Прграмма для детей с ограниченными возможностями здоровья "Краски радуги"
рабочая программа по рисованию (младшая группа) по теме

Круговая Светлана Вадимовна

По данной программе в нашем центре ГКУСО "ЦМСРИ"Росток" город Чита Забайкальского края  работает кабинет эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  Я провожу занятия с детками инвалидами, знакомлю с разными техниками рисования, лепки, аппликации, оригами и мн.др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГУСО «Центр медико – социальной реабилитации инвалидов «Росток» Забайкальского края.

        

Коррекционно - развивающая программа

по художественному развитию детей

с ограниченными возможностями в возрасте от 2 до 10 лет

«Краски радуги».

Программу составил педагог дополнительного образования

Круговая Светлана Вадимовна.

Пояснительная записка

Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.

Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды  своей деятельности дома.

Содержание программы «Краски радуги» предусматривает освоение детьми различных методов и средств художественного воспитания: рисование, аппликация, пластилинография, тестопластика, лепка, нетрадиционные методы рисования, а также познакомятся с оригами, рисованием шерстью и росписью на дереве. Освоение данных технологий позволят расширить кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, зрительной памяти,   формированию эстетического отношения  и художественно – творческих способностей.

Программа составлена для детей с ограниченными возможностями, на основе изучения таких авторских программ, как «Цветные ладошки» И.А Лыковой; пр. «Радуга», «Детство», а также программы Кожохина С.К и Г.Г. Григорьева. Данная литература была изучена и переработана в рамки программы «Краски радуги» с изменениями на основании разных диагнозов детей с ограниченными возможностями здоровья, их способностями и развитием. Занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает художественное – эстетическое развитие детей, которое является приоритетным направлением деятельности детского сада, с учётом специфики детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целевое назначение программы:

Коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через средства изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. Развитие мелкой моторики рук и коррекции.
  2. Снятие физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.
  3. Увеличение способности детей к концентрации внимания.
  4. Развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
  5. Помощь детям в преодолении барьеров в общении.
  6. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
  7. Развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Объект коррекционно – развивающего обучения:

Дети с ограниченными возможностями. Диагнозы, при которых данная программа может быть рекомендована: ДЦП, последствия перенесённой нейроинфекции, последствия перенесённого менингоэнцефалта, резидуальная энцефалопатия, синдром Дауна, дети с мышечной патологией, прогрессирующая мышечная дистрофия с аномалией мозга, гидроцефалией, а также для развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.

Дети имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. У большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности.

Срок реализации программы рассчитан на курс реабилитации клиента (6-10 занятий по возрасту). Занятия проходят индивидуально с каждым ребёнком, групповые 2-3 ребёнка на повторной реабилитации. После каждого занятия родители получают консультацию и домашнее задание на отработку определённых приёмов и способов изображения.

Учебный материал в разделах программы располагается по принципу концентров т.е. каждый этап обучения является базовым для следующего, а для предыдущего – расширенным и усложнённым смысловым продолжением.

Для проведения учебных занятий используются различные группы методов и приёмов обучения:

методы

приёмы

Объяснительно - иллюстративные

Беседа

Рассказ

Экскурсии

Обзор литературы

Репродуктивные

Выполнение работы по образцу

Составление схемы работы готового изделия

Выполнение работы по схеме

Эвристичесие

Копилка идей

Мозговой штурм

Творческий

Проблемно - поисковые

Наблюдения

Анализ – синтез

Индукция – дедукция

Обобщение - конкретизация

Структура учебного занятия варьируется в зависимости от цели и задач, однако, обязательными элементами каждого занятия являются:

  1. Эмоциональный настрой.
  2. Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
  3. Элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепления зрительно – двигательных мышц.
  4. Релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья детей и установление положительного эмоционального настроя.

Для реализации программы «Краски радуги» необходимо:

Материально-техническое обеспечение

Методическое и дидактическое обеспечение

Просторный учебный кабинет с хорошим освещением, оборудованием по возрасту детей, демонстрационный и раздаточный материал на каждого ребёнка.

Подборка информационной и справочной литературы. Диагностические методики для определения уровня творческих способностей.

Результативность программы «Краски радуги» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в два этапа.

  1. Начальная диагностика – проводится в начале обучения, при поступлении ребёнка на реабилитацию. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков. Это деление обеспечивает личностно – ориентированный подход в процессе учебного занятия.
  2. Итоговая диагностика – проводится в конце обучения. По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время обучения. 

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (Т.С. Комарова)

Критерии оценки уровня цветовосприятия.

3 балла

передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;

2 балла

есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,

1 балл

 цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

Критерии оценки уровня ассоциативного восприятия пятна:

3 балла

самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;

2 балла

справляется при помощи взрослого

1 балл

не видит образов в пятне и линиях.

