Схема психологической характеристики ребенка дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике на тему

Галкина Наталия Борисовна

Схема  психологической  характеристики ребенка дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 15_shema_psiholog_harakteristiki_reb.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Схема  психологической  характеристики

ребенка дошкольного возраста

I. Общие  сведения  о  ребенке:

  • Фамилия, имя, дата  рождения
  • Общее физическое  развитие
  • Состояние  здоровья
  • Состав  семьи.
  • Длительность  посещения  детского  сада

II.Особенности  личностного  развития:

1.Самосознание:

  • как  осознает  свои физические  возможности, умения, способности, интересы, склонности, психические  процессы;
  • как  осознает  себя  во  времени, может  ли  дать  отчет  о  том, что  делает  в  данный  момент, что  делал  недавно, что  собирается  делать ? Мечтает  ли  о  будущем?
  • как  осознает  свою  половую  принадлежность  и  половую  принадлежность  других  людей;
  • как  относится  к  самому  себе,  чем  гордится, осознает  ли  собственные  переживания (весело, грустно и т.д.)
  • какие  цели  ставит  перед  собой  и  учитывает  ли  при  их  постановке  свои  реальные  возможности;
  • насколько  значимо  для ребенка  общественное  мнение;
  • насколько  объективно оценивает  себя  и  результаты  своей  деятельности,  каковы  критерии  самооценки;
  • умеет  ли  контролировать  свою  деятельность, как  и  в  каких  ситуациях,  зависит  ли  проявление  самоконтроля  от  присутствия  взрослого  и  коллективной  организации  деятельности, какие  виды  самоконтроля использует ( «пооперационный», результативный, предвосхищяющий).

2.Нравственное  развитие:

  • какие  нравственные  нормы  и  качества  осознает, какие  из  них  считает  наиболее  важными;
  • какие качества  оценивает  положительно,  а  какие  отрицательно;
  • беседует  ли  со  взрослыми  или  сверстниками  на  нравственные  темы, какие  этические  проблемы  обсуждает;
  • относит  ли  нравственные  нормы  и  правила  к  собственному  поведению, следует  ли  знакомым  нормам  в  собственной  деятельности  и  поведении;
  • контролирует  ли  поведение  других  детей  на  основе  нравственных  норм  и  правил, обращается  ли  с  жалобами  - заявлениями  ко  взрослому;
  • каковы  мотивы  выполнения  нравственных  норм (ради  самой  нормы, чтобы  заслужить  поощрение, избежать  наказания, добиться  выгоды  для  себя и  пр.)
  • в  каких  ситуациях  нарушает  нормы  и  почему;
  • является  ли  нравственное  поведение   «стихийным»  или  «осознанным».

3. Воля  и  произвольность  поведения.

  • какие  компоненты  волевого  действия  сформированы (борьба  мотивов, принятие  решения, выполнение  действия  для достижения  цели, самоконтроль  и  самооценка);
  • какие  волевые  качества, в  каких  ситуациях, видах  деятельности наблюдаются, насколько  устойчивы;
  •  проявляется  ли  способность  к  волевому  усилию, можно  ли  говорить  о  силе  воли;
  •  каковы  особенности  произвольности  в  практической  и  умственной  деятельности  (может  ли  сдерживать  непосредственные  побуждения, регулировать  поведение  и  деятельность, психические  процессы), насколько  импульсивен  в  поведении , каковы  причины  этой  импульсивности;
  • какие  волевые  привычки  сформированы.

4.Эмоции  и  чувства:

  • какие  чувства  развиты, в  каких  ситуациях  они  проявляются  и  как  влияют  на  поведение  и  взаимоотношения  со  взрослыми  и  сверстниками.
  • Осознает  ли  свои  эмоции  и  чувства, называет  ли  их  в  речи;
  • Как  и  в  каких  ситуациях  может  произвольно  регулировать  свои  эмоции  и  почему;
  •  Насколько  разнообразны  переживания;
  •  что  вызывает  наиболее  яркие  положительные  и  отрицательные  эмоции  и  почему;
  •  заметны  ли  признаки  эмоционального  неблагополучия   и  какие;
  •  какова  динамика  переживания  чувств  и  каково  их  внешнее  выражение.

5. Мотивы  и  потребности:

  • какие  мотивы  определяют  деятельность  ребенка;
  • какие  из  них  ведущие;
  • как  протекает  борьба  мотивов, осознается  ли  она  ребенком  как  конфликт.

6.Темперамент:

  • черты  какого  типа  темперамента  и  как  проявляются;
  • какие  из  них  наиболее  яркие;
  • как  черты  темперамента  влияют  на  поведение, деятельность, взаимоотношения  со  взрослыми  и  сверстниками.
  1. .Характер:
  • какие  объекты, ситуации  выступают  наиболее  значимыми  для  ребенка  и  почему;
  • какие  волевые, нравственные, интеллектуальные  черты  сформированы;
  • какие  положительные  и  отрицательные  привычки характерны;

 8.Способности:

  • к какому  виду  деятельности  и  как  ребенок  проявляет  склонность;
  • какой  вид деятельности  осваивает  наиболее  успешно;
  • какие  признаки  одаренности  хароактерны.

III. Особенности  развития  видов  деятельности.

1.Изобразительная  деятельность:

  • какой  вид  изобразительной  деятельности  предпочитает: рисование, лепку, аппликацию (занимается ли  им  в  свободное  время ,по    ини-  циативе);
  • какими  навыками  в  каждом  виде  изобразительной  деятельности  владеет, насколько  они  разнообразны  и  автоматизированы;
  • умеет  ли  формулировать  и  воплощать  замысел, насколько  замыслы  устойчивы  и  разнообразны, каковы  причины  неустойчивости  замысла, насколько  замыслы  оригинальны  или, наоборот, подражательных
  • каковы  проявления  творчества;
  • какие  выразительные  и  изобразительные  средства  использует;
  • какие  впечатления  отражает  в  изобразительной  деятельности  и  почему;

2. Конструирование:

  • как  относится  к  процессу  и  результату  конструирования;
  • действует ли  самостоятельно  и  по  своей  инициативе,  из  каких  материалов  делает  постройки;
  • может  ли  формулировать  и  воплощать  замысел  в  процессе  конструирования, преобразует  ли   его  и  почему;
  • насколько  разнообразны  и  оригинальны  замыслы;
  • насколько  конструирование  связано с игрой (обыгрывает  ли  постройки, строит  ли под  влиянием  игровых  мотивов);
  • умеет  ли  использовать  чертеж, схему  в  процессе  конструирования;
  • каковы  проявления  творчества;
  • какими   техническими навыками  владеет, насколько  они  разнообразны  и  автоматизированы;
  • как аналитико-синтетическая  деятельность  влияет  на  процесс  конструирования.

3.  Игровая  деятельность:

  • какие  виды игр  предпочитает;
  • любит  играть  один,  со  сверстниками  или  взрослыми;
  • играет  ли  в  режиссерские  игры, каковы  их  содержание, сюжет, герой;
  • как  долго  играет;
  • насколько  устойчивы  игровые  объединения;
  • принимает  ли  условную  игровую  ситуацию;
  • использует  ли  как  предметы-заместители  воображаемые  предметы;
  • насколько  сформированы  компоненты  сюжетно-ролевой  игры, каковы  их  индивидуальные  особенности;
  • привлекает  ли  к  игре  взрослых  и  в  каких  ситуациях (выполнять  второстепенные  роли, организовать  игру, помочь  подготовить  условия  для  игры  и   пр.)

4.  Трудовая  деятельность:

  • какие  виды  и  формы  труда  освоены, какие  из  них  предпочитает;
  • каковы  мотивы  труда;
  • как  относится  к  процессу и  результату  труда;
  • достигает  ли  качественного результата;
  • как  труд  связан  с  игрой;
  • умеет  ли  планировать, контролировать, оценивать свою  трудовую деятельность  и  труд  сверстников;
  • сформировано  ли  трудолюбие  и  в  чем  оно  сказывается;
  • стремится  ли  к  совместному  со  взрослым  труду;
  • каковы  представления  о  труде  взрослых, как  относится  к  их  труду..

5.Общение  с  родителями, воспитателями  и  сверстниками:

  • сформирована  ли  культура  общения;
  • какие  средства  общения  использует;
  • каковы  содержание  и  мотивы  общения;
  • каковы  формы  общения  со  взрослыми  и  сверстниками;
  • насколько  избирательно  общение, насколько  ярко  видны  симпатии  и  антипатии.

IV . Особенности  познавательного  развития.

1.Внимание:

  • каково  соотношение  произвольного  и  непроизвольного  внимания, какие  раздражители  вызывают  непроизвольное  внимание,  в   каких  ситуациях  наблюдается  произвольное  и  непроизвольное  внимание;
  • насколько  развиты  свойства  внимания (переключение, концентрация, устойчивость);
  • какие  раздражители  наиболее  часто  отвлекают  внимание;
  • характерна  ли   разорванность   внимания  и  в  каких  ситуациях.

2.Речь:

  • каковы  особенности  развития  словаря, грамматического  строя  речи;
  • каковы  особенности  звукопроизношения;
  • насколько  развита диалогическая  речь, с  кем  чаще  беседует, на  какие  темы, умеет  ли  выслушать  другого  и  изложить  свое  мнение;
  • насколько  развита  связная  речь, умеет  ли  объяснять, рассказывать  насколько  речь  последовательна, логична, аргументирована;
  • какие  вспомогательные  средства  и  как  использует  в  процессе  речевого  общения (мимику ,пантомимику, жесты);
  • Насколько  выразительна  речь.

3.Восприятие:

  • каковы  особенности  восприятия  пространства, времени  и  т.д.
  • может  ли  поставить  цель  наблюдения  и   подчинить  ей   свои  действия.
  • сформирована  ли  наблюдательность.

4.Память:

  • каково  соотношение  объема  произвольной  и  непроизвольной  памяти;
  • принимает  ли  цель – запомнить -  от  взрослого ,ставит  ли  ее  самостоятельно;
  • использует  ли  и  какие  приемы  запоминания  и  воспроизведения;
  • какие  события  и объекты  запоминает  непроизвольно  и  почему.

5.Воображение:

каковы  особенности  воссоздающего  и  творческого  воображения;

насколько  оригинальны  рисунки, сочиненные  сказки, поделки;

какие приемы  создания  новых  образов  использует;

каковы  источники  воображения (знания, личный  опыт, книги  и  пр.)

насколько  эмоционально  воображение;

носит  ли  воображение  произвольный  или  непроизвольный  характер.

6.Мышление:

  • на  основе  каких  признаков  и  правильно  ли  обобщает;
  • умеет  ли  устанавливать  причинно-следственные  связи;
  • умеет  ли  рассуждать. Насколько рассуждения  аргументированы, обоснованы, последовательны, логичны;
  • задает  ли  и  кому  познавательные  вопросы, каково  содержание  этих  вопросов, стремится  ли  самостоятельно  отвечать  на  эти  вопросы;
  • беседует  ли  со  сверстниками  или  взрослыми  на  познавательные  темы,  какие явления  действительности  интересуют;
  • экспериментирует  ли  по  собственной  инициативе, насколько  часто, что  побуждает  к  экспериментированию;
  • любит  ли  слушать  познавательные  книги,  задает  ли  вопросы  по  их  содержанию;
  • как  решает  практические  задачи, возникающие  в  деятельности;
  • каково  соотношение  наглядно-действенного  и  наглядно-образного  мышления;
  • какие  элементы  логического  мышления  сформированы.
  • V. Педагогические  рекомендации  по  обеспечению  индивидуального  подхода  к  ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

Театральная деятельность ребенка как фактор развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

В данной статье приводится анализ динамики развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста в исследованиях психологов. Акцентируется внимание на сложностях развития эмоциональной сферы и кин...

«Ребенок трех лет и режимные моменты в жизни ребенка дошкольного возраста».

Родительское собрание.Задачи:- Рассказать об особенностях возраста.- Дать понятие режима дня, раскрыть его структуру.- Познакомить с основными требованиями к режиму дня в детском саду;- Способствовать...

СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» С ...

Консультация для родителей «Что должен знать ребенок о здоровье ребенок дошкольного возраста»

Консультация будет полезна как для родителей так и педагогам в вопросе приобщения ребенка к ЗОЖ....

Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...

«Взаимодействие с семьей ребенка, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ. Эффективные формы и методы.»

В работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи....