Долгосрочный проект «Веселые пальчики» на развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

Актуальность проекта:

Игры с прищепками, шнуровкой  идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что ребенок пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.

Эффективное развитие ребенка зависит от развития мелких движений пальцев рук.

Мелкая ручная моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией.

Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка, обычный шнурок.  Прищепками, как и шнуровкой  можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу.

Использование прищепок, так же как и шнуровки  – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению ученых-исследователей «можно рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью. Чтобы довести начатое дело до конца, получить положительные эмоции от процесса действия, нужны точные и скоординированные мелкие движения пальцев рук. Ну и, конечно же, все отлично знают о том, что уровень развития мелкой моторики, в определенной мере, является показателем динамики в развитии речи. Следовательно, не остается сомнений, что развивать движения кистей и пальцев рук нужно с самого раннего детства.

Исходя из этой проблемы, мной, как педагогом-психологом разработан долгосрочный проект на развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками, шнуровкой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_veselye_palchiki.docx258.21 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект

«Веселые пальчики»

на развитие мелкой моторики рук

детей раннего и младшего дошкольного возраста

Разработала: педагог-психолог

Лобова О.И.

г. Калининград

Актуальность проекта:

Игры с прищепками, шнуровкой  идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что ребенок пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.

Эффективное развитие ребенка зависит от развития мелких движений пальцев рук.

Мелкая ручная моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией.

Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка, обычный шнурок.  Прищепками, как и шнуровкой  можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу.

Использование прищепок, так же как и шнуровки  – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению ученых-исследователей «можно рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью. Чтобы довести начатое дело до конца, получить положительные эмоции от процесса действия, нужны точные и скоординированные мелкие движения пальцев рук. Ну и, конечно же, все отлично знают о том, что уровень развития мелкой моторики, в определенной мере, является показателем динамики в развитии речи. Следовательно, не остается сомнений, что развивать движения кистей и пальцев рук нужно с самого раннего детства.

Исходя из этой проблемы, мной, как педагогом-психологом разработан долгосрочный проект на развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками, шнуровкой.

Цель: развивать мелкую моторику рук детей через игровую деятельность с прищепками, шнуровкой.

Задачи:

  • научить детей ритмично открывать и закрывать прищепку,
  • научить держать и использовать шнурок,
  • учить детей делать самомассаж пальцев с использованием прищепок (пальчиковая гимнастика),
  • научить детей прикреплять прищепки к предлагаемым предметам,
  • развивать творческие способности,
  • развивать речь, проговаривая потешки,
  • развивать  координацию и силу пальцев рук.

Участники проекта: воспитанники первых и вторых младших групп, их родители, воспитатели, педагог-психолог Лобова О.И.

Сроки проведения проекта: апрель -  июнь

В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться: чтение стихов, потешек для игр с прищепками и шнуровкой; развивающие игры, как с прищепками, так и со шнуровкой; пальчиковая гимнастика. Родителям будут предложены консультации по вопросам развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками, шнуровкой. Будут даны рекомендации и советы по проведению игр в домашних условиях, в целях развития мелкой моторики рук.

Этапы реализации проекта:

1-й этап «Подготовительный»

  • определение цели, задач, содержания и прогнозирование результата проекта,
  • подбор и изучение необходимой литературы,
  • составление плана работы и подбор методик,
  • предоставление родителям наглядной информации: «Играем с прищепками, шнуровкой дома»,
  • подготовка игротек (с прищепками, шнуровкой, липучками),
  • подготовка игротеки «Пальчиковая гимнастика»,
  • подбор материала («орудия») для реализации проекта.

2-й этап «Основной»

Реализация проекта.

Игры с прищепками (по методике Г.Р. Кандибура «Азбука успеха»):

  1. «Забавные ежики»
  2. «Разноцветные ромашки»
  3. «Подбери цвет»
  4.  «Чередовашки»
  5. «Волк»
  6. «Бусы»
  7. «Веселые фигурки»
  8. «Веселый огород»
  9. «Солнышко»
  10. «Щип-щип»
  11. «Рыбки»

13 «Крокодильчики»

14 «Соберем сверчков»

15 «Разноцветные жучки»

16 «Чего не хватает?»

17 «Длинная змейка»

18 «Сложи животное»

19 «Поедим?»

20 «По следам»

21 «Веселый паровозик»

Игры со шнуровкой, липучками (по методике Г.Р. Кандибура «Азбука успеха»):

  1. «Мама и детеныши»
  2. «Разложи-ка!»
  3.  «Узнали – нанизали!»
  4. «Подбираем по признаку»
  5. «»Мой дом»
  6. «Гусеничка завтракает»
  7. «Учим цвета»
  8. «Цвета радуги»
  9. «Медвежонок»
  10.  «Собираем рюкзачок»
  11. «На свое место»
  12. «Над, под, перед..»
  13. «Одень малышку»
  14. «Ежик в лесу»
  15. «Ориентируемся в пространстве»
  16.  «Вжик – вжик – собираем яблочки»
  17.  «Погода и природа»
  18. «Погодные явления»
  19.  «Перепутаница»

Пальчиковая диалоговая гимнастика (см. Приложение)

Упражнения для пальчиков: диалоги

Более сложные упражнения пальчиковой гимнастики – это диалоги, в которых требуется одновременно, и говорить и действовать.

Для таких упражнений пальчиковой гимнастики используются стихи с диалогами и короткие рассказы с диалогами.

Игры проводится 2-3 раза, чтобы ребенок запомнил движения и стихотворение.

3-й этап «Заключительный»

Оценка результата проекта.

Презентация проекта.

Роль родителей в реализации проекта: привлечь родителей к участию в проекте

« Веселые пальчики» через совместные игры с детьми в дома.

Предполагаемый результат:  использование игр с прищепками, со шнуровкой, липучками разовьет координацию и силу пальцев рук детей, дети научатся выполнять новые движения, что способствует развитию мелкой моторики; активизируется речевой аппарат, пополнится словарный запас. Действия рук станут, скоординированы и точны, а значит, будет динамика развития речи.

Приложение

Диалоги для пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр.Диалоги для пальчиковой гимнастикиДиалоги для пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр.

Диалоги для пальчиковой гимнастикиДиалоги для пальчиковой гимнастикиДиалоги для пальчиковой гимнастикиДиалоги для пальчиковой гимнастики

Консультация для родителей

«Игры с прищепками»

Уважаемые родители!

Ребенок живет в игре. Играя, он познает мир, общается с ним, запоминает правила поведения… Важно обеспечить для малыша беспрерывную череду увлекательных занятий и игр, чтобы его активность не замедлялась ни на мгновение. Как же быть, если игрушки уже надоели?

Прищепки – замечательное средство для развития мелкой моторики ребенка.

Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие из вас знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.

Существует великое множество прекрасных игр с прищепками, которые увлекут вашего малыша надолго. Одна из самых любимых — создавать разные фигурки из шаблонов при помощи прищепок.

Вырежьте из плотной бумаги или картона шаблоны солнышка, рыбки, курицы, ежика, колобка ит. п. Научите ребенка прикреплять прищепки к шаблонам, чтобы дополнить картинку (например, сделать лучики у солнышка, хвост курице или колючки у ежика).

Сначала малышу будет трудно прикреплять прищепки, но он с удовольствием будет снимать их. Со временем его пальчики окрепнут, и он полностью включится в эту игру.

Подбирайте специальные прищепки для детей: не тугие и ярких цветов.

Также играя с прищепками, можно заучивать различные стихотворения, тем самым развивая память ребенка. Играть в игры с прищепками очень увлекательно и весело!

Нанизывание прищепок.

Если у вас дома имеется много разноцветных прищепок, для интересных игр и занятий этого вполне достаточно. Возьмите на заметку несколько идей, как развлечь ребенка, имея только веревку и прищепки.

Нанизывайте прищепки разных цветов на веревочку. 

Чередуйте цвета, создавайте цветовые картинки. Нанизанные прищепки можно использовать в качестве счетов.

Попросите малыша сделать бусы для мамы. Дайте ему веревку – пусть нанизывает прищепки, чередуя их по цветам. Это – одна из лучших пальчиковых игр с прищепками. Готовые бусы можно украсить ленточками или бантиками.

Подвижные и веселые игры.

Прищепки хороши и для забавных подвижных игр. Например, поиграйте в игру «Найди прищепку». Прикрепите на своей одежде несколько прищепок, а ваш малыш должен отыскать и снять их за определенное время.

Если в семье два ребенка, устройте «прищепочное состязание»: "Кто больше прикрепит прищепок?"

Если в доме много детишек, развлеките их игрой в салочки с использованием прищепок. Прикрепите каждому ребенку веревочный хвостик, на него прицепите прищепку.

Задача участников: собрать как можно больше прищепок со всех участников. Выигрывает тот, у кого окажется наибольшее количество прищепок.

Игра "Развесь одежду" тоже поможет детям в развитии мелкой моторики рук.

Нужно помнить, уважаемые родители, что развитие мелкой моторики рук очень важный процесс, который не нужно оставлять без внимания.

Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш!

С уважением, педагог-психолог Лобова Оксана Игоревна.

СТИХИ для  игр с прищепками

Зайчик

Мёрзнет зайка на опушке,

Спрятал лапки, спрятал ушки.

Зайка, зайка, не дрожи,

Лапки, ушки покажи.

 

Ёжик

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.

 

Солнышко

Солнышко утром рано встаёт.

Лучики тянет –тепло нам даёт.

 

 

Птичка

Клювик, крылышки и хвостик –

Прилетела птичка в гости.

 

Жучок

Очень наш жучок устал-

Бегал по дорожке.

Ночью спал, а утром встал,

Показал нам ножки.

 

Бабочка

Тельце, крылышки, усы –

Вот и бабочка, смотри!

             Ель

Ёлочка наша вдруг загрустила,

Лапы еловые вниз отпустила.

 

        Овощи (морковь, свекла, репа)

Урожай мы убирали

И ботву всю оборвали.

Мы листочки прикрепляем –

овощи узнаем.

 

          Тучка и дождь

Тучка по небу гуляла-

Все дождинки растеряла.

 

Рыбка

Рыбка, рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки?

Без хвоста и плавников не бывает рыбки.

 

Цветок

Лепесточки и листок –

Распустился наш цветок.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Наши пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

игра «Найди сюрприз».Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.Воспитатель собирает детей около себя:-Дети, посмотрите. что - это стоит на столе?На столе ...

Проект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Послушные пальчики»

Татьяна СаенкоПроект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Послушные пальчики»"Источник способностей дарования детейнаходится на кончиках па...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

Развития мелкой моторики детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии

Статья посвящена вопросу развития мелкой моторики детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии. Проблема развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста вс...

Мастер-класс для родителей ДОУ «Говорящие пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Познакомить родителей ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»....

Кружок по развитию мелкой моторики рук с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР «Ловкие пальчики»

Развитие и укрепление мелкой и общей  моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)....

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе

Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...