Прграмма логопедического кружка "Говорушка"
рабочая программа по логопедии по теме

Предназначена для групповых логопедических занятий для детей 4-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shutyaeva_e.e.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 587»

Можайское шоссе, д. 18, корп. 2, Москва, 121471

Телефон: (495) 444-27-14      Факс: (495) 444-27-14      Е-mail: 587@edu.mos.ru     http://www: sch587.mskobr.ru

ОКПО 51260470, ОГРН 1037739246775, ИНН/КПП 7731173386/773101001

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ года

«Утверждено»

Директор ГБОУ Школа № 587

Е.С.Тихомирова ___________

Приказ №_______

от «____» ________ 20___ года

                                                 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»

Направленность: социально - педагогическая

Уровень программы: вводный

Возраст учащихся: 4-6 лет

Срок реализации: 1 год (72 занятия)

Автор-составитель:

Педагог – Шутяева Евгения Евгеньевна

Москва 2016

Содержание.

Стр.

  1. Пояснительная записка.

3-4

  1.  Особенности организация программы. Режим и структура занятий.

5

  1. Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы.

6

  1. Содержание программы дополнительного образования детей

7-17

  1. Список использованной литературы.

26

Пояснительная записка

Ухудшение в последние годы показателей речевого развития детей дошкольного возраста объясняют следующими причинами:

- слабостью мышц артикуляционного аппарата;

- избирательным нарушением фонематического слуха;

- неблагоприятным речевым окружением;

- недоразвитием речевого дыхания.

Также следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Маленькие дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Порой оставляют желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения. При  таком положении вещей ребенок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, правильную постановку речевых звуков.

Главными направлениями профилактической и развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии речи выступают: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, общих движений и действий с предметами, понимания речи и предпосылок к активной речи, взаимодействия взрослого и ребенка; нормализация дыхания, мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук.

   

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит уже к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже с 3-х летнего возраста. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.

Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз.

Сложность работы педагога состоит в том, что он занимается  с группой и подгруппой детей. Это затрудняет контроль над  правильностью произношения звуков. Работу по выработке чёткой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде, развитие связной речи поэтому возникла необходимость создания дополнительной программы «Говорушка» для детей от 4 до 6 лет.

Цель программы: развитие звуковой культуры речи у детей 4-6 года через решение следующих задач: 

-  навыков правильного произношения  звуков родного языка с отчётливым и внятным произношением

- формирование навыка слухового и артикуляционного контроля;

- развитие артикуляционного аппарата;

- развитие фонематического слуха;

- формировать умение слышать отдельные звуки в словах;

- развивать слуховое внимание;

- формировать правильно произносить гласные а, о, у, э, и, ы  согласные п, б, т, д, к, в,х,м,н и их мягких парных

- развитие мелкой и общей моторики

- совершенствование фонематического слуха, дикции, памяти.

-развитие связной речи

-развитие словаря

Работа по программе дополнительного образования ведётся в группе не более 10  детей, у каждого ребёнка есть возможность несколько раз повторить звуковой и речевой материал. К концу обучения по данной программе у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания, развивается связная речь.  

Курс обучения рассчитан на 72 занятия, по 8 занятий в месяц с сентября по май включительно. Занятия проводятся 2 раз в неделю во вторую половину дня  с подгруппой детей, продолжительностью не более 25-30 минут.

Ожидаемый результат:

- развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь;

- выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающие понятия;

- понимать и использовать грамматические формы;

- дети осваивают навыки разговорной речи, выражая мысли простыми и сложными предложениями.

 - развиваются умения использовать в речи сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных;

- совершенствуется интонационная сторона речи;

- развивается артикуляционный аппарат;

- развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса;

- формируется фонематическое восприятие и звукопроизношение.

-развивается связная речь

Срок реализации программы кружка – 1 год.

Периодичность занятий2 раз в неделю, во второй половине дня, всего 72 занятия (с сентября по май включительно).

Продолжительность занятия: 25 -30 минут.

Форма проведения занятий: фронтальная.

Содержание программы дополнительного образования детей

№ п/п

Наименование тем

Содержание занятия

1

Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Дифференциация неречевых звуков.

        

-познакомить детей с органами артикуляции

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-учить различать неречевые звуки по силе, тембру, высоте

2

Лексическая тема «Осень»

Обучение рассказыванию с помощью опорных картинок

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-учить детей отвечать на вопросы и задавать их

-систематизировать знания детей об Осени

3

Развитие слухового восприятия на речевых звуках

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-учить различать близкие по звуковому составу слова, состоящие из бездефектных звуков

-развитие фонематического восприятия

4

 Лексическая тема «Овощи»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-обобщающее понятие

-развитие общей моторики

-учить составлять короткий описательный  рассказ с помощью опорных картинок

5

Звук У

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-дать характеристику звуку У

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

6

 Лексическая тема «Фрукты»

Рифмованный рассказ «В саду»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

7

Звук А

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-дать характеристику звуку А

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

8

Лексическая тема «Наши игрушки»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-развивать умение строить предложения

9

Звуки А-У

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-четкое произнесение и сопоставление звуков А-У

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

10

 Лексическая тема «Одежда»

активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-развитие зрительного внимания

-развивать умение узнавать предмет по описанию и самостоятельно составлять описательный рассказ

11

Звук И

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку И

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

12

Лексическая тема «Посуда»

Заучивание стихотворения «Ложечка»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-учить красиво с выражением рассазывать стихотворение наизусть

13

 Звук Н

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Н

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

14

Лексическая тема «Домашние животные»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-развитие графомоторной функции

-развивать словообразование и словоизменение

15

Звук М

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку М

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

16

Лексическая тема «Дикие животные»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-развитие графомоторной функции

