рукотворных материалах

(макросоциальное окружение)

Жизнь ребенка среди взрослых и сверстников

– продолжать развивать стремление детей передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений;

-знакомить    жизнью детей в разные времена, в разных странах

-– продолжать развивать умение понимать  эмоции и чувства детей разного возраста в реальной жизни.

-учить устанавливать  связь между настроением взрослых, сверстников и собственным поведением.

-Знакомить  с   отношениями детей со взрослыми в разных культурах (на доступном детскому восприятию уровне).

Детский сад (профессии в д/с, помещения

Игрушки, материалы, из которых они сделаны.

Семья.   Части тела человека.

Зима. Зимние  забавы

Новогодний  праздник.

Весна. Мамин  день.    Профессии.

Праздник.

Досуг

Выставка совместного творчества взрослых и детей из природного материала

Интегрированное занятие

Книжки-малышки

Дидактические игры выполненные совместно со взрослым

Проект

Ребенок в мире игрушек и игр.

 - расширять и закреплять представления детей об игрушках

--знакомить  с играми   детей в разные времена, в разных странах

-расширять представления детей о художественных промыслах (народной игрушке)

Детский сад (профессии в д/с, помещения

Игрушки, материалы, из которых они сделаны.

Зима. Зимние  забавы

Новогодний  праздник.

Праздник.

Досуг

Выставка совместного творчества взрослых и детей из природного материала

Интегрированное занятие

Книжки-малышки

Дидактические игры выполненные совместно со взрослым

Проект

Ребенок в семье

-расширять и углублять  представления детей о семье ребенка ( члены семьи и их взаимоотношениях, ближайшие родственники, история семьи; занятия и труд членов семьи; домашняя хозяйственная деятельность взрослых в семье, посильная помощь ребенка в семье; жизнь семьи вне дома: посещение мест общественного питания, магазинов, развлекательных центров, кинотеатров, театров, музеев)

-  уточнить представления детей  о труде родителей, о ценности их труда.  

- расширять представления детей о семейных праздниках, и традициях

 

 

Игрушки, материалы, из которых они сделаны.

Семья.   Части тела человека.

Зима. Зимние  забавы

Новогодний  праздник..

День защитника  Отечества.

Весна. Мамин  день.    Профессии.

Наша Родина -  Россия. День Победы.

Мой город - Саров. ОБЖ.

(профессия пожарного ОБЖ)

Праздник.

Досуг

Выставка совместного творчества взрослых и детей из природного материала

Интегрированное занятие

Книжки-малышки

Дидактические игры выполненные совместно со взрослым

Проект

Ребенок в детском саду

- расширять представления детей о помещениях детской организации (оборудование, мебели, посуда назначение), о труде ее сотрудников (рабочая одежда. трудовые функции, общественное значение)

– расширять и уточнять представления детей о макросоциальном окружении (адрес детского сада, ближайшие улицы, дорога к детскому саду)

-расширять  и уточнять представления детей об оборудовании  участка дошкольного учреждения и играх детей на детской площадке на прогулке; о  труде детей и взрослых на участке в разное время года.

-учить замечать наиболее яркие  изменения, происходящие на участке детского сада   в разное время года

-  продолжать знакомить с   правилами  поведения во время прогулок: нельзя уходить с территории детского сада, поднимать незнакомые предметы, рвать и пробовать на вкус растения и т. д.  

- формировать полоролевую идентификацию: мальчики и девочки группы, общие и различные интересы и занятия мальчиков и девочек  

- расширять представления детей  о праздниках, играх и развлечениях  в детском саду : Новый год, дни рождения, день Конституции, День независимости, Рождество, Пасха, Масленица, выпускной праздник в детском саду, День знаний — 1 сентября, День учителя (дошкольного работника), День защитника Отечества, День Победы, спортивные праздники и др.  

Детский сад (профессии в д/с, помещения

Игрушки, материалы, из которых они сделаны.

Зима. Зимние  забавы

Новогодний  праздник.

Одежда.  Головные  уборы.

Обувь.  

Мебель.  Бытовая  техника.  Профессии.

Посуда. Продукты питания. Профессии.

День защитника  Отечества.

Весна. Мамин  день.    Профессии.

Весна. Мамин  день.    Профессии.

Мой город - Саров. ОБЖ.

(профессия пожарного ОБЖ)

Наша Родина -  Россия. День Победы.

Праздник.

Досуг

Выставка совместного творчества взрослых и детей из природного материала

Интегрированное занятие

Книжки-малышки

Дидактические игры выполненные совместно со взрослым

Проект

Ребенок знакомится со страной, жизнью людей в обществе и их

Трудом

– формировать представления о Родине: о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны и т. д.;

– расширять и закреплять представления детей о предметах быта, необходимых человеку (рабочая, повседневная и праздничная одежда; обувь для разных сезонов; мебель для дома, для детского сада, для работы и отдыха; чайная, столовая посуда; технические средства и др.);

– расширять и уточнять представления детей о макросоциальном окружении (улица, места общественного питания, места отдыха, магазины, деятельность людей, транспортные средства и др.);

-расширять представления детей о государственных  праздниках  

– расширять представления детей о художественных промыслах (различные росписи, народные игрушки и др.);

Семья.   Части тела человека.

Зима. Зимние  забавы

Новогодний  праздник.

Одежда.  Головные  уборы.

Обувь.  

Мебель.  Бытовая  техника.  Профессии.

Посуда. Продукты питания. Профессии.

День защитника  Отечества.

Весна. Мамин  день.    Профессии.

Космос.  Космическая техника.

Хлеб - всему голова.    

 Мой город - Саров. ОБЖ.

(профессия пожарного ОБЖ) 

Наша Родина -  Россия. День Победы.

Праздник.

Досуг

Выставка совместного творчества взрослых и детей из природного материала

Интегрированное занятие

Книжки-малышки

Дидактические игры выполненные совместно со взрослым

Проект

Ребенок познает мир техники

– расширять и закреплять представления детей о предметах, облегчающими жизнь человека, создающими комфорт и уют в помещениях: бытовые технические приборы: часы (механические, электронные, кварцевые; настенные, напольные, будильник и др.), телевизор, аудио- и видеомагнитофон, DVD, стиральная машина, электрический чайник, светильники. Средства телекоммуникации: телефон (стационарный, сотовый), компьютер. Старинные и современные приборы); о том где их продают, производят, как их использует человек

   -уточнить    правила безопасного обращения  с бытовыми  приборами

Детский сад (профессии в д/с, помещения

 Одежда.  Головные  уборы.

Обувь.  

Мебель.  Бытовая  техника.  Профессии.

Посуда. Продукты питания. Профессии.

Воздушный и  водный  транспорт

Наземный  транспорт.  Правила дорожного движения.

День защитника  Отечества.

Весна. Мамин  день.    Профессии.

Космос.  Космическая техника.

Хлеб - всему голова.

  Наша Родина -  Россия. День Победы.    

Праздник «Новый год», «8 марта»,  «День Победы», «Масленица»

Выставка детского творчества.

Выставка совместного творчества взрослых и детей

Безопасное поведение в быту, социуме, природе.

- побуждать детей использовать в реальных ситуациях и играх знания основных правил безопасного поведения в стандартных и чрезвычайных ситуациях, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;

 - стимулировать интерес детей к творческим играм, желание играть в новые игры с сюжетами, расширяющими и уточняющими их представления о способах поведения в чрезвычайных ситуациях и в ситуациях, стандартно опасных для жизни и здоровья детей и взрослых, учить детей наполнять знакомую игру новым содержанием;

- формировать представления детей о труде взрослых, связанных с работой в стандартно опасных и чрезвычайных ситуациях: сотрудник МЧС (спасатель, пожарный), сотрудник полиции и ГИБДД (регулировщик, постовой), водители транспортных средств, работники информационной службы и т.п.;

- учить детей называть и набирать специальные номера телефонов, четко и правильно сообщать необходимую информацию (в соответствии с возрастными и интеллектуальными особенностями детей);

-расширять и дополнять представления детей о действиях с игровыми материалами по правилам безопасности жизнедеятельности, по ориентировке в окружающем пространстве: сборка игровых конструкций (установка на штативах светофоров, знаков дорожного движения, знаков безопасности, расстановка макетов шлагбаумов, домов, деревьев и т. д.) в соответствии с правилами игры;

-формировать элементарные представления о безопасном поведении в информационной среде: умение включить телевизор для просмотра конкретной передачи, допустимая продолжительность просмотра телевизионной передачи, включение компьютера и продолжительность занятий на нем, необходимость согласовывать свои действия со взрослыми;  

-учить детей создавать воображаемую игровую ситуацию на тему безопасного поведения в социальном и природном мире, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя соответствующие эмоциональные и поведенческие реакции по ходу игры; -закреплять кооперативные умения детей в процессе игр и образовательных ситуаций, проявляя отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки в ходе проигрывания ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности;

 - поощрять проявления осмотрительности и осторожности у детей в нестандартных и потенциально опасных ситуациях;

-расширять, уточнять и систематизировать представления детей о некоторых источниках опасности для окружающего природного мира (загрязнение мест отдыха, неосторожные действия, наносящие вред природе, опасные природные явления: гроза, наводнение, землетрясение, извержение вулканов и т. п.);

- расширять, уточнять и систематизировать представления детей о безопасном для окружающей природы поведении, учить их выполнять правила без напоминания взрослых (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке, разводить огонь только в присутствии взрослого и в специально оборудованном месте, тщательно заливать место костра водой перед уходом и т. д.);  

-формировать умения детей обращаться к окружающим с напоминаниями о необходимости выполнять правила безопасной жизнедеятельности.

 

Праздник.

Досуг

Выставка совместного творчества взрослых и детей из природного материала

Интегрированное занятие

Книжки-малышки

Дидактические игры выполненные совместно со взрослым

Проект

В летний период детский сад работает в каникулярном режиме

1 июня — 31 августа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шаблон комплексно-тематического плана в старшей группе.

шаблон позволяет писать план по  структуре как в старшей, так и в подготовительной группе....

комплексно тематический план в старшей группе

Тематический принцип построения образовательного процессаПри организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом...

Конспект комплексного тематического занятия в старшей группе "Знаем, помним и чтим!"

Методическая разработка комплексного тематического занятия в старшей группе "Знаем, помним и чтим!"...

Комплексно-тематический план в старшей группе на тему «Моя Семья».

Комплексно-тематический план в старшей группе на тему «Моя Семья»....

Комплексно-тематический проект в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Транспорт».

    Транспорт является неотъемлемой частью современной жизни. Без транспорта люди не смогли бы передвигаться на такие большие расстояния и не узнали бы о других существующих культурах...

Комплексно-тематический план в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР). Тема «Огород. Овощи».

Цель: Формирование представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках....