Экспериментальная деятельность.Путешествие по пустыне Сахара»(индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ)
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике на тему

Иванова Елена Владимировна

В материале представлена технологическая карта индивидуальной экспериментальной деятельности с ребёнком с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog.karta_eksperiment.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение экспериментальной деятельности индивидуально с ребёнком с ОВЗ

(образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)

Тема: «экспериментирование с песком»

(Экспериментальная деятельность, сухой и мокрый песок)

Программное содержание: уточнить и расширить представления ребёнка о свойствах сухого и мокрого песка,  развивать слуховое, зрительное и тактильное восприятие,

Оборудование: песочница, совок, прозрачные стаканчики, контейнеры, формочки для песка, насос, лейка с водой, тёртый мел, увеличительное стекло, шарики для настольного тенниса, игрушка домик, камни, карандаш, бумажная трубочка

Музыкальное сопровождение : Mari Popurri – музыка песков и пустынь.

Предварительная работа: не проводится.

Проводит: Иванова Е.В. (учитель-дефектолог)

Технологическая карта

организации экспериментальной деятельности (индивидуально с ребёнком с ОВЗ)

Этапы экспериментальной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Первый этап: Подготовительный

Организационный момент

Педагог говорит ребёнку, что на улице холодно и спрашивает, есть ли на Земле место, где всегда жарко.

Ребёнок отвечает

Погружение в игру

Приглашает отправиться в сказочное путешествие в пустыню. Пока ребёнок слушает музыку. Взрослый ставит на стол необходимое оборудование.

Ребёнок закрывает глаза и представляет, что переносится в пустыню

Активизация внимания

к деятельности

Педагог: - Посмотри, как много вокруг песка.

Ребёнок рассматривает (трогает) предметы, лежащие перед ним

Второй этап: Основной

Рассматривание песчинок через лупу

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок. Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются?

Ребёнок отвечает. Песок состоит из зернышек-песчинок.

Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка)

Наблюдение за свойством сыпучести песка

Педагог:- Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок?

Вместе делают вывод, что песок сыпучий.

Ребёнок отвечает.

Определение свойств мокрого песка

Педагог:- А что будет, если добавить в песок воды? Он тоже будет сыпучим?

Что можно сделать из мокрого песка. А если куличики «высохнут», каким станет песок

Ребёнок отвечает, что песок станет мокрым и не будет сыпаться. Взрослый помогает сформулировать, что песчинки какбуд-то взялись за руки. А если песок высохнет, он снова станет сыпучим.

Определение, можно ли играть с песком в ветреную погоду

Педагог: - Можно ли играть с песком в ветреную погоду. Давайте проверим.

Педагог :-Что нужно сделать с песком, чтобы он не разлетался.

Давайте попробуем.

Ребёнок дует на кучку песка насосом

Ответ: Намочить

Определение, можно ли «покрасить песок»

Можно ли песок выкрасить в какой-нибудь цвет? Для этого эксперимента потребуется мокрый песок и тёртый мел. Немного песка кладём в миску, трём на тёрке мел одного цвета и перемешиваем.Что происходит?

Ребёнок смешивает песок с мелом, делает вывод– песок становится цветом мелка.

Опыт «Своды и тоннели»

Педагог:- как ты думаешь, если песок вдруг засыплет пустынных насекомых, что с ними будет? Проверим: берём трубочку из бумаги. (Трубочка такая же «хрупкая», как насекомые). Вставляем в трубочку карандаш и кладём. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и смотрим, что получилось.

Ребёнок:- трубочка

осталась не смятой. Вывод: песчинки образуют предохранительные своды, поэтому

насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми

Сравнение песка и воды

Педагог:- Как ты думаешь, похожи ли песок и вода, есть ли у них что-то общее? У воды есть такое свойство: тяжелые предметы в ней тонут, а лёгкие всплывают. В ящик насыпан песок. На его поверхности стоит игрушечный домик и камни, а на дне ящика лежат шарики для настольного тенниса. Взрослый слегка встряхивает  ящик, заставляя его вибрировать. Возникают странные явления: лежащие на поверхности тяжелые предметы быстро «утопают» в песке. На смену им из песка, как пробки, выскакивают легкие предметы. Это свойство песка давно известно строителям, они знают, что строить на песке нужно очень осторожно.

Ребёнок выполняет действия, следуя инструкции педагога

Песок ведет себя, как вода: тяжелые предметы «утопают», легкие «всплывают».

«Сажаем дерево» в мокрый и сухой песок

Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с сухим и мокрым песком. Представим, что мы сажаем маленькое деревце В какой песок она легче входит — в сухой или мокрый? Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая.

Ребёнок выполняет действия, следуя инструкции педагога

Во влажную землю легче сажать

Третий этап: Заключительный

Выход из игры

Педагог снова предлагает ребёнку переместиться обратно из игры в детский сад, включает музыку.

Ребёнок закрывает глаза , слушает музыку, под звуки которой переносится обратно из пустыни

Рефлексия

Педагог вместе с ребёнком обобщает свойства песка, которые наблюдали в процессе эксперимента

Ребёнок  вместе с педагогом обобщает свойства песка, которые наблюдали в процессе эксперимента

Используемая литература и источники:

1. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

2.Арт-терапия. Хрестоматия/ под общей редакцией А.И. Копытина.СПб.,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Путешествие в страну "Знайка"

Это занятие по экспериментированию, где дети узнают свойства резины. В гости к детям приходит Пятачок и они вместе отправляются путешествовать в страну "Знайка"....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в Зазеркалье" (подготовительная группа)

Программное содержание: Образовательная область «Познание» 1. Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета; 2. Развивать умение наблюдать, анализи...

Конспект НООД по опытническо экспериментальной деятельности "Путешествие в Мыляндию"

В конспекте продуманы цель, задачи, методические риемы и ход проведения....

Конспект НОД с элементами экспериментальной деятельности "Путешествие в космос"

Занятие предпологает вертуальное путешествие,  во время которого дети закрепляют знания о космосе,  узнаю новое, выполняют элементарные опыты. ...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие в страну красок"

Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представлю конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в страну красок», за основу которого я взяла сказку с сайта моей коллеги: http://ped-kopi...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» младшая группа

Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Рассказать о значении воды в жизни человека.Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей....

Конспект открытой организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки»

Программное содержание:Знакомить детей со свойствами воды.Рассказать о значении воды в жизни человека.Развивать речь, мышление и любознательность детей.Развивать умение давать полные ответы на вопросы...