статья "Особенности организации подвижных игр с детьми ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Дерябина Людмила Алексеевна

Для педагогов детского сада. Организация подвижных игр с детьми ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Луговской детский сад, филиал «Детский сад № 189»

Выступление на ММО

Тема: «Особенности организации подвижных игр у детей с ОВЗ»

Подготовила воспитатель:

 Дерябина Людмила Алексеевна

2018 г

Первоочередными задачами физического воспитания в детском саду, как известно, является охрана жизни и укрепления здоровья детей, функциональное совершенствование организма, повышение умственной и физической работоспособности. Чтобы раскрыть механизмы управления здоровьем ребёнка, необходимо учитывать системные связи между различными физиологическими функциями, реализуемые в процессе адекватной деятельности на соответствующих этапах индивидуального развития.

Следовательно, целесообразно учитывать, с  одной стороны, индивидуальные особенности каждого ребёнка, с другой – воздействовать на наиболее зрелые функции, оказывать тем самым положительное влияние на развитие других функций.

Одним из важных вопросов, направленных на развитие двигательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья в ДО, является поиск эффективных средств и методов, способствующих ускоренному развитию двигательных функций, привитию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

По мнению специалистов, в детском саду особенно следует широко использовать подвижные и спортивные игры для проведения непрерывной образовательной деятельности, основным содержанием которой является освоение и формирование двигательных навыков, а так же содействие развитию силовых, скоростных, координационных и других способностей.

 Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста, в силу врождённого инстинкта, дети сами с большой охотой занимаются подвижными играми.

Игра – это естественное состояние ребёнка, его основное занятие.

Виктор Викторович Макарова (2001) отмечает, что дефицит движений детей дошкольного возраста становится причиной ослабления всего организма, что сказывается на снижении его общей биологической устойчивости. Среди дошкольников особенно распространены хронические заболевания дыхательных путей, и это служит причиной болезней внутренних органов. Особую роль в профилактике заболеваний органов дыхания играет организация разнообразных подвижных игр и других физических упражнений на открытом воздухе. Установлено, что при систематических занятиях у детей резко сокращается количество заболеваний дыхательных путей, заметно улучшается осанка, снижается избыточный  вес.

Подвижные игры обеспечивают быстрое восстановление работоспособности после умственного труда. Это особенно важно для дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Подвижные игры занимают особое место в комплексной методике коррекции нарушений осанки у детей, обеспечивая многоплановое воздействие на организм ребенка и высокую эмоциональную насыщенность.

Наибольший эффект предупреждения плоскостопия оказывают игры и упражнения, способствующие  развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев, если их выполнять босиком и по возможности несколько раз в день: утром, как только ребенок встал с постели и после дневного сна комплексом «Бодрящей гимнастики»

Подвижные игры проводятся  с учетом состояния детей, их физической подготовленности, с целью общего укрепления организма ребенка, улучшения функции дыхания, нервной системы. Здесь особенно важно соблюдение принципа постепенного увеличения нагрузки с целью тонизирования, а затем и тренировки организма ребенка.

Подвижные игры на свежем воздухе занимают важное место в комплексе мер по профилактике близорукости, способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц.

Радостные эмоции, возникающие в процессе игры, возбуждают функциональную деятельность организма и создают благоприятные условия для отдыха нервной системы (А. Г. Сухарев, 1998).

Использование подвижных игр может быть рациональным только при наличии учета конкретных условий, в которых проводится игра.

Таким образом, в организации и методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов подготовки:

- выбор игры (зависит от коррекционных задач);

- подготовка места для игры (принять все меры предосторожности);

- подготовка инвентаря (Необходимо для проведения игры подготовить мелкий спортивный инвентарь и крупное игровое оборудование, воспитателю надо знать несколько считалочек для выбора без конфликтов водящего в игре. Чтобы повысить интерес к игре, увеличить двигательную активность иногда используются нетрадиционные предметы, например сложенные пополам листы бумаги вместо шляпы или летающие тарелки. Таким образом, обучающиеся учатся не только манипулировать различными предметами, но и знакомятся с физическими свойствами предметов.);

- разметка площадки (границы ярко очерчены, линия границ не более 3 метров от препятствий: стен, деревьев, пней);

-объяснение правил и хода игры (определение ролей играющих и их местонахождение, содержание и правила игры);

Воспитатель перед проведением игры изучает её, представляет, как будет проходить вся игра, и только потом объясняет обучающимся.  Объяснение игры должно быть четким, логичным, эмоциональным: название игры, цель и правила игры, объяснить роли каждого в игре, месторасположение, ход игры.

В ходе игры необходимо следить за состоянием ребят, они так увлечены игрой, что теряют чувство меры и не замечают, как перенапрягаются и уже не рассчитывают своих возможностей. Воспитателю необходимо контролировать и регулировать ситуацию.

- окончание игры (при появлении первых признаков утомления и снижении интереса, поведения, состава играющих);

- подведение итогов (краткий разбор игры с анализом ошибок с привлечением самих детей, что способствует развитию наблюдательности, уточнению правил  игры, приучает к осмыслению действий и сознательной дисциплины).

Методика проведения подвижных игр, способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи и направлена на обучающихся, владеющих в меру своих возможностей разнообразными двигательными навыками.

Таким образом, подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста с ОВЗ - они развивают координацию; благотворно влияя на вестибулярный аппарат; стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему; способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга; учат ребенка концентрации и вниманию.

Литература.

1. Степаненкова Э. Я. - Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, М-С., 2009.

2. интернет ресурс


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей На тему «Организация подвижных игр с детьми на воздухе в зимний период»

Прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении....

Рекомендации по организации подвижных игр с детьми 5-7 лет на прогулке

Рекомендации по организации подвижных игр с детьми 5-7 лет на прогулке...

Консультация для родителей "Организация подвижных игр с детьми на воздухе в зимний период"

Проведение таких игр позволит не только сделать прогулку интересной, но и использовать ее эффективно для развития движений у детей....

Консультация для родителей "Организация подвижных игр с детьми на воздухе в зимний период"

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питат...