Кружковая работа "Златоустия"
учебно-методическое пособие по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Терехова Виктория Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_po_razvitiyu_rechi.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области

Кружковая работа

по развитию речи «Златоустия»

с детьми старшего дошкольного возраста.

Руководитель кружка: Терехова В.А.

г. Сафоново

2014-2015

Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве.

Актуальность. Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов (ЕГЭ). Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – задача воспитателей, учителей и родителей. Десятилетиями накапливались проблемы во всех важнейших сферах жизни детей. Их решение зависит не только от усилий семьи, но и от деятельности многих других социальных институтов, участвующих в процессе социализации, воспитании и образовании детей. Детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником откроются двери школы, он вступит в «Эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Ребенок уже не хочет учиться в школе. Львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте, а следовательно и родительских упущений. Необходимо помнить, что обучение рассматривается как двусторонний процесс, в котором педагог носитель знаний и опыта и как организатор обучения считается доминирующей фигурой.

«Программа обучения и воспитания» в детском саду предусматривает занятия по подготовке дошкольников к грамоте 1 раз в неделю в подготовительной группе, поэтому, на основе изучения передовых технологий по проблеме обучения детей грамоте в детском саду, подготовку к обучению грамоте было решено организовать на кружковых занятиях.

Цель кружковой программы: создание условий для целенаправленной работы по подготовке детей к чтению и письму.

Задачи:

  • формировать интерес к процессу обучения;
  • слушать звучащее слово и производить его простейший звуковой анализ;
  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • формировать умение говорить и слушать других людей;
  • развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи, к речи окружающих;
  • усвоить единицы языка: звук, слог, слово, предложение;
  • развивать графомоторные навыки;
  • узнавать и запоминать буквы.

В основу программы положены материалы И.О. Бадулиной «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму», а также И.Г. Выгодской и Н.В. Берковской «Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5—7 лет», которые были скомбинированы в единую систему работы.

Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми подготовительной к школе группе. Количество занятий – 1 раза в неделю. Продолжительность –25- 30 минут. Работа проводится фронтально. 

Основные направления программы:

 - развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;

- развитие навыков звукобуквенного анализа слов;

- формирование буквенного гнозиса;

- развитие ручной умелости и графомоторных навыков;

- развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;

- развитие психических процессов.

В программе учтены общедидактические принципы: 

  • научность;
  • систематичность;
  • постепенность усложнения;
  • перспективность;
  • доступность.

Ожидаемые результаты. К концу курса дети могут:

  • различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • выделять слова в предложении, определять их место;
  • делить слова на слоги, считать слоги в слове;
  • иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);
  • понимать и различать понятия «звук» и «буква»;
  • читать простые по звукобуквенному составу слова.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

1.

Театр пальчиков и языка.

Привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями.

2.

Звуковые странички.

Совершенствовать слуховое восприятие ребенка, обучать его различению громких и тихих звуков жизни, подготавливая таким образом к дифференциации глухих и звонких звуков речи; расширять круг представлений об окружающем мире и пополнять их словарный запас; привлекать внимание дошкольников к согласованию глагола с существительным.

Октябрь

3.

Путешествие по Звукограду.

Дать ребенку представление о звуках (фонемах) русского языка, привлечь внимание к положению языка и губ в момент произнесения звука речи.

4.

Звуки.

Прослушать и подражать звукам (звук шелеста листьев, пения птиц и др.), долго произносить гласные звуки, четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки.

5.

Звуки речи.

Дать обозначение звуку, учиться выделять звуки в словах, называть предметы и сравнивать звуки в словах; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки.

6.

Гласные звуки.

Дать обозначение гласным звукам, произносить слова, находить гласный звук  и обозначать его в схеме слов знаком;  четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки.

Ноябрь

7.

8.

9.

10.

Согласные звуки: твердые и мягкие.

Звуки: гласные, солгласные.

Сказ о Златоустии.

Как Звукоград в Буквоград превратился.

Дать обозначение звукам: твердые/мягкие; произносить звуки каждого слова и помещать их в схемы; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки.

Называть звуки в каждом слове, объясняя их обозначение; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки.

Продолжить работу по различению согласных по глухости и звонкости, твердости и мягкости, способствовать развитию словотворчества у детей, прививать вкус к русскому слову.

Показать детям связь звука с буквой, познакомить с основными правилами чтения (на материале коротких слов).

Декабрь

11.

12.

13.

14.

Буква А.

Буква Я.

Буква О.

Буква Ё.

Рассматривание и запоминание буквы А; поиск звука [а] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы А из предметов, учиться управлять движениями руки.

Рассматривание и запоминание буквы Я; поиск звука [йа] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы Я из предметов, учиться управлять движениями руки.

Рассматривание и запоминание буквыО; поиск звука [о] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы О из предметов, учиться управлять движениями руки.

Рассматривание и запоминание буквыЁ; поиск звука [йо] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы Ё из предметов, учиться управлять движениями руки.

Январь

15.

16.

Буква У.

Буква Ю.

Рассматривание и запоминание буквыУ; поиск звука [у] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы У из предметов, учиться управлять движениями руки.

Рассматривание и запоминание буквы Ю; поиск звука [йу] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы Ю из предметов, учиться управлять движениями руки.

Февраль

17.

18.

19.

20.

Буква Э.

Буква Е.

Буква И.

Буква Ы.

Рассматривание и запоминание буквыЭ; поиск звука [э] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы Э из предметов, учиться управлять движениями руки.

Рассматривание и запоминание буквыЕ; поиск звука [йэ] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы Е из предметов, учиться управлять движениями руки.

Рассматривание и запоминание буквыИ; поиск звука [и] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы И из предметов, учиться управлять движениями руки.

Рассматривание и запоминание буквы Ы; поиск звука [ы] в словах, учиться отмечать его в схемах; конструирование буквы Ы из предметов, учиться управлять движениями руки.

Март

21.

22.

23.

24.

Слоги.

Ударение.

Ударные слоги.

Из Слогандии в Словандию.

Дать обозначение слогу; научить делить слова на слоги; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки.

Называть предметы, выделяя ударный слог в слове, дать ему обозначение; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки.

Учиться выделять голосом ударный слог в словах; находить ударный слог в схемах слова; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки.

Показать детям структуру слова, научить составлять слова из слогов и отдельных букв;помочь ощутить последовательность звуков и букв в слове, сочетая движения пальцев с одновременным проговариванием.

Апрель

25.

26.

27-28.

Слово.

Речь.

Разноцветные странички.

Рассматривать и рассказывать по картинке; называть одним словом предметы; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки.

Учиться внимательно прослушивать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, учиться пересказывать; четко произносить скороговорки, учиться управлять движениями руки.

Расширять и уточнять активный словарь детей — употребление существительных (названий предметов и обобщающих понятий) и прилагательных (определений по цвету, форме, запаху, вкусу). Направлять слуховое и зрительное внимание ребят на окончания

прилагательных и числительных, на согласование их с существительным по числу и роду. Учить детей давать как полные, так и краткие ответы и четко ставить вопросы, обращаясь к собеседнику. Развивать логическое мышление.

Май

29-30.

Сказки о Подсказке.

Совершенствовать фонематический слух. Познакомить со структурой фразы, с правилом написания заглавной буквы в начале и точкой в конце предложения. Стимулировать спонтанную детскую речь в пересказах и диалогах, активизировать ручную деятельность, развивать фантазию, интеллект детей. Способствовать становлению письменной речи.

Диагностика.

Обследование детей по данной программе осуществляется 2 раза за срок обучения (в начале и в конце). Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований. Проанализировав причины отдельных пробелов, недоработок, по итогам стартовой диагностики, наметить пути их исправления. Использую материалы «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь.» Е.В. Колесниковой.

Обследуется речь по следующим признакам:

- развитие звуковой культуры речи;

- развитие фонематического слуха;

- развитие графических навыков и моторики;

- развитие звуко-буквенного анализа.

Слева каждого задания нарисован шарик, с условным обозначением, его нужно раскрасить после каждого задания в следующие цвета:

---- если задание выполнено правильно;

---- если есть одна-две ошибки;

---- если задание не выполнено.

Оценка результатов (баллы-шарики):

    раздел

уровень

развитие звуковой культуры речи

развитие фонематического слуха

развитие графических навыков и моторики

развитие звуко-буквенного анализа

Высокий уровень

9-12

15-18

10-13

9-12

Средний уровень

6-9

12-15

7-10

6-9

Низкий уровень

4-6

10-12

5-7

3-6

Список литературы:

  1. Бадулина О.И. Готовимся к школе, Подготовка к чтению и письму. Тетрадь №2,., 2015.
  2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Акалис, 1995.
  3. Выгодская И. Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5—7 лет. – ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 69 с.
  4. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1999. – 64 с.
  5. Ткаченко Т.А. Речь и моторика. М., 2007.
  6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. – М.: Эгси, Чебоксары: Чувашия, 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая

Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...

Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая

Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...