Опыт работы «Использование современных информационных технологий у детей ЗПР по формированию элементарных математических представлений»
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Смирнова Галина Алфеевна

Применение информационных компьютерных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx52.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Лесовичок» комбинированного вида

городского округа г. Буй

Опыт работы

«Использование современных информационных технологий у детей ЗПР по формированию элементарных математических представлений»

Подготовила учитель – дефектолог:

 Смирнова Г.А

Содержание:

  1. Введение

  1. Теоретическая часть:

II.1.  Актуальность формирования элементарных математических представлений у детей с ЗПР.

II.2. Основные нарушения и затруднения в процессе развития математических способностей.

III.3. Новизна и практическая значимость опыта.

  1. Практическая часть.

III.1.Цель.

III.2.Задачи.

III.3. Принципы.

III.4.Методы.

III.5. Дидактические требования.

III.6. Этапы работы.

III.7. Информационные технологии

III.8. Формы работы

III.9. Диагностика

  1. Вывод

Литература.

«Детей надо учить тому, что пригодится им,

когда они вырастут» (Восточная мудрость)

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Современный мир диктует нам свои правила. Если еще совсем недавно компьютер был предметом роскоши, то теперь он есть в каждой семье, а телефон имеет каждый дошкольник.      

      Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Сегодня без него не может обойтись ни одна отрасль жизнедеятельности человека. Компьютеры становятся неотъемлемой частью даже в дошкольных учреждениях. С внедрением ФГОС дошкольное образование вышло на первую ступень общего образования. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования.                                         Применение информационных компьютерных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. 

           В этом случае многочисленные исследования У.В. Ульенковой, С.Г.Шевченко, подтверждают оптимистическую идею о том, что ребенок с задержкой психического развития может овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно- развивающей помощи, и использовании специальных средств обучения. К ним относится использование информационных компьютерных игровых технологий. Компьютерные игры и желание в них играть у дошкольников используется в целях решения определенных образовательных задач. Например, в такой игре ребенок с ЗПР познает пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Все это позволяет развивать мышление и восприятие, внимание, память в процессе формирования элементарных математических представлений у детей. О потенциале использования таких игр в математическом обучении дошкольников с ЗПР писали такие исследователи, как П.Г. Тишин, И.В. Чумакова, С.Г. Шевченко.

        Информационные технологии в образовании – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники (компьютер, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера, фотоаппарат, проектор, DVD и CD и др.)  В учебном процессе для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

II.1 Актуальность проблемы

              Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Дошкольный возраст характеризуется рядом особенностей развития психических процессов и психологических свойств личности. Рассмотрим основные типологические признаки дошкольника с ЗПР.

Причинами возникновения ЗПР могут быть:

-органическая недостаточность нервной системы, как правило резидуального (остаточного) характера, из-за патологии беременности и родов;

-хроническое соматическое заболевание;

-конституциональный (наследственный) фактор;

-неблагоприятные условия воспитания (плохой уход, безнадзорность, ранняя депривация, и др.).

* Особенности внимания детей с ЗПР следующие: неустойчиво, наблюдаются периодические колебания и неравномерная работоспособность. Детям с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать свое внимание и удержать его на протяжении той или другой деятельности. 

* Особенности восприятия. У детей с ЗПР понижена скорость выполнения перцептивных операций. Им нужно много времени для приема и переработки информации, в особенности в сложных условиях: в частности, если то, что говорят ребенку (речевой раздражитель), одновременно имеет и эмоциональную, и смысловую значимость

* Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом у детей с ЗПР характеризуется более низким, по сравнению детьми с нормой, уровнем развития: ребенок с ЗПР не умеет обследовать предметы, не проявляет выраженной ориентировочной активности, долгое время прибегает к практическим методам ориентировки в свойствах предметов. В отличие от умственно отсталых дошкольников, дети с ЗПР не затрудняются в практическом различении свойств предметов, но их сенсорный опыт довольно долго не закрепляется и не вербализируется. Вследствие этого дети с ЗПР могут верно исполнить инструкцию, которая содержит словесное обозначение признаков («дай синий карандаш»), однако затрудняются самостоятельно назвать цвет нужного карандаша.

* Особенные трудности ребенок с ЗПР испытывает при изучении представлений о величине, не выделяет и не обозначает отдельные параметры величины (высота, ширина, толщина, длина), ребенок с ЗПР не умеет выделить ключевые структурные элементы предметов, мелкие детали, их пространственное соотношение. Похожие свойства предметов нередко воспринимаются как одинаковые. Из-за недостаточности интегральной деятельности мозга ребенок с ЗПР затрудняется в узнавании непривычно представленных изображений и предметов, ему сложно соединять в единый смысловой образ отдельные детали рисунка. 