        

Критерии оценки уровня эмоционального состояния

3 балла

адекватно реагирует эмоциональные отклики педагога, критично оценивает свою работу. Выражает восторг от работы.

2 балла

эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности

1 балл

безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности

        

Критерии оценки уровня самостоятельности и творчества:

3 балла

выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения

2 балла

требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла;

1 балл

необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла

Критерии оценки уровня развития мелкой моторики рук:

3 балла

Выполняет задания по инструкции)

2 балла

Совместное выполнение заданий по образцу взрослого

1 балл

Не может манипулировать предметами и работать руками (нет  мелких манипуляций

        

Критерии оценки уровня изобразительных навыков:

3 балла

легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами

2 балла

испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами

1 балл

рисует однотипно, материал использует неосознанно

Критерии оценки уровня определения формы:

3 балла

Форма передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;

2 балла

есть незначительные искажения, движения передано неопределённо

1 балл

искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно.

Критерии оценки уровня композиционного расположения изображения.

3 балла

расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

2 балла

на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;

1 балл

композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

Шкала уровней: 0 – 9 – низкий уровень; 10 - 18 – средний уровень; 19 – 27 – высокий уровень.

Интеграция видов художественной  деятельности  наиболее эффективно обеспечивает потребность  ребёнка с ограниченными возможностями,  свободно проявлять свои способности и выражать интересы. Поскольку, с одной стороны,  даёт более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязаны к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

Рисование способствует развитию малкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В творческом процесса малыш учится различать цвета и оттенки, поймет что такое размер и количество. Через рисование ребенок познает окружающий мир по-новому, запомнит его и полюбит. Не умея выразить свои эмоции словами, малыш прекрасно выплескивает их на белый лист бумаги радужными образами.

Лепка является одним из видов художественного творчества. На занятиях по лепке дети учатся лепить из пластилина, глины, теста доступные формы. Готовые изделия могут быть плоскостными и объёмными.

Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются тесто и пластилин. Рисование пластилином - увлекательное и полезное занятие, так как дает детским пальчикам хорошую мышечную тренировку. Особенно когда приходится размазывать пластилин по поверхности или отщипывать мелкие кусочки. А это хорошо развивает мелкую моторику рук

Аппликация один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание отдельных форм и прикрепление их к фону. Для аппликации с малышами очень удобна техника коллажей.

Тематический план программы.

2-3 года.

Название         

        

Задания. Упражнения

методы        

Цель

Оборудование        

Диагностика1

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика Цвет, форма, мнём бумагу, рвём бумагу. Мелкомоторные навыки рук Репродуктивный и объяснит–иллюстр методы работы.

и

Выявление навыков и умений.

Губки, гуашь разведённая, фломастеры, шаблоны геометрических фигур, листы бумаги.

Зёрнышки для курочки.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Научить работать одним пальчиком, знакомство с жёлтым цветом.

Репродуктивный и объяснит–иллюстр методы работы.

Познакомить с рисованием одним пальчиком, знакомство с жёлтым цветом

Гуашь разведённая, лист с шаблоном цыплёнка, салфетки.

Музыкальная книжка петушок.

Зерно для массажа пальчиков

Дождик.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика.

Продолжать учить работать пальчиком по инструкции педагога, знакомство с синим цветом


Репродуктивный и объяснит–иллюстр методы работы.

Продолжать знакомство с рисованием пальчиком, знакомство с синим цветом.

Гуашь разведённая, лист с шаблоном тучки, салфетки.

Музыкальное сопровождение на металлофоне.

Гусеничка.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика.

Продолжать учить работать пальчиком по инструкции педагога, знакомство с зелёным цветом


Репродуктивный и объяснит–иллюстр методы работы.

Продолжать знакомство с рисованием пальчиком, знакомство с зелёным  цветом.

Гуашь разведённая, лист с шаблоном гусеницы, салфетки.

Музыкальное сопровождение.

Тарелочка для котёнка.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Знакомство с круглой формой, нанесение рисунка в рамках фигуры.

Репродуктивный и объяснит–иллюстр методы работы.

Продолжать знакомство с рисованием пальчиком, знакомство с круглой формой.

Гуашь разведённая, лист с шаблоном круга, салфетки.

Музыкальное сопровождение.

Шлёпают ладошки по дорожке.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика.

Знакомство с рисованием ладошкой.

Репродуктивный и объяснит–иллюстр методы работы.

Познакомить с приёмом НМ рисования ладошкой.

Гуашь разведённая, лист с шаблоном дороги, салфетки.

Музыкальное сопровождение

Мишкины следы.


Диагностика2

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Знакомство с работой кулачком способом штампа краской.

Репродуктивный и объяснит–иллюстр методы работы.

Диагностика по окончанию реабилитации совместно с родителями.

