ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEAM ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проблема математического развития дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как развитие у детей логического мышления является необходимым условием умственного развития личности. Важность данной проблемы трудно переоценить, основы развития интеллекта ребенка именно в возрасте от 4 до 7 лет, формируют основную базу знаний для его успешного развития в дальнейшей учебной деятельности.
Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые могут при организации образовательного процесса обеспечить создание метапредметной среды, связанной с интеграцией разных образовательных областей. Одной из таких технологий является STEM – технология.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEAM ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема математического развития дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как развитие у детей логического мышления является необходимым условием умственного развития личности. Важность данной проблемы трудно переоценить, основы развития интеллекта ребенка именно в возрасте от 4 до 7 лет, формируют основную базу знаний для его успешного развития в дальнейшей учебной деятельности.
Математические способности оказывают прямое влияние на умственное развитие дошкольника, потому что ребенку гораздо больше приходится смотреть на окружающий мир «математическим взглядом», нежели взрослому человеку. Причина заключается в том, что за короткий период детскому мозгу необходимо разобраться с формами и размерами, геометрическими фигурами и пространственной ориентацией, уяснить их характеристики и отношения.
Математические способности у детей относят к категории врождённых талантов. Первые шаги к изучению математики малыши делают ещё в дошкольном возрасте. Математическое мышление тесно связано с творчеством, уровнем развития умственных способностей. Но не все дети с лёгкостью осваивают точную науку. Почему так происходит? И можно ли развить математические способности у ребёнка?
Неправильно думать, что детский ум ограничен и не способен понять математику. Как и любой другой природный дар, математические способности откроются только в результате правильного, системного развития. А значит, в обучении детей не то, что можно, очень важно с раннего дошкольного возраста уделять внимание развитию этих задатков.
Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые могут при организации образовательного процесса обеспечить создание метапредметной среды, связанной с интеграцией разных образовательных областей. Одной из таких технологий является STEM – технология.
СЛАЙД 2
Аббревиатура STEAM переводится как
S - естественные науки
Т - технология
Е - инженерное искусство
A – арт направление
М – математика
Данная дисциплина становится самым востребованным в современном мире. Поэтому сегодня STEAM -технология развивается, как один из основных трендов, сочетая в себе естественные науки с технологиями, инженерией и математикой. Как и в жизни, все предметы интегрированы и взаимосвязаны в единое целое — и в понимании этой самой гармоничной цельности и есть сила.
В основу Программы положены принципы развивающего обучения и научное
положение Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт»
за собой развитие.
СЛАЙД 3
STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. STEM образование состоит из шести модулей.
Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля».
Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Образовательный модуль «LEGO-конструирование».
Образовательный модуль «Математическое развитие».
Образовательный модуль «Робототехника».
Образовательный модуль «Мультстудия “Я творю мир”».
СЛАЙД 4
Образовательный модуль «Математическое развитие» - комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для формирования элементарных математических представлений у воспитанников данную технологию можно использовать при организации познавательно-исследовательской деятельности в таких видах системы работы дошкольного образовательного учреждения, как режимные моменты, организованная образовательная деятельность,(образовательные ситуации), развлечения.
СЛАЙД 5
Знакомство детей с основными областями математической действительности величиной и формой, пространственными и временными ориентировками, количеством и счетом происходит постепенно, поэтому структурно-образовательный модуль «Математическое развитие дошкольников» привязан к возрастным задачам освоения математической действительности и включает два блока: «Математическое развитие детей 3–5 лет» и «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста». Набор пособий в каждом блоке обусловлен возрастными задачами и спецификой математического развития.
В своей работе в математическом модуле STEM образования выделяются 5 направлений:
1 направление - Знакомство с геометрическими понятиями;
2 направление - Знакомство с величинами;
3 направление - Знакомство с числами в пределах 10 и 20;
4 направление - Знакомство со сложением и вычитанием.
5 направление – Развивающие игры
СЛАЙД 6
Целью данного модуля является комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет. Содержание модуля характеризуется комплексностью. В нем объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационный и раздаточный материал по разделам математики, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др. Кроме того, в модуле рекомендованы электронные приложения к детскому PlayPad, которые можно бесплатно скачать с портала «Элтилэнд». Высокую результативность в формировании начальных математических представлений и интеллектуальном развитии дошкольников показали следующие игры: кубики Никитина, игры-головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино», «Головоломка Пифагора», «Монгольская игра», игры с блоками Дьенеша, с палочками Кьизинера, различные развивающие, настольно-печатные игры, LEGO-конструктор, а также разнообразный игровой материал: кубики, шары, счётные палочки, мелкий счётный материал, пирамидки, вкладыши, матрёшки учат малышей решать предлагаемые в игре развивающие задачи через выполнение игровых действий.
Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер». В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Занимательные игры развивают у дошкольников большой интерес и позволяют соединить один из главных принципов обучения «от простого к сложному» с важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям».
Ведущая составляющая STEM обучения — это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.
Слайд 7
Различные дидактические наборы геометрических фигур «Сложи узор».
Данная игра направлена на развитие у детей знаний о геометрических формах, внимания, наглядно-действенного мышления, игровой деятельности. Ребёнок должен сначала произвести анализ представленного образца; отметить изменения; определить, какие фигуры ему взять; догадаться, как включить их в узор. Игра развивает у детей способность к анализу и синтезу. Можно использовать вариацию заданий в игре - срисовывание узоров. Это более сложный вид работы, развивающий графические навыки. Рисование узора требует больше времени, чем его складывание, поэтому количество заданий на срисовывание должно быть небольшим. Еще один вид работы наиболее насыщенный творческими элементами, это составление новых узоров. Этот узор должен быть красивым, симметричным, напоминающим своим видом какой-либо предмет. Наличие нескольких комплектов игры «Сложи узор» дает возможность организации соревновательной деятельности среди детей. Оптимальное количество участников: 3-5 человек.
СЛАЙД 8,9,10
Различные наборы кубиков «ПРОЗРАЧНЫЕ С ЦВЕТНОЙ ДИАГОНАЛЬЮ»; ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ «ДУГА, СЕКТОР», «ОКЕАН», «ЛЕС» и др.
Набор развивает пространственные ориентировки, способствует установлению связей между частью и целым. Предназначен для конструирования различных узоров и построек как в двухмерном, так и в трёхмерном пространстве благодаря различным вариантам окраски кубиков.
Описанные игры развивают различные познавательные процессы: внимание, зрительную память, пространственное воображение; стимулируют способность к комбинированию, предвидению результатов своих действий.
СЛАЙД 11
Развивающая игра «РАДУЖНАЯ ПАУТИНКА» со шнуровкой (круг, квадрат, треугольник).
Игра совмещает в себе рамки-вкладыши и шнуровку. Предназначена для освоения детьми сенсорных эталонов цвета, размера, формы и расположения в пространстве. Сравнивая и сортируя рамки-вкладыши, ребёнок осмысленно запоминает размер («больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький», «средний» и др.), получает представление о многообразии геометрических фигур, расположении фигур на плоскости и в пространстве, так как шнуровка предполагает создание модели в 3Dформате (башенка, которая держится на шнурке, связавшем все детали по одной стороне).
Шнуровка, обведение и штриховка фигур по контуру совершенствуют мелкую моторику и готовят руку ребёнка к письму. Использование нескольких планшетов с фигурками разных форм (треугольник, круг, квадрат) значительно расширяет возможности игры: способствует освоению пространственного расположения предметов относительно друг друга (большой синий квадрат расположен между средним красным кольцом и маленьким синим треугольником), развивает у детей умение классифицировать предметы по нескольким признакам (цвету, размеру, форме), выявлять закономерности и на этой основе достраивать сериационные ряды.
СЛАЙД 12 Набор Монтессори
СЛАЙД 13 Игры с Танграмм, колубмово яйцо и др.
СЛАЙД 14 Знакомство с величинами
Слайд 15 Палочки кюизинера
СЛАЙД 16 Весы, Объемные формы
СЛАЙД 17 Знакомство с числами 10-20.
(конфеты и кружки, рыбки и коробка соотнесение числа)
СЛАЙД 18 Знакомство со сложением и вычитанием. Наборы цифр и счётных палочек
СЛАЙД 19 Развивающие игры
Развивающие игры STEM образования математический модуль - это в первую очередь игры творческие. В работе с такими играми следует предоставлять детям больше самостоятельности. При выполнении заданий ребенок может допускать ошибки, поэтому лучше дать возможность отыскать их самостоятельно. При необходимости, воспитатель может помочь в исправлении ошибки. Начинать любую игру необходимо с посильных для ребенка задач.
Метапредметность в предметно-пространственной развивающей среде помогает создать целостную картину мира в сознании ребёнка. Технические макеты, конструкторы «Лего», деревянные конструкторы, флексагоны, агамографы, игрушки «STEAM» моделируют реальность, концентрируют внимание детей, включают их в продуктивную комбинированную практическую деятельность, включающую в себя исследовательскую работу, конструирование, математику и творчество
Далее СЛАЙД 20-26 развивающие в группе и продемонстрировать игры расположенные на столе
СЛАЙД 27 Модульный центр
СЛАЙД 28 Методичка
Чему и как учить сегодня, чтобы наши дети были успешными завтра – это главная идеология современного образования. Привить навыки самостоятельного обучения в течение всей жизни, научить взаимодействию на разных уровнях, развивать самостоятельное и критическое мышление – эти и многие другие принципы составляют стратегию развития современных образовательных технологий.
Слайд 29 Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад : Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. То...

Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Одна из важнейших задач познавательного развития ребёнка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые помогают легко осваивать новое....

: «Организация образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».
Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно...

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен года".
Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен г...
Консультация для воспитателей «Использование ТРИЗ – технологии в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений»
ТРИЗ - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. В данной статье раскрываются методы и приемы использования ТРИЗ технологии. Приводится примерный перечень игр...

«Использование ТРИЗ - технологии в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений»
Усвоение программного материала доступнее всего происходит в игре.Игры по технологии ТРИЗ, используемые в ДОУ, по формированию математических представлений, увлекают ребёнка в сказочный мир, развивая ...

Методическая разработка «Использование STEM – технологии в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ, студентам педагогических учебных заведений.В этой работе освещены вопросы использования образовательных модулей «...
