Программы коррекционно- развивающих занятий с дошкольниками
рабочая программа по коррекционной педагогике по теме

Галкина Наталия Борисовна

Развитие мелкой  моторики

Задачи:

  • Развитие  и совершенствование  у  детей    мелкой  моторики  рук .
  • Устранение    речевых  нарушений .
  • Расширение  кругозора

Коррекция  агрессивности  у  ребенка

Задачи:

  1. Научить  ребенка  контролировать  свое  эмоциональное  состояние, освоить  позитивные  формы  общения  со  сверстниками.
  2. Обучить  приемлемым  способам  выражения  гнева.
  3. Обучить  приемам  снятия  напряжения
  4. Выработать  произвольность  действий,  научить  регулировать  поведение  в  коллективе
  5. Обучить  позитивному  общению  со  сверстниками
  6. Формировать  моральные  представления, помочь  в  открытии  своего «Я»

Развитие эмоционально-волевой  сферы    детей  старшего  дошкольного  возраста.

Задачи:

  1. Формирование  осознанного  восприятия  эмоций.
  2. Умение  адекватно  выражать  эмоциональные  состояния
  3. Умение  понимать  эмоциональные  состояния  других  людей
  4. Развитие  произвольной    регуляции  своего  эмоционального  состояния
  5. Развитие произвольной  регуляции  поведения
  6. Учить  произвольно  улавливать  основные  телесные  ощущения
  7. Снятие  тревожности
  8. Повышение  групповой  сплоченности

Обеспечение  психологически  комфортного пребывания  ребенка в  детском  саду.

Задачи:

  • Дать  ребенку  возможность  ощутить  свою  принадлежность  к  группе ,выразить  свое  настроение.
  • Укреплять чувство  единства
  • Развивать  групповую  сплоченность
  • Повышать  уверенность  в  себе
  • Развивать  координацию  движений  и  слуховое  восприятие
  • Развивать  произвольность 
  • Формировать  позитивное  отношение  к   сверстникам
  • Развивать  тактильное  восприятие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_psihokorrektsionnyh_zanyatiy_v_dou.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММЫ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Индивидуальная   программа

коррекционно-развивающих  занятий

педагога-психолога  с  детьми__________группы

        

Цели  программы:

Развитие мелкой  моторики

Задачи:

  • Развитие  и совершенствование  у  детей    мелкой  моторики  рук.
  • Устранение    речевых  нарушений.
  • Расширение  кругозора

Адресат: ______________________________________________

Содержание:

  1. Развитие  техники  рисунка, овладение  штриховкой.
  2. Развитие  пространственных  и  временных  представлений (ориентация  на  листе, в пространстве - на  примере  собственного  тела,  ориентация  во  времени)
  3. Развитие  активной  речи, словарного  запаса
  4. Развитие  памяти, внимания,  мышления,  зрительного  и  слухового    восприятия.
  5. Развитие  навыков  учебной  деятельности (умение  слушать, понимать  и  выполнять  словесные  установки  педагога,  действовать  по  образцу  и  правилу).
  6. Развитие  чувства  ритма.
  7. Массаж  пальцев  и  кистей  рук.

Организация   занятий:________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тематический  план  занятий

№ заня-тия

Задания

  • Натюрморт «Дары  осени»-обрывание  по  контуру  овощей  и  фруктов  из  цветной  бумаги  и  наклеивание  их  в  альбом.
  • «Кто  спрятался  в  комочке ?» –разглаживание  смятых  трафаретов  птиц  и  раскрашивание.
  • «Мама  кормит  птенчика» –перекладывание  зерен  риса, семечек  подсолнуха  пинцетом  с  одного  подноса  на  другой.
  • «Сорока-воровка» –нанизывание  бус  с  отверстиями разного  диаметра  на  леску.

  • «Бабушкины  помощники»- наматывание  клубков  из  толстых  ниток.
  • «Мебель  для  гостиной» - выкладывание  из  палочек  шкафа ,дивана.
  • «Покрывало»- сложить  полотно  из  6-8  лоскутков.
  • «Что  спряталось  в  комочке?» – разглаживание  скомканного  трафарета
  • «Кто  чем  питается?- сортировка  крупы  для  птиц.

  • «Разрезные  картинки»-сложить  картинку  автобуса  из 6-8  частей.
  • «Зимнее  дерево» - выкладывание  из  спичек  дерева
  • «Кто это ?» - определение  на  ощупь фигурок  животных
  • «Теплая  меховая  одежда»- обводка  трафаретов одежды, имитация  меха  путем  рисования  коротких  штрихов,  завитков, на  полученном  контуре.

  • Упражнение «Здравствуй, карандаш!»
  • Упражнение «Пять  и  пять»
  • Игра  с  камешками (выкладывание  по  одному  из  тарелки, каждой  рукой)
  • Физкультминутка «Цыпленок»
  • Игра-упражнение «Тихо-громко»

  • «Дождик тише, дождик громче» (игры  с  карандашами, счетными  палочками, с  пальцами)
  • Упражнения Дружба»
  • «Строим  забор» из  палочек
  • Игра «Мячики»  (ладошками  маленькие  и  большие  мячи)
  • Упражнение  «Выгладим  платочки»
  • Упражнение «Автомобиль»

  • Пересчет  пальцев  рук
  • Движение  указательным  и  средним  пальцами
  • Выкладывание  узора  на  бумаге
  • Бумагопластика
  • Ритмические  хлопки, движения пальцами  в  разном  темпе.
  • Запускаем  волчки.

  • Ломать  палочки, рвать  бумагу, резать.
  • Складывание  салфеток
  • Пересыпание  ложкой  различных  зерен
  • Просеивание  песка, выталкивание  камешков  из песка
  • Переливание  воды
  • Пальчиковая  гимнастика  

  • Письмо  в  тетради (дорожки, буквы, лесенки)

  • «Школа  мяча»
  • Упаковка  подарка  в  бумагу.
  • Рисование  (гуашью, акварелью, мелками)
  • Пальчиковая  гимнастика

Индивидуальная программа

коррекционно-развивающих  занятий

педагога-психолога  с  детьми ______________группы

Цели  программы:

Коррекция  агрессивности  у  ребенка

Задачи:

  1. Научить  ребенка  контролировать  свое  эмоциональное  состояние, освоить  позитивные  формы  общения  со  сверстниками.
  2. Обучить  приемлемым  способам  выражения  гнева.
  3. Обучить  приемам  снятия  напряжения
  4. Выработать  произвольность  действий,  научить  регулировать  поведение  в  коллективе
  5. Обучить  позитивному  общению  со  сверстниками
  6. Формировать  моральные  представления, помочь  в  открытии  своего «Я»

Адресат:_________________________________________________________________________________________________________

Содержание:

I  этап:

  • Выражение  гнева  через  игры  с  использованием  предметов (надувные  молотки, подушки, мячи ,мешки  «Для  криков», «Листы  гнева» и  пр.)
  • Игры  с  бумагой, песком, глиной, игрушечным  оружием.
  • Изотерапия  (рисование, лепка)
  • Сказкотерапия

II  этап:

  • Упражнения  развивающего  характера  для рук; для  ног;  для туловища ,для  лицевых  мышц,

III  этап :

  • Этюды  на  выражение  сердитости, зла.
  • Дидактические  и настольные  игры

IV  этап:

  • Сюжетные  игры;
  • Чтение  художественных  произведений

Организация  занятий:________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Опорный  источник:

А.А.Романов  «Игротерапия , :как  преодолеть агрессивность  у  детей» ; М.И.Чистякова  «Психогимнастика»;  К.Фопель  «Как  научить  детей  сотрудничать»; С.В.Крюкова «Здравствуй, я  сам!»

Тематический  план  занятий

№  занятия

Содержание

1

  • Игры  с  надувными  мячами,подушками,молотками.Игры  с  «Мешком  для  крика»
  • Игры  с  «Волшебной  трубой  для  крика»
  • «Листки  гнева»

2

  • Игры  с  бумагой, песком, водой, глиной, с  игрушечным  оружием

3

  • Этюды: «Страшная  Баба Яга», «Обзывалки»,»Сердитый  дедушка», «Разъяренная  медведица», «Хочу  и  все», «Хмурый  орел», «Король  Боровик», «Эгоист», «Два  сердитых  мальчика», «Злая  Обезьянка», «Медведь»  (М.И.Чистякова)

  • Интерактивные  игры: «Необычное  сражение», «Король», «Приказ»,»Бой  петухов», «Агрессивный  человек», «Ворвись  в  круг» , «Довольный  и  сердитый», «Тух-тиби-бух», «Камушек  в  ботинке» , «Крепость», «Щит  и  меч», (К. Фопель)

4

  • Изотерапия :  рисование  и  лепка  обидчика,  рисование  самого  себя («Автопортрет»), «Красивое  и  безобразное»,  «Монотипия», «Кляксография», «Штриховка».

5

  • Сказкотерапия:  «Сердитый  дог  Буль»,  «Акула  Злюка», (С.В.Крюкова)

6

  • Упражнения:  «Роняем  руки», «Трясем кистями», «Стряхиваем  воду  с  рук», «Мельница»

7

  • Упражнения : «На  берегу  моря», «Игра  с  песком», «Игра  с  муравьем», «Солнышко  и  туча», «В  уши  попала  вода», «Лицо  загорает», «Отдых. Сон  на  берегу  моря». (М.И.Чистякова)

8

  • Упражнения: «Медвежата  в  берлоге», «Игра  с  пчелкой»,  «Холодно-горячо»», «Игра  с  шарфиком», «Пчелка  мешает  спать», «Отдых»,  «Кулачки», «Пружинки», «Шарик».
  • Игры  с  песком,  с  шишками.

9

  • Упражнения  для  рук:  «Заборчик», «Душистые  цветы», «Кулачки», «Олени».
  • Упражнения  для  ног: «Шагают  ножки  по  лесной  дорожке», «Пружинки», «Загораем».
  • Для  туловища: «Напрягаем  живот», «Чужой», «Штанга», «Кораблик», «Шарик».
  • Для  лицевых  мышц: «Стиснем  зубы», «Откроем  рот», «ОХ!», «Широкая  улыбка», «Хоботок», «Лягушки», «Орешек».

10

  • Упражнения    с  использованием  формулы  для  покоя  и   отдыха;  для  активности;  для  бодрости;  для  положительных  эмоций: «Солнечный  зайчик», «Волшебный  сон».

11

  • Этюды: «Сосредоточенность», «Что  там  происходит?», « Любопытный», «Лисичка  подслушивает» , «Часовой», «Добрый  мальчик», «Упрямый  мальчик», «Смелый  Ваня», «Внимательный  мальчик»,  «Вежливый  ребенок», «Любящий  сын», «Мороженое», «Вкусные  конфеты», «Ласка»,   (М.И.Чистякова)

12

  • Изотерапия: спиралеобразное  спонтанное  рисование.
  • Фроттаж.
  • «Дорисуй  предмет»,
  • Составление  предметов  и  образов  из  геометрических  фигур.
  • Занятия  с  разрезным  и  эмоциональными  профилями  «Угадай  и  собери».

13

  • Интерактивные  игры: «Говори» (Лютова Е.; Монина Г.)
  • «Лови-лови» (Н.Названова)
  • «Раздувайся  пузырь», «Хоровод»,  (Р.Калинина)
  • «Слалом», «Мяч  в  круге», (Ю.Шевченко)
  • «Горячий  мяч» (И.Шевцова)
  • «Услышь  свое  имя», «Запретное  движение», (О.Хухлаева)
  • «Отзовись, не  зевай» (З.М.Богуславская)
  • «Зеркало» (И.Томашпольская)

14

  • Этюды: «Любящий  сын, «Разговор  взглядов», «Встреча  с  другом», «Кораблик», «Три  характера», «Притвора», «Два  друга», «Так  будет  справедливо», «Маме  улыбнемся», «Хорошее  настроение» (М.И.Чистякова).

15

  • Дидактические  игры : «Настроение», «Мамины  помощники», «Как  Буратино  стал  вежливым», «Умей   извиниться», «Не  обзывайся» (Р.В.Овчарова)

16

  • Сюжетные  игры: «Прием  гостей», «Подарок  другу», «День  рождения», «Дружная  семья», «Угощение», «Именины».

17

  • Чтение  рассказов, их  осмысление. Оценка  поступков  героев  
  • .К.Д.Ушинский «Сила  не  право»,  «Умей  обождать», «Вместе  тесно, а  врозь скучно»,
  • М.Зощенко «Бабушкин  подарок», «Золотые  слова»
  • В.Осеева «Волшебное  слово», «Строитель»

18

  • Беседы: «Волшебные  слова», «Что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо», «Ваши  добрые  поступки», «Будь  всегда  вежливым». «Доставим  людям  радость  добрыми  делами», «Чем  можно  порадовать  маму».

Индивидуальная  программа

коррекционно-развивающих  занятий

педагога-психолога  с  детьми ______________группы

Цели  программы :

Развитие эмоционально-волевой  сферы    детей  старшего  дошкольного  возраста.

Задачи:

  1. Формирование  осознанного  восприятия  эмоций.
  2. Умение  адекватно  выражать  эмоциональные  состояния
  3. Умение  понимать  эмоциональные  состояния  других  людей
  4. Развитие  произвольной    регуляции  своего  эмоционального  состояния
  5. Развитие произвольной  регуляции  поведения
  6. Учить  произвольно  улавливать  основные  телесные  ощущения
  7. Снятие  тревожности
  8. Повышение  групповой  сплоченности

Адресат_:_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Формы  и  методы  работы:

Метод  игровой  коррекции: ролевые  игры;  психогимнастика.

Арт-терапия:  рисуночная; музыкотерапия; элементы  танцевальной  терапии; творческое  рассказывание.

Метод  модификации  поведения: кукольная   драмматизация;  поведенческий  тренинг.

Релаксационный  метод

Организация  занятий:    Программа   разработана  для  дошкольников  старшего  возраста.

13  занятий ,продолжительность  каждого  занятия 30  минут. Занятия  проводятся  во  второй  половине  дня, 1-2  раза  в  неделю. Длительность  цикла от 1  до 3  месяцев. Программа  предполагает  работу  с группой  из  6-10  человек.

Опорный  источник:   

Громова Т.В. «Страна  эмоций»;  Костина Л.М. «Игровая  терапия  с  тревожными  детьми»;  Мазепина Т.Б. «Развитие  навыков  общения  в  играх, тренингах, тестах» ; Панфилова М.А. «Игротерапия  общения».

Тематический  план   занятий

№ занятия

Содержание

  • Упражнение «Поглаживание»
  • Беседа-обсуждение «Знакомство»
  • Игра «Щекотушки»
  • Упражнение «Улыбнись»
  • Танцы  зверят (Веселые  зайчата, Слоненок, Грустный  медведь, Обиженный  волк, Хитрая  лиса,  Задумчивая  бабочка)
  • «Представьте  себе  …»

  • Беседа  «Настроение»
  • Обсуждение  «Помощь»
  • Игра «Запретное  число»
  • Игра «Танцы  противоположностей»
  • Упражнение «Измеряем    температуру»
  • Рисуем  автопортрет
  • Сплочение

  • «Приручение  страха»
  • Игра «Волшебные  превращения»
  • Игра «Стойкий  оловянный  солдатик»
  • Игра «Раз,два,три….настроение,замри!»
  • Игра «Есть  или  нет ?»
  • «Прощание  со  Слоненком»
  • Сплочение

  • Упражнение  «Дружба  начинается  с  улыбки»
  • Игра  «По  грибы»
  • Игра «Иголка  и  нитка»
  • «Порисуем»
  • Упражнение «Солнечные  лучики»

  • История  про  лягушонка
  • Игра «Настроение»
  • Игра «Глаза  в  глаза»
  • Игра «Зеваки»
  • Упражнение «Шарик  в  животе»
  • Упражнение  «Солнечные  лучики»

  • Игра  «Волшебный  клубочек»
  • Игра-обсуждение «Взаимоотношения»
  • Игра «Наоборот»
  • Игра «Да  и  Нет  не  говорить»
  • Упражнение «Волна»

  • Упражнение «волна»
  • «Исполнение  желаний»
  • Двигательная  регуляция.

  • Знакомство  с  Незнайкой
  • Игра «Четыре  стихии»
  • «Передай  игрушку  по  кругу»
  • Игра «Тише  едешь,  дальше  будешь»
  • «Пиктограммы»
  • Двигательная  регуляция

  • Знакомство  с  Емелей
  • Игра «Кони-кони»
  • Игра «Царевна –Несмеяна»
  • «Невидящий-неслышащий»
  • Игра  «Фотограф»
  • Двигательная  регуляция

  • Беседа
  • Игра «Изобрази  свою  игрушку»
  • Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
  • Игра «Лиса  с  лисятами  и  Совушка»
  • Упражнение «Волшебный  шарик»

  • Приветствие
  • Упражнение «Тренируем  эмоции»
  • Игра «Колпак  мой  треугольный»
  • Изображаем  настроение
  • Упражнение «Волшебный  сон»
  • Упражнение «Браво»

  • «Готовимся  к турниру»
  • Игра «Пчелы  и  змея»
  • Игра «Обезьянки»
  • Игра «Да  и  Нет»
  • «Сделай  неправильный  рисунок из  правильного»
  • «Сложи  картинку»

13.

(Диагности-

ческое)

  • Игра «Телеграмма»
  • Релаксационное  упражнение «Сказочный  лес»
  • Игра  «Школа  эмоций»
  •  Игра «Рассмеши»
  • Игра «Волшебное слово»
  • Игра «Поссорились-помирились»
  • Игра «Я  умею»

Оценка  результатов  психокоррекционных  занятий:

  1. Балл   -  У ребенка  не сформирован  навык,  не  получается  выполнить  задание,  не  понимает  правил  и  требований.
  2. Балла - Ребенок не  сразу  включается  в  выполнение  задания, понимает     правила, старается  выполнить  задание.
  3. Балла –  Умеет выполнить  все  задания. Все  получается.

Программа

коррекционно-развивающих  занятий

педагога-психолога  с  детьми  _______________группы

Цели  программы:

Обеспечение  психологически  комфортного пребывания  ребенка в  детском  саду.

Задачи:

  • Дать  ребенку  возможность  ощутить  свою  принадлежность  к  группе ,выразить  свое  настроение.
  • Укреплять чувство  единства
  • Развивать  групповую  сплоченность
  • Повышать  уверенность  в  себе
  • Развивать  координацию  движений  и  слуховое  восприятие
  • Развивать  произвольность  
  • Формировать  позитивное  отношение  к   сверстникам
  • Развивать  тактильное  восприятие.

Адресат :__________________________________________

__________________________________________________________

Содержание:

  • Формирование  чувства  принадлежности  к  группе,чувства  защищенности.
  • Развитие  навыков  социального  поведения
  • Повышение  уверенности  в  себе  и  развитие  самостоятельности
  • Формирование  позитивного  отношения  к  своему «Я».
  • Развитие  способности  ребенка  к  эмпатии, сопереживанию.
  • Формирование  позитивного  отношения  к  сверстникам.

Организация  занятий:  В группе  может  быть  10-15  человек. Частота  занятий-1  раз  в  неделю. Количество  занятий –8.  Длительность-30-40  минут. По  времени  с  сентября  по  октябрь.

Опорный  источник:

В  программе  использованы  материалы  Крюковой  С.В.

Тематический  план  занятий:  

№ блока

Игры, упражнения, этюды

1

На  что похожа  фигура  в  центре  зала?
Упражнение с  обручем «Определи  свое  место»

Украшение  своего  «домика»

«Волшебный  клубочек»

Ритуал  прощания

2

Ритуал  приветствия  вокруг  обруча  с  помощью  рук.

Упражнение «Передай  жестом»

Упражнение «Сделай  из  веревки  лепесток  к  обручу  и  раскрась  его»

Ритуал  прощания  в  центре  круга  «Почувствуй  уход  друга»

3

Игра «Эхо»

Игра «Волшебный  клубочек»

Игровое  упражнение «Солнечный  зайчик»

Игровое  упражнение «паси  птенца»

Игра «Ладушки», «Сорока-ворона»

Игра  «Клубочек  передай»

4

Игра «Эхо»

Игра «Подружим  пальчики»

Игра «Волшебный  мешочек»

Игра «Воздушный  шарик»

Упражнение  «Доброе  животное»

Упражнение «Зеркало» ,»Морщинки»

Игра «Небо,земля,огонь, вода»

Релаксация  со  свечкой

5

Игра «Паравозик  с  именем»

Упражнение  «Узнай  по  голосу»

Упражнение  «танец  возле  сливы»

Упражнение  «Мы  охотимся  на  льва»

Упражнение «Кто здесь  лежит?»

6

Повторение  занятия  под  № 4

7

Песенка «Я  очень  рада…»

Игра «Три  мудреца»

Упражнение «Солнечный  зайчик»

Сказка «Заяц –хваста»

Драмматизация  сказки «Заяц-хваста»  детьми

8

Упражнение «Возьмемся  за  руки»

Упражнение «Прикоснись  к  другу»

Игра «Листопад»

Упражнение «Передай  гроздь  винограда»

Релаксация  со  свечой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий "Здравствуй, Я сам!"

Программа Крюковой С.В. «Здравствуй, Я сам!»,  была адаптирована для  развивающей и коррекционной работы в дошкольных учреждениях обычного типа.    Предлагаемая Ва...

программа коррекционно-развивающих занятий "Мир эмоций"

лента   занятий  по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста ...

Программа коррекционно – развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Я и мои эмоции»

Цель:  формирование и коррекция эмоционально – волевой   сферы  и личностных  особенностей  детей.Задачи:Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;Науч...

Программа коррекционно-развивающих занятий по познавательному развитию детей с ограниченными возможностями.

«Утверждаю»:Директор ГБУ «Реабилитационный центрдля детей и подростков с ограниченнымивозможностями Конаковского районаСилкина Н.В._______________«____» _______________ 2013 г....

Программа коррекционно- развивающих занятий познавательной сферы для детского сада.

Настоящее пособие представляет собой программу занятий с воспитанниками ДОУ . Программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и эмоциональной сферы д...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова«Орга...

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....