Познакомить с НМ рисование кулачком

Гуашь разведённая, лист с шаблоном дороги, салфетки.

Музыкальное сопровождение. Медвежонок.

Консультации для родителей проводятся после каждого занятия, родители совместно с детьми участвуют в ходе занятия. Выполнение домашних заданий полученных на знаниях необходимо для закрепления.

Тематический план программы.

3-5 лет

Название

Задания. Упражнения

методы

Цель

Оборудование

диагностика

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Репродуктивный и объяснит–иллюстр методы работы.

Выявить навыки и умения детей в использовании разных техник рисования.

Губки, гуашь разведённая, фломастеры, шаблоны геометрических фигур, листы бумаги.

Цветы для мамы

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика Обмакивание и закрашивание пальцев рук краской

Репродуктивный и объяснит–иллюстр методы работы.

Познакомить детей и родителей с техникой пальчикового рисования

НСР. Гуашь, лист бумаги, образец, шишки, тренажёры для пальчиков.

Аппликация Морские рыбки

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика.

Рассматривание демонстрационного материала с рыбами.

Репродуктивный и объяснит–иллюстр методы работы.

Познакомить с аппликацией, учить наклеивать шаблоны на фон, композиционно располагая на листе бумаги.

Шаблоны рыб, детали для рыбок, клей, салфетки, лист ватмана, синяя гуашь, губка для тычка. Образец.

Тестопластика. Тарелочка с ягодами.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика Репродуктивный и объяснит–иллюстр методы работы.

Познакомить с тестопластикой. Учить катать колобки, отщипывать от большего куска меньшие, катать их пальцами.

Солёное тесто, салфетки, стеки, доска для лепки, вода.

Лепка. Печенье для кота.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Угостим кота печеньем.

Репродуктивный метод.



Познакомить с пластилином. Учить катать колбаски,  создавать форму бублика, закрепить катание колобка и сплющивание в ладошках. Работа стекой.

Пластилин. салфетки, стеки, доска для лепки, вода.

Радужная сказка.


Диагностика полученных знаний.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Тонирование бумаги, придумывание сюжета.

Репродуктивный и объяснит–иллюстр методы работы.

Рисование радужного фона с элементами аппликации

Гуашь, краски, кисти широкие, ватман, вырезанные герои сказок , клей, салфетки.

Консультации родителей после каждого занятия, домашнее задание на закрепление пройденного материала.

Тематический план программы.

5-7 лет

Название

Задания. Упражнения

методы

Цель

Оборудование

Диагностика №1

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика Штриховка геометрических фигур в разных направлениях. Рисование по точкам. Знание цветовой гаммы. Умение держать карандаш, работа с кистью. Игра «На что похоже?»

Репродуктивный и объяснит–иллюстр методы работы.

Выявить навыки и умения ребёнка по изо-деятельности согласно возрасту

Стол, стул, бумага А3, А4, шаблоны геометрических фигур, гуашь, краски, карандаши, материал для пальчиковой гимнастики, игрушка – гость,

2.Пальчиковое рисование.

Попугай.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Выполнение инструкции педагога, работа пальчиком, ладошкой, кулачком.

Репродуктивный и иллюстративный методы.

Познакомить ребёнка с техникой пальчикового рисования, штриховка в разных направлениях.

Гуашь, разведённая в тарелочках, ватман А3. образец попугая.

Восковые карандаши для оформления фона.

3. Рисование и аппликация Море

(можно использовать бумагу, листья деревьев, ракушка для штампов и наклеивания)

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика.

Тонирование бумаги – полосы, тычок, размывание пятна.

Наклеивание шаблонов, дорисовка.

Предложить ребёнку две техники изо -деятельности. Познакомить с композиционным расположением на листе бумаги. Определение цвета для фона, смешивание цветов.

Гуашь, разведённая в тарелочках, ватман А3. образец аппликации, клей, салфетка, шаблоны рыб с деталями, фломастеры.

4. Тестопластика


Булочная.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика.

Разминание теста, выполнение заданий за педагогом, выполнение задания самостоятельно без помощи педагога. Репродуктивный метод.

Развивать умения работать с пластичным материалом, мять, раскатывать, катать колобок, колбаску, делать по шаблону фигурки.

Мука, соль, вода – солёное тесто. Доска для лепки, стеки, салфетки влажные, скалка детская, фигурки для шаблонов.


Тарелочка для изделий.

5 Пластилинография Гусеница

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика.

Разминание пластилина.

Закрепление полученных навыков на предыдущем занятии.

Репродуктивный метод.

Продолжать знакомить детей с пластичными материалами, учить отщипывать пластилин, разминать пальцами, размазывать по поверхности шаблона.

Пластилин, доска для лепки, стека, шаблон гусеницы, салфетка мокрая, вода. Игрушка гусеницы.

