Экспериментальная деятельность.Путешествие по пустыне Сахара»(индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ)
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике на тему
В материале представлена технологическая карта индивидуальной экспериментальной деятельности с ребёнком с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog.karta_eksperiment.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение экспериментальной деятельности индивидуально с ребёнком с ОВЗ
(образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)
Тема: «экспериментирование с песком»
(Экспериментальная деятельность, сухой и мокрый песок)
Программное содержание: уточнить и расширить представления ребёнка о свойствах сухого и мокрого песка, развивать слуховое, зрительное и тактильное восприятие,
Оборудование: песочница, совок, прозрачные стаканчики, контейнеры, формочки для песка, насос, лейка с водой, тёртый мел, увеличительное стекло, шарики для настольного тенниса, игрушка домик, камни, карандаш, бумажная трубочка
Музыкальное сопровождение : Mari Popurri – музыка песков и пустынь.
Предварительная работа: не проводится.
Проводит: Иванова Е.В. (учитель-дефектолог)
Технологическая карта
организации экспериментальной деятельности (индивидуально с ребёнком с ОВЗ)
Этапы экспериментальной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность ребёнка |
Первый этап: Подготовительный | ||
Организационный момент | Педагог говорит ребёнку, что на улице холодно и спрашивает, есть ли на Земле место, где всегда жарко. | Ребёнок отвечает |
Погружение в игру | Приглашает отправиться в сказочное путешествие в пустыню. Пока ребёнок слушает музыку. Взрослый ставит на стол необходимое оборудование. | Ребёнок закрывает глаза и представляет, что переносится в пустыню |
Активизация внимания к деятельности | Педагог: - Посмотри, как много вокруг песка. | Ребёнок рассматривает (трогает) предметы, лежащие перед ним |
Второй этап: Основной | ||
Рассматривание песчинок через лупу | С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок. Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? | Ребёнок отвечает. Песок состоит из зернышек-песчинок. Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка) |
Наблюдение за свойством сыпучести песка | Педагог:- Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Вместе делают вывод, что песок сыпучий. | Ребёнок отвечает. |
Определение свойств мокрого песка | Педагог:- А что будет, если добавить в песок воды? Он тоже будет сыпучим? Что можно сделать из мокрого песка. А если куличики «высохнут», каким станет песок | Ребёнок отвечает, что песок станет мокрым и не будет сыпаться. Взрослый помогает сформулировать, что песчинки какбуд-то взялись за руки. А если песок высохнет, он снова станет сыпучим. |
Определение, можно ли играть с песком в ветреную погоду | Педагог: - Можно ли играть с песком в ветреную погоду. Давайте проверим. Педагог :-Что нужно сделать с песком, чтобы он не разлетался. Давайте попробуем. | Ребёнок дует на кучку песка насосом Ответ: Намочить |
Определение, можно ли «покрасить песок» | Можно ли песок выкрасить в какой-нибудь цвет? Для этого эксперимента потребуется мокрый песок и тёртый мел. Немного песка кладём в миску, трём на тёрке мел одного цвета и перемешиваем.Что происходит? | Ребёнок смешивает песок с мелом, делает вывод– песок становится цветом мелка. |
Опыт «Своды и тоннели» | Педагог:- как ты думаешь, если песок вдруг засыплет пустынных насекомых, что с ними будет? Проверим: берём трубочку из бумаги. (Трубочка такая же «хрупкая», как насекомые). Вставляем в трубочку карандаш и кладём. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и смотрим, что получилось. | Ребёнок:- трубочка осталась не смятой. Вывод: песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми |
Сравнение песка и воды | Педагог:- Как ты думаешь, похожи ли песок и вода, есть ли у них что-то общее? У воды есть такое свойство: тяжелые предметы в ней тонут, а лёгкие всплывают. В ящик насыпан песок. На его поверхности стоит игрушечный домик и камни, а на дне ящика лежат шарики для настольного тенниса. Взрослый слегка встряхивает ящик, заставляя его вибрировать. Возникают странные явления: лежащие на поверхности тяжелые предметы быстро «утопают» в песке. На смену им из песка, как пробки, выскакивают легкие предметы. Это свойство песка давно известно строителям, они знают, что строить на песке нужно очень осторожно. | Ребёнок выполняет действия, следуя инструкции педагога Песок ведет себя, как вода: тяжелые предметы «утопают», легкие «всплывают». |
«Сажаем дерево» в мокрый и сухой песок | Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с сухим и мокрым песком. Представим, что мы сажаем маленькое деревце В какой песок она легче входит — в сухой или мокрый? Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. | Ребёнок выполняет действия, следуя инструкции педагога Во влажную землю легче сажать |
Третий этап: Заключительный | ||
Выход из игры | Педагог снова предлагает ребёнку переместиться обратно из игры в детский сад, включает музыку. | Ребёнок закрывает глаза , слушает музыку, под звуки которой переносится обратно из пустыни |
Рефлексия | Педагог вместе с ребёнком обобщает свойства песка, которые наблюдали в процессе эксперимента | Ребёнок вместе с педагогом обобщает свойства песка, которые наблюдали в процессе эксперимента |
Используемая литература и источники:
1. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
2.Арт-терапия. Хрестоматия/ под общей редакцией А.И. Копытина.СПб.,2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Путешествие в страну "Знайка"
Это занятие по экспериментированию, где дети узнают свойства резины. В гости к детям приходит Пятачок и они вместе отправляются путешествовать в страну "Знайка"....
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Зазеркалье" (подготовительная группа)
Программное содержание: Образовательная область «Познание» 1. Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета; 2. Развивать умение наблюдать, анализи...
Конспект НООД по опытническо экспериментальной деятельности "Путешествие в Мыляндию"
В конспекте продуманы цель, задачи, методические риемы и ход проведения....
Конспект НОД с элементами экспериментальной деятельности "Путешествие в космос"
Занятие предпологает вертуальное путешествие, во время которого дети закрепляют знания о космосе, узнаю новое, выполняют элементарные опыты. ...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в страну красок"
Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представлю конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в страну красок», за основу которого я взяла сказку с сайта моей коллеги: http://ped-kopi...
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» младшая группа
Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Рассказать о значении воды в жизни человека.Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей....
Конспект открытой организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки»
Программное содержание:Знакомить детей со свойствами воды.Рассказать о значении воды в жизни человека.Развивать речь, мышление и любознательность детей.Развивать умение давать полные ответы на вопросы...