* У ребенка с ЗПР ориентировка в направлениях пространства происходит на уровне практических действий.

* В отношении слухового восприятия грубых расстройств не отмечается. Ребенок с ЗПР может испытывать отдельные затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но как правило у него страдают фонематические процессы. У такого ребенка часто наблюдается неполноценность тонких форм слухового и зрительного восприятия.

* Особенности памяти. Память ребенка с ЗПР характеризуется особенностями, находящимися в определенной зависимости от нарушений восприятия и внимания. Отмечено, что у детей с ЗПР продуктивность непроизвольного запоминания значительно меньше, чем у их нормально развивающихся ровесников. 

* Явное отставание ребенка с ЗПР от его нормально развивающихся сверстников отмечается при анализе его мыслительных процессов. Отставание детей с ЗПР характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех ключевых мыслительных операций: анализа, абстракции, обобщения, переноса. Отставание детей с ЗПР в формировании мыслительной деятельности наблюдается уже на уровне наглядных форм мышления, когда появляются трудности в развитии сферы образов-представлений, то есть если наглядно-действенное мышление детей с ЗПР приближено к норме, то наглядно-образное ей уже не соответствует. 

* При задержке психического развития часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно бедный словарный запас. Выражаемые имеющимися в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. 

* Личностные особенности детей с задержкой психического развития, отмечается, проявление синдрома гиперактивности, импульсивности, а также увеличение уровня агрессии и тревоги. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности отмечается характерные для данных детей вялость и апатичность либо импульсивность, эмоциональную неустойчивость, слабость волевых процессов.

* Игровая деятельность многих детей с ЗПР характеризуется неумением (без помощи взрослых) развернуть в соответствии с замыслом совместную игру.

* Проблема воображения детей с задержкой психического развития является недостаточная выраженность в творческой деятельности позитивного мотивационно - потребностного компонента. Лишь у немногих дошкольников с ЗПР наблюдается интерес к творческим заданиям.

Особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

У большинства детей с ЗПР снижена познавательная активность в математике или выражена крайне слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одна из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР.   У детей возникают трудности в овладении мелкой моторикой, что негативно влияет на сенсомоторный интеллект и математическое развитие детей. Психолого-педагогические исследования (Ю.З. Гилбурх, Г.М. Капустина, Н.П. Локалова) свидетельствуют о том, что математика для детей ЗПР является наиболее трудным занятием. Эти трудности объясняются тем, что дети с задержкой психического здоровья обладают рядом нарушений интеллекта и как следствие испытывают целый ряд затруднений в процессе развития математических способностей.

II. 2. Основные нарушения:

  • Недостаточность тонкой моторики рук,
  • Нарушение артикуляционной и графомоторной координации (нарушение каллиграфии),
  • Зрительно-пространственные нарушения, нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановка их при чтении и написании, трудности ориентации на бумаге,
  • Нарушение звукобуквенного-анализа и звуковой структуры слов,
  • Трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса,
  • Нарушение зрительной, слуховой функции,
  • Трудности концентрации и распределение внимания, фрагментальность восприятия,
  • Неумение анализировать и обобщать материал,
  • Неумение мыслить отвлечённо, абстрактными категориями.

Характерной особенностью детей ЗПР является слабость мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, умозаключения. Дети механически заучивают правила, приёмы вычисления без их понимания и применения на практике, отсутствие устойчивых навыков счёта, неумение решать задачи.

В настоящее время система образования, переживая период модернизации, ищет новые пути организации обучения, позволяющие вывести таких детей после короткого этапа обучения в коррекционной системе в массовую школу. Одной из выраженных современных тенденций является поиск путей сближения обучения детей с нормальным интеллектуальным развитием и задержкой психического развития с целью их своевременного включения в общие коллективы, внутри которых каждый ребенок сможет развиваться максимально естественно и  адекватно общему пути развития своих сверстников.

Применение в работе с детьми информационных технологий не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также  позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.  

II.3.Новизна   и практическая значимость

Новизна опыта работы заключается в разработке системы мероприятий, направленной на повышение уровня познавательной активности дошкольников с применением информационных технологий (фильмов, анимации, слайдов, презентаций, фотографий, звука) и компьютерных игр, которые в свою очередь направлены на развитие познавательной активности в процессе формирования элементарных и математических представлений.

Практической значимостью опыта работы является разработка системы познавательных мероприятий с применением информационных компьютерных технологий у детей ЗПР по формированию элементарных математических представлений, которая может быть практическим пособием в работе педагога.

  1. Практическая часть.

III.1. На основании выявленной проблемы развития по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР я поставила Цель:

Повышение уровня познавательной активности старших дошкольников с ЗПР по формированию элементарных математических представлений с использованием информационных компьютерных технологий.

III.2. Для достижения поставленной цели наметила следующие задачи:

  • Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  • Увеличение объема внимания и памяти.
  • Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  • Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
  • Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  • Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  • Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
  • Создать детям с ОВЗ одинаковые стартовые возможности для обучения в начальной школе.

Эти задачи решаю с помощью компьютера в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Новое задание не всегда даю детям в готовом виде, оно постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.   Подвожу детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они получают задание по компьютеру, отвечают, решают, перемещаются по комнате, работают с игрушками, тетрадями, картинками, мячами, мелкими игрушками и т.д. Вся система организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Большое внимание уделяю  развитию вариативному  мышлению и творческим способностям ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты на компьютере, а придумывают, угадывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности особенно у детей ЗПР.  Поэтому необходимым условием организации образовательной области с детьми ОВЗ является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.

Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим, темпом, особенно дети ЗПР.  Механизмом решения задачи разно уровневого обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка.

Известно, что в любом возрасте у каждого ребёнка существует круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга - дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще. Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе с взрослыми. Другими словами, завтра ребёнок  будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с воспитателем, с мамой, с бабушкой...

Поэтому работа с детьми в данном курсе при помощи информационных технологий ведётся на высоком уровне трудности (то есть в зоне их «ближайшего развития», или «максимума»): им предлагаю, наряду с заданиями, которые они могут выполнить самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решение их формирует у детей желание и умение преодолевать трудности. В итоге дети с ОВЗ  без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей.

Таким образом, основой организации работы с детьми ЗПР в данной работе является следующая система дидактических принципов:

III.3.Принципы;

  • психологической комфортности - создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса; обеспечивающая ребенку  положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
  • развития - ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя; 
  • взаимодействия -предполагающий совместную деятельность в системах: «ребенок- педагог», «родители- ребенок», «педагог- родители»;
  • деятельности - умение ставить цель и реализовывать ее, готовность к самостоятельному познанию; новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми
  • минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор,  и им систематически предоставляется возможность выбора;
  •  творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
  • непрерывности -  обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения;
  • природосообразности воспитания - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • здоровьесберегающий - (соблюдение  СанПин).

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения у детей ЗПР и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

III.4. Методы и приёмы    

                                                                                                                                                 В педагогический процесс включаю традиционные методы в интеграции с инновационными методами:

  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

игровая мотивация,

воображаемые ситуации,

проблемные ситуации,

сюрпризные моменты.

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные (задачи, рассказ, беседа);

наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

практические (упражнения, опыты, трудовые действия и д.р.);

репродуктивные и проблемно-поисковые;

коммуникативные;

информационно-коммуникационные;

  • методы организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей.

III.5. Дидактические требования

- четко определяю педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;
- уточняю, на каком этапе я могу применить мультимедийные средства; 
-  согласовываю выбранное средство с другими техническими средствами обучения;
- учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации; 
- анализирую и обсуждаю с детьми  главные вопросы изучаемого;

III.6. Этапы работы

изучение литературы по данной теме;
- создание условий:
   компьютер
мультимедиа проектор
   экран
- создание копилки мультимедийных презентаций по развитию элементарных математических  представлений
 группируются по разделам программы:

1. Количество и счет.

2. Величина.

3. Геометрические фигуры.

4. Ориентировка во времени.

5. Ориентировка в пространстве.

6. Логические задачи.

 - создание каталога обучающих и познавательных игр и фильмов.
-   разработка перспективного плана по РЭМП с тематическими подборками презентаций;  
- самостоятельная познавательная деятельность дошкольника;
- взаимодействие с педагогами;
- взаимодействие с родителями .

III.7. Информационные технологии:

- Использование мультимедийных презентаций

Использование МП позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения.                                                                                                                  

      Способствует усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.  При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.                      В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия с применением ИКТ: математику, путешествия по стране, городу, развитие речи, обучение грамоте, конструирование, рисование и др. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

- Обучающие и познавательные DVD-фильмы и мультфильмы

- Познавательные игры по РЭМП                                                                                       В компьютерной игре должно подразумеваться усложнение игровой задачи; опора на имеющийся опыт ребенка;

- Она должна быть направлена на обучение ребенка новым способам действий, вырабатывание представлений, обогащение творческого и познавательного опыта, формирование (коррекцию, совершенствование или закрепление) умений, операций, процессов, навыков;

- Она должна быть воспитывающей;

- Она должна иметь логическое завершение;

- Она должна включать различные приемы оценки верности ответов, доступные ребенку (рисунки и графические символы);

- Она должна содержать близкие опыту ребенка персонажи, сюжеты, задания, которые не провоцируют негативных эмоций, проявление агрессии, и т.п.;

Информация о правилах и ходе игры дается образно-символьном способом;

Изображения на экране должны быть достаточно крупными, без мелких деталей; темп движения элементов на экране - умеренный;

«Управление» клавиатурой, мышью должно основываться на доступных и освоенных ребенком умениях; учитывать уровень формирования моторики и координации.

- Электронные интерактивные плакаты

III.8. Формы работы

Взаимодействие с родителями:

  • Родительские собрания.
  • Проведение мастер-класса.
  • Индивидуальные беседы, консультации.
  • Домашние задания.
  • Вести с занятий.    
  • Конкурсы на лучшую тетрадь недели с выполненными домашними заданиями.
  • Оформление стендов, папок-передвижек  с рекомендациями.
  • Тематические выставки.

Взаимодействие с педагогами:

  • Консультации для воспитателей.
  • Выступления на городском методическом объединении логопедов и дефектологов:

      -  Семинар практикум 2014 год. На тему «Современные направления в коррекционной работе специалистов образовательных учреждений» Демонстрация интерактивного плаката по теме «Транспорт»

        -     Теоретический семинар 2016 год «Выступление, презентация «Использование современных интерактивных технологий в условиях системно-деятельного подхода в работе с детьми с ОВЗ.» 

  • Показательное занятие для учителей города по РЭМП «Полёт в космос» с использование компьютера.  
  • Показательное занятие на городском методическом объединении логопедов и дефектологов: «Фигуры и формы» с использованием компьютера.
  • Обобщение опыта на городском методическом объединении логопедов и дефектологов: «Использование современных информационных технологий у детей ЗПР по формированию элементарных математических представлений» Показ презентации, игр.
  • Мастер- класс для родителей группы ЗПР «Учимся, играя» «Использование современных компьютерных технологий для развития у детей логического мышления» 2017 год.
  • Размещение материала на сайте: МДОУ д/с №5.

III.9. Диагностика

- Критерии диагностики элементарных математических представлений у детей

Высокий уровень

У детей наличие познавательного интереса к математике;

Активность мыслительной деятельности, наличие навыков самоконтроля;

Умеют самостоятельно решать простые задачи;

Проявляют самостоятельность в процессе поиска ответов;

Сохраняют  работоспособность.

Средний уровень

У детей  интерес к данной деятельности и, желание искать способы решения задачи, но совместно с взрослым;  

Иногда испытывают  трудности в решении задачи, но не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к взрослому: задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца

Низкий уровень

Дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов;

Нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

- Результаты диагностики формирования элементарных математических представлений

Уровни

2015-2016 г.

2016-2017 г.

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

0%

25%

0%

84%

Средний

24%

71%

88%

16%

Низкий

76%

4%

12%

0%

Результат  освоения  программы Образовательная область «Познание»:
Развитие элементарных математических представлений

  • На начальном этапе обучения детей, в старшей группе, по формированию элементарных математических представлений высокий уровень отсутствует, средний уровень – 24%, преобладает низкий уровень – 76%.                                                                                                         К концу старшей группы наблюдается положительная динамика,  низкий уровень уменьшился до 4%. Средний уровень увеличился с 24% до 71%, т.е. почти в 3 раза,   появился высокий уровень-25%.
  • В подготовительной к школе группе к концу года низкий уровень отсутствует, средний уровень 16%, высокий уровень вырос, составляет 84%.

IV. Вывод:

Таким образом, прослеживается положительная динамика в формировании математических представлений у детей ЗПР. Что позволяет говорить о положительном влиянии  использование информационных компьютерных технологий. Систематическое использование подобных игр, заданий, упражнений  в урочной и внеурочной деятельности позволило сгладить некоторые особенности в развитие детей с ЗПР и способствовало успешной интеграции их в среду нормально развивающихся сверстников.

  • У детей сформировались:
  • Потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый, познавательный  характер.
  • Потребность в применениях умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  • У детей значительно увеличился объем  внимания и памяти.
  • У детей прослеживается  вариативность мышления, фантазия, творческие способности.
  • Дети научились аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий
  • Дети стали более внимательны и усидчивы, появилось умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Применение информационных технологий и применение компьютерных игр позволили более эффективно осуществить подготовку к школе.  По результатам выходящей диагностики у большинства выпускников уровень формирования математических потребностей приблизился к условно-возрастной норме.

Литература:

  1. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. / С.Г.Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2005.  - 96 с. 
  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. 2005.  - 104 с.
  3. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька. – Ч. 1, 2. – М. 2001.
  4. Данилова В.В.. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. М.: ИНФРА – М. 2002. – 154 с.
  5. Ерофеева Т.И.. Математика для дошкольников. М.: ИНФРА – М. 2002. – 154 с.
  6. Логинова В.И., П.Г. Саморукова. Дошкольная педагогика, ч.1. М.: ИНФРА –М. 2002. – 154 с.
  7. Сумина И. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов. // «Дошкольное воспитание» № 10, 1989 г. – с. 39-41.
  8. Сумина И. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. // Дошкольное воспитание № 1-5, 1998 г. – с. 51-52
  9. Сумина И. Ориентировка в пространстве. //Дошкольное воспитание № 8, 1998 г. – с.45-48
  10. Беженова М.А.. Веселая математика. М.: ИНФРА –М. 2004. – 104 с.
  11. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. М.: ИНФРА –М. 2000. – 94 с.
  12. Тарабарина Т.И., Н.В. Елкина. И учеба, и игра: математика. М.: ИНФРА –М. 2000. – 57 с.
  13. Белошистая. А.В.  Современные программы математического  образования дошкольников. М.: ИНФРА-М, 1999. – 234 с.
  14. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение 1990г. – 345 с.
  15. Альтхауз Д. , Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: Просвещение 1984 г. – 145 с.
  16. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1989 г. – 154 с.
  17. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Просвещение 1976г. – 234 с.
  18. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: Просвещение 1981г.- 143 с.
  19. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа М.: Педагогика 1982г. – 132 с.
  20. Ерофеева Т.И. и другие. Математика дня дошкольников. - М.: Просвещение 1992г.
  21. Психология и педагогика игры дошкольника /Под. ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П.  М. : Просвещение 1966г. стр. 216-220.
  22. 3вонкин А. Малыш и математика, непохожая на математику. Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.
  23. Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах. -  М.: Уч. Пед. Издат. 1964. – 123 с.
  24. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л. : 1990г. стр.24-37.
  25. Леушина А.М. Обучение счёту в детском саду. - М. : Учпедиз. 1961г.стр. 17-20.
  26. Монтессори М. Дом ребёнка. Изд. 4-е.-М. : Изд. «Задруга» 1920г. стр. 182-183.
  27. Морозова М. , Тихеева Е. Счёт в жизни маленьких детей. Изд. 2-е. - М.-Л. : Госиздат 1927г. стр.6-13, 66.
  28. Менчинская Н.А. Психология обучения арифметике. АПН РСФСР 1955г. -М. стр. 164-182.
  29. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.
  30. Носова Е.А. Предматематическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. - Л. : 1990г. стр.47-62.
  31. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л.: 1990г. стр.24-37.
  32. Непомнящая Н.Н. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики). - М. : Педагогика 1983г. стр. 7-15.
  33. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления - М.: МГУ, 1972г. стр.41-74.
  34. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Под ред. Венгер Л.А. - Киев: 1985г. стр. 39-42.
  35. Смоленцева А.А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.- М.: Просвещение 1987г. стр. 9-19.
  36. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М.: Просвещение 1980г. стр.37-40.
  37. Федлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение 1981г. стр. 28-32,
  38. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной не достаточностью. - СПб, 2003.

Электронные ресурсы:

  1. Игры «Уроки математики», «Первая математика», «Сложение и вычитание» https://yandex.ru/search/?text.
  2. Все игры
  3. http://vseigru.net/igry-matematicheskie.html 
  4. Играемся http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry/igra-vychitanie 
  5. Домашняя школа http://kid-mama.ru/category/igry-i-trenazhery/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (технологии «Ситуация»)....

Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий...

Семинар – практикум: «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных  технологий(игровой технологии и техн...

Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

В вдошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания,  памяти, воображения, речи. ...

Семинар-практикум для педагогов "Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников"

Цель: Развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (игровой технологии )....

Консультация для воспитателей «Использование ТРИЗ – технологии в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений»

ТРИЗ - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. В данной статье раскрываются методы и приемы использования ТРИЗ технологии. Приводится примерный перечень игр...

Описание опыта работы «Использование развивающих игр и упражнений на занятиях по формированию элементарных математических представлений с учётом индивидуальных особенностей ребенка»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта воспитанника играет математическое развитие. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,...