6. Рисование по точкам карандашами

Природа.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика.

Внимательное выполнение инструкций педагога.

Учить рисовать предметы по точкам.

Составление композиционного расположения предметов картины. Рисование по точкам деревьев, самостоятельная дорисовка веток.

Карандаши, лист бумаги, краски.

7. Монотопия и кляксография.

Бабочка.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Игра «На что похоже?»

Познакомить с техникой монотопия и кляксография. Развитие фантазии и творческого воображения.

Ватман, вода, кисть. Краски.

8. Аппликация Гуси лебеди.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Закрепление героев сказки. Обыгрывание на листе бумаги

Учить композиционно выкладывать детали шаблонов, наклеивать, рвать бумагу на длинные ленточки для имитации реки.

Цветная бумага, шаблоны героев сказки, клей, ватман, восковые карандаши.

9. рисование по замыслу. Человек.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Части тела человека, демонстрационный материал.

Закрепить с детьми части тела человека.

Ватман, карандаш простой, восковые карандаши, образец.

10. рисование по замыслу. Животное.

Диагностика полученных знаний.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Демонстрационный материал. Игра Где живёт?

Выявить знание детей животных, их части тела, форму, строение.

Ватман, карандаш простой, восковые карандаши, образец

Тематический план программы.

8-10 лет.

Название         

        

Задания. Упражнения

методы        

Цель

Оборудование

Диагностика №1

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика.

Диагностический материал.

Выявить навыки и умения детей по возрастной группе.

Стол, стул, бумага А3, А4, шаблоны геометрических фигур, гуашь, краски, карандаши, материал для пальчиковой гимнастики, игрушка – гость

Аппликация. Волшебные цветы.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Игра На что похоже?

Учить вырезать детали листьев, рвать бумагу по контуру, наклеивать шаблоны.

Цветная бумага, шаблоны, ножница клей, ватман, восковые карандаши.

Рисование по точкам. Натюрморт.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Собери бусы.

Составим натюрморт.

Познакомить с жанром живописи натюрморт, учить составлять из предметов натюрморт.

Предметы натюрморта, карандаши простые, краски, восковые карандаши. Ватман, кисти, вода.

Рисование  по желанию ребёнка.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Игра мозаика.

Учить ребёнка самостоятельно выражать свои желания и перенос на лист бумаги свои фантазии.

карандаши простые, краски, восковые карандаши. Ватман, кисти, вода.

Пластилинография


Рыбка. (Бабочка)

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Соберём бусы.

Познакомить ребёнка с техникой пластилинография.

Пластилин, шаблон картинки на картоне, вода, салфетки.

Аппликация.


Пингвин на льдине.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Демонстрационный материал.

Учить композиционно располагать на листе.

Ножницы, шаблоны для наклеивания, клей, салфетки, тонированный лист бумаги.

Пластилинография.

Лягушка.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Познакомить ребёнка с техникой пластилинография. Продолжать работу с усложнением.

Пластилин, доска для лепки шаблон лягушки. Вода.

Рисование по замыслу.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика

Учить ребёнка самостоятельно выражать свои желания и перенос на лист бумаги свои фантазии.

карандаши простые, краски, восковые карандаши. Ватман, кисти, вода.

Пластилинография.

Зайка.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика шишкой.

Игра собери зайку – мозаика.

Продолжать знакомить ребёнка с техникой пластилинография.

Усложнение с применением бисера..

Пластилин, доска для лепки шаблон зайца.  Вода. Бисер.

Рисование по замыслу.

Диагностика.

Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика. Дид/ игра

Любимые сказки

Самостоятельно выбрать тему рисования.

Краски, кисти, салфетки, восковые карандаши, фломастеры.

Список литературы.

  1. Арнаутова Е.П.. Педагог и семья. – М.: Изд.дом «Карапуз», 2001.-26
  2. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.4с.
  3. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с.
  4. . Кожохина С.К Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.
  5. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
  6. Казакова Р.Г.  Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
  7. Кожохина С.К Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности - 192 с. {Программа развития} ISBN 5-89144-221-3 ~92.03.22 019. М:ТЦСфера `02
  8. Казакова Т.М Рисуем натюрморт: Для детей 5-8 лет - 16 с. Растем и развиваемся. М:Карапуз `03
  9. Лыкова И.А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
  10. Перова О.Г. Читаем и рисуем. Библиотека  Резника И.Т.  Эксмо 2005 Книжная полка малыша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Конспект группового занятия по краткосрочной программе "Мультстудия "Радуга" для детей с ограниченными возможностями здоровья

Тема занятия 3:  Телевидение и мультипликационные фильмы.     Цель:  знакомство с  понятием телевидение, основными видами мультфильмов, функции профессий, задействованных...

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителей всегда расходятся), поэтому, прежде чем начать работу, н

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителе...