Особенности семейного воспитания детей с особыми нуждами
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме

Киселева Елена Николаевна

Особенности воспитания детей с особыми нуждами в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospitaniya_v_seme.pptx1.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности семейного воспитания детей с особыми нуждами

Слайд 2

Дети с особыми нуждами (дети со специальными потребностями в обучении) — дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты.

Слайд 3

Каждая из семей, в которой есть ребенок с особыми нуждами, воспитывает и обучает его по - разному.

Слайд 6

Целью семейного воспитания особенного ребенка является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Слайд 7

Семейное воспитание имеет и свои принципы . Наиболее общие из них: - гуманность и милосердие к растущему человеку; - вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; - открытость и доверительность отношений с детьми; - оптимистичность взаимоотношений в семье; - последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); - оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Слайд 8

Содержание семейного воспитания особенного ребенка должно охватывать все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни. Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание . И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание.

Слайд 9

Периоды жизненного цикла семьи: рождение ребенка; дошкольный возраст ребенка; школьный возраст ребенка; подростковый возраст ребенка; период «выпуска»; постродительский период.

Слайд 10

Дети с умственной отсталостью. Рождение ребенка с интеллектуальным дефектом дестабилизирует психологическое состояние родителей. В бытовом сознании это событие часто воспринимается как признак наличия несвойственных человеку характеристик «Он не такой, как все», «Он не похож на нас, значит, он чужой».

Слайд 11

Особенности поведения родителей: неумение создавать ситуацию совместной деятельности; неэмоциональный характер сотрудничества; неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания; недостаточная потребность в общении с ребенком.

Слайд 12

Дети с детским церебральным параличом. Наиболее фрустрирующими психику родителей детей с ДЦП являются двигательные расстройства. Во-первых, они сопровождаются внешней уродливостью: обезображенная фигура ребенка, гримасы, характерные нарушения речи, модуляции голоса, постоянная саливация. Во-вторых, обездвиженность или особые трудности при передвижении предполагают необходимость постоянной физической помощи больным детям, постоянного ухода за ними, что требует от самих родителей особых усилий.

Слайд 13

Преобладающий стиль воспитания – гиперопека. Такое отношение к ребенку сопровождается возникновением у родителей эмоционально-волевых проблем (тревожности, фрустрированности ), матери фиксируются на физической и психической беспомощности их детей. Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией, существуют и такие, в которых имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестоком обращении.

Слайд 14

Модели семейного воспитания «особенного ребенка». «охранительного воспитания»; «равнодушного воспитания».

Слайд 15

Аутичные дети. Травмирующим фактором, влияющим на эмоциональный статус родителей, является нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично . Родители тяжело страдают из-за отсутствия потребности у ребенка к адекватному контакту (прижаться, приласкаться к матери или отцу, посмотреть им в глаза, побеседовать). Особая недостаточность энергетического потенциала ребенка травмирует личность родителя, повышает его собственную ранимость и часто превращает родителя в эмоционального донора .

Слайд 16

Дети с недостатками речевого развития Проблемы речевого развития ребенка выступают как фактор, снижающий возможности социального общения ребенка. Такой ребенок может рассматриваться родителями как имеющий меньшие социальные перспективы в будущем.

Слайд 17

Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются трудности пространственной ориентировки детей, вследствие чего транспортная проблема становится одной из наиважнейших. Они постоянно тревожатся о том, как их дети смогут преодолевать эту проблему самостоятельно.

Слайд 18

Модели семейного воспитания: гиперопека; противоречивое воспитание; воспитание по типу повышенной моральной ответственности; авторитарная гиперсоциализация ; воспитание в «культе» болезни; модель «симбиоз»; модель «маленький неудачник» ; гипоопека; отвержение ребенка .