«Использование ТРИЗ - технологии в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений»
консультация по математике

Татьяна Александровна Ручина

Усвоение программного материала доступнее всего происходит в игре.

Игры по технологии ТРИЗ, используемые в ДОУ, по формированию математических представлений, увлекают ребёнка в сказочный мир, развивая мышление и математические способности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия г.Троицка»

«Использование ТРИЗ - технологии в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений»

                                                               

  Подготовила: воспитатель Ручина Т.А.

г. Москва г.о. Троицк

27.01.2022г.

Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ
‒ важное условие достижения нового качества дошкольного образования
в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Одна из основных задач дошкольного образования ‒ математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками
и словами.

Усвоение программного материала доступнее всего происходит в игре.

Игры по технологии ТРИЗ, используемые в ДОУ, по формированию математических представлений, увлекают ребёнка в сказочный мир, развивая мышление и математические способности.

Широко используются следующие игры:

  1. Игры на выявление надсистемных связей.
  2. «Где живёт?» (с 3-х лет).

В: В каких предметах нашей группы живёт прямоугольник?

Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке.

В: Где живёт цифра 3?

Д: В днях недели, в месяцах года.

В: Где живёт цифра 5?

Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада.

Игры на сравнение систем

Игра пространственная «Данетка»

(с игрушками, геометрическими формами)

Цель: обучение мыслительному действию.

Ход игры:

  1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами. На стол выставляется 5 (10, 20) игрушек.

В: Я загадала игрушку, а вы должны сказать ‒ это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).

  1. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки. Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

В: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

Д: Это справа (слева) от середины?

Затем дети делят лист по горизонтали:

Это ближе (дальше) от меня?

Это слева (справа) от телевизора?

Это в верхней половине? (нижней половине)

В средней группе используется большее количество картинок, игрушек, цифры.

Игры на определение линии развития объекта

«Чем был – чем стал» (с 4-х летнего возраста)

В: Было числом 4, а стало числом 5.

В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

Д: 4+1=5

В: Было число 5, а стало 3.

В: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?

Д: 5-2=3

«Раньше – позже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

В: Какая часть суток сейчас?

Д: День.

В: А что было раньше?

Д: Утро.

В: А раньше?

Д: Ночь.

В: А ещё раньше? При закреплении понятий «сегодня», «завтра», «вчера»…

В: Какой сегодня день недели?

Д: Вторник.

В: А какой день недели был вчера?

Д: Понедельник.

В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?

При ознакомлении с понятиями много-мало.

В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?

Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.

В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?

Д: Игрушек, овощей, в огороде…

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта

«Волшебный светофор»

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, жёлтый – систему, зелёный – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребёнком, а может убираться после показа.

В: Цифра 6. Поднимает жёлтый кружок.

Д: Эта цифра нужна, чтобы решать задачки, что-то сосчитать.

Воспитатель обобщает: Число 6 служит единицей измерения.

Воспитатель поднимает красный кружок.

Д: Число 6 живёт в математике среди других чисел. В задачках, в примерах.

Воспитатель обобщает: Число 6 действительно живёт в современной арифметике.

Воспитатель поднимает зелёный кружок.

Воспитатель просит изобразить каждого ребёнка свой пример или если это начало года, то разбирает примеры вместе с детьми: 1+1+1+1+1+1; 2+2+2; 3+3; 5+1; 10-4.

В: Это было раньше маленьким, а стало большим.

Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

В: Это было раньше большим, а стало маленьким.

Д: Конфета, когда её едят становится маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает – становиться всё меньше
и меньше.

Одной из разновидностей математических игр по технологии ТРИЗ являются развивающие игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, счётными палочками, кубиками и квадратами Никитина, различными головоломками.

Так, широко известные всем счётные палочки оказываются не только счётным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребёнка форме познакомить его с началами геометрии. Используя палочки как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и даёт им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между ними.

  • составить 2 равных треугольника из 5 палочек;
  • составить 3 равных треугольника из 7 палочек;
  • составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны
с незапамятных времён.
Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. В современной педагогике известны такие игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Сердечко» или «Листик». Все игры объединяет общность цели, способов действия
и результата.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм») на несколько частей. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует
о сформированности у ребёнка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.

На занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений можно использовать задачи ‒ шутки, загадки, которые способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

  • На столе 2 яблока и 3 груши. Сколько на столе овощей?
  • На платье у девочки 2 яблока и 2 вишни. 1 яблоко и 1 вишню съели. Сколько осталось?
  • На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3).
  • На одной ноге гусь весит 5 кг. Сколько будет весить гусь на двух ногах?
  • Также можно использовать приём дорисовывания. Дети должны дорисовать элемент фигуры или цифры. Затем можно спросить на что это похоже?
  • Ещё можно предложить детям нарисовать предмет, подрисовав
    к геометрической фигуре дополнительные детали. «Что бывает круглым, овальным, прямоугольным и т.д.»
  • Нарисовать из геометрических фигур девочку, зайца, робота и др.
  • Выложить с готовых геометрических форм – ёлочку, лису и др.

Итог:

Итак, сегодня я познакомила вас только с некоторыми тризовскими методами и приёмами. Очень хотелось бы, чтобы вы использовали в своей работе ТРИЗ-технологию, так как с её помощью можно проводить интеграцию различных образовательных областей. Для этого я приготовила вам набор игр на развитие творческого мышления.

В заключение, я предлагаю вам обыграть сказку:

«Теремок» (На закреплении геометрических фигур).

Правила игры: Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребёнок (или воспитатель) выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук ‒ тук. Кто в теремочке живёт?».

Ход игры:

Где-то в сказочном лесу,

Где нет тропок и дорог,

Где с цветочков пьют росу

И пчела, и мотылёк,

Там, под старою сосной

Теремочек небольшой…

В нём окошечки резные,

Ставни чудо ‒ расписные!

Комнатками полон дом

Не живёт никто лишь в нём…

Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живёт? Пустите меня к себе.

В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.

Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.

Д: Тук ‒ тук. Я круг. Пустите меня к себе.

В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).

Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.

Примечание: Игра может усложняться. Можно взять объекты разнообразных форм и детям придётся сказать ещё и о похожестях и различиях объектов.

В игре «Теремок» могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут «держать» объект в голове.

Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только фигурам или цифрам. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки ‒ подбирает соответствующие.

Сам «теремок», конечно же, условный. Это может быть просто угол
в комнате, а могут ‒ поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе. Тема: " Путешествие в Математическое Царство".

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия Задачи:Обучающие: Закреплять названия и свойства геометрических фигур. Продолжать учить определять мест...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием «ТРИЗ» технологии в подготовительной группе «Домовенок - Кузя»

Цель: закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.Задачи:Образовательные: совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Необыкновенное путешествие Колобка» (с использованием игровых технологий)

Цель. Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.  Продолжать закреплять: представление о числе 4; учить различать равенство по количест...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий  по теме «Щенячий патруль» для детей ст...

Доклад: Применение квест – технологий в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Если говорить о квесте, как о форме организации образовательного процесса в детском саду, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определе...

Консультация для воспитателей «Использование ТРИЗ – технологии в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений»

ТРИЗ - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. В данной статье раскрываются методы и приемы использования ТРИЗ технологии. Приводится примерный перечень игр...