17

Звук П

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-четкое произнесение звук П

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

18

Лексическая тема «Мебель»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-развитие графомоторной функции

19

Звук Т

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Т

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти,мышления

20

Лексическая тема «Зима»

Составление рассказа по картине

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-развитие диалогической речи

-развивать умение логически выстраивать свое высказывание

21

Звук  К

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку К

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

21

 Лексическая тема «Новый Год»

Заучивание стихотворения

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-учить громко, с выражением рассказывать стихотворения

22

Звук К-Т

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- четкое произношение и сопоставление звуков К-Т

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

23

 Лексическая тема «Домашние птицы»

«Расскажи о курочке»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-развитие пространственного восприятия

24

Звуки П-Т

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- четкое произношение и сопоставление звуков П-Т

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

25

Лексическая тема «Транспорт»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-учить определять пространственное расположение предметов

-учить рассказывать о предмете

26

 Звуки П-Т-К

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

 -произнесение, хараетеристика, сопоставление

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

27

Лексическая тема «Профессии»

Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-учить пересказывать рассказ

28

 Звук Х

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

-дать характеристику звуку Х

- закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

29

 Лексическая тема «Дикие животные»

«Зайчонок ищет свою маму»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-закрепление в речи простых предлогов

-развитие диалогической речи(стимулировать речевые реакции, умение отвечать на вопросы)

30

Звуки К-Х

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-закрепление произношения и различения звуков К-Х

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

31

Лексическая тема «Продукты»

«У куклы Маши день рождения»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-учить детей пересказывать рассказ

-обобщающие понятие

32

Звук О

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку О

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

33

Лексическая тема «Семья»

Рассказ по сюжетной картине «Семья»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-учить составлять рассказ по сюжетной картине с помощью плана

34

Звук Хь

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Хь

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

35

Лексическая тема «Рыбы»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-развитие графомоторной фунукции

36

Звук Пь

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-характеристика звука Вь

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

37

Лексическая тема «Весна»

«Ушла Зима-пришла Весна»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-учить составлять рассказ с опорой на предметные картинки

38

Звуки Ть

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-характеристика звука Ть

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

39

Лексическая тема «Времена года»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие слухового восприятия

-формирование представлений о смене времен года

40

Звук Кь

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Кь

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

41

Лексическая тема «Обувь»

«У меня сапоги,а у Вас….»

активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-учить правильно употреблять существительные в родительном падеже в уменьшительно-ласкательной форме

42

Звук Ы

развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Ы

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие зрительного восприятия

43

Лексическая тема «Наш дом»

«Рисуем картину»

активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-учить детей последовательному рассказу о ходе работы

-развитие графомоторной функции

44

Звуки Ы-И

развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

-различение звуков Ы-И

-развитие фонематического восприятия

-развитие зрительного восприятия

45

Лексическая тема «Я – человек. Части тела»

«Танечка»

активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие пространственного восприятия

-закрепление названий основных частей тела

-развивать словарь антонимов

46

Звук Ль

развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Ль

 -закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие зрительного восприятия

47

Лексическая тема «Растения»

Рассказ-сравнение

активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-учить составлять рассказ-сравнение

48

Звуки Ль-Й

развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- четкое произнесение и сопоставление звуков Ль-Й

-развитие фонематического восприятия

-развитие зрительного восприятия

49

Лексическая тема «Насекомые»

Составление Описательного рассказа о пчеле

активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

- учить  логически последовательно строить высказывание

-закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных

50

Звук В

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-четкое произнесение звука В

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

51

Лексическая тема «Лето»

активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие логического мышления и связной речи

-развивать словарь синонимов

52

Звук Ф

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-Характеристика звука Ф

-четкое произнесение звука

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

Используемая литература:

1.​ Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет (конспекты фронтальных занятий). М. 2014.

2.​ Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы 1 и 2 часть. М. 2014.

3.​ Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб. 2010.

      4.Картотека пальчиковых игр

     5.Е.М. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. «Эксмо» 2007

     6.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, М.И.Кременецкая. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. «Детство Пресс» 2012

7.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб., 2005.

8.Суборова Т.А. Дыхательные упражнения в игровой форме. // Логопед. 2010, №2.

9.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.1998.

10.Нищева Н.В. рабочие тетради для старшего дошкольного возраста

11. Нищева Н.В. Подгрупповые логопедические занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР СПб.,Детство –Пресс,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГТ к структуре образовательной прграммы ДОУ

В данной презентации - выступлении раскрываются требования к разработке образовательной программы ДОУ.Презентация может использоваться как консультация для педагогов, так и выступление на педаго...

Рабочая прграмма по аппликации

планирование на год...

Психологическое благополучие ребенка – отражение его физического здоровья. Обзор по оздоровительной прграмме М. Лазарева

Одной из наиболее частых причин невротического состояния ребенка является его физическая неготовность к предлагаемым учебным нагрузкам.Это значит, что физическое здоровье и психическое состояние ребен...

Рабочая прграмма " Коррекция речи у детей с фонетико-фонемотическим недоразвитием "

Пояснительная записка; планирование работы по речевой деятельности; тематическое планирование по лексическим темам;приложение к рабочей программе, литература....

рабочая прграмма кружка по патриотическому воспитанию

рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию...

Прграмма для детей с ограниченными возможностями здоровья "Краски радуги"

По данной программе в нашем центре ГКУСО "ЦМСРИ"Росток" город Чита Забайкальского края  работает кабинет эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  Я провожу зан...

Прграмма дополнительного образования для детей 5-6 лет "Ритмоцветик"

Программа по дополнительному образованию для детей старшей группы детского сада...