Характеристика детей с отклоняющимся развитием
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Синькова Ольга Сергеевна

Среди нас,  специалистов работающих с детьми, существуют значительные расхождения в определении того, что включает в себя термин «проблемный» ребенок.  Где границы между  индивидуальными особенностями, которые являются условно возрастной нормой и  некой «патологией» развития? Данный материал содердит полную классификацию детей с отклоняющимся поведением, на основе классификации супругов Семаг М и Семаго Н

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii.docx27.96 КБ
Файл prezentatsiya_otklonyayushcheesya_razvitie.pptx155.42 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика детей с отклоняющимся развитием

Слайд 2

Среди нас,  специалистов работающих с детьми, существуют значительные расхождения в определении того, что включает в себя термин «проблемный» ребенок.  Где границымежду  индивидуальнымиособенностями, которые являются условно возрастной нормой и  некой «патологией» развития?

Сразу же исключим из поля зрения такие термины, как «дети-дебилы», «имбецилы», «шизофреники», «эпилептики» и просто — «ненормальные», «дефективные»,как абсолютно не отвечающие этике специалиста, ни
тем более — психологическому содержанию.

Термин «дети с отклонениями в развитии»  традиционно распространяется на детей с выраженными отклонениями, такими как умственная отсталость, сенсорные дефекты (нарушения слуха, зрения), нарушения опорно-двигательного аппарата, психические заболевания.

Термин  «трудности обучения», как и термин, появившийся в последнее время «дети с Особыми образовательными потребностями», совершенно справедливы в плане непосредственно образования детей, но не дают возможности оценить психологическую  специфику состояния ребенка,и определить содержательный объем диагностической, развивающей или коррекционной работы сребенком.

Кроме того, существуют особые формы психического недоразвития, достаточно сложные для психолого - педагогической диагностики. К какой категории «отклонений в развитии» их отнести? Кто и в каких случаях должен работать с такими детьми? Они требуют серьезного вмешательства специалистов и  методовкоррекции, выходящих за пределы существующих общеобразовательных программ. В то же время количество таких детей все возрастает.

Те же самые проблемы могут быть отнесены и к группе детей, считающихся одаренными. И с этой категорией детей возникает проблема констатации нормы психического развития иливероятности развития такого ребенка в предпатологическое или даже патологическое состояние. К сожалению, ситуации развития одаренных детей достаточно часто дают нам возможность убедиться в этом.

Поэтому в  работах современных отечественных специалистов  все чаще встречается определение которое, с одной стороны, адекватно подходит ко всей популяции «проблемных» детей, с другой — имеет исключительно психологическое содержание - «отклоняющееся развитие».

Следует отметить, что подобный подход к определению характера развития ребенка встречается еще у Л.С. Выготского в виде термина «уклонение развития» .

Слайд 3

Предлагаемая типология отклоняющегося развития полностью опирается на достижения отечественной психиатрии, специальной и клинической психологии. Исторически принято выделять три основные группы собственно психологических синдромов: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие.

Основанием выделения группы поврежденного развития служит наличие негативного влияния на мозг того или иного фактора.К категории поврежденного развития может быть отнесена и психическая травма — как повреждение в первую очередь системы аффективной регуляции.

Асинхронное развитие получило свое название в связи с нарушением основного принципа развития, когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренное (акселеративного) развитие, искаженное развитие

        

Группа недостаточного развитияБолее подробно рассмотрим ниже

Следует отметить, что предлагаемая классификация достаточно условна. Как и любая другая  эта типология описывает относительно «чистые», изолированные варианты отклоняющегося развития. В жизни они могут (как это часто и происходит) частично накладываться друг на друга, пересекаться, «смыкаться» по своим феноменологическим проявлениям.

Слайд 4

Вернемся к  группенедостаточного развития, так как с детьми, включенными в  подгруппы этой категории, мы сталкиваемся чаще всего: дети с тотальным (полным), задержанным (ЗПР) и парциальным (недостаточность отдельных психических функций)

Слайд 5 (схема)

Специфичным  для детей данной группы является недостаточность по отношению к средненормативному развития всех  или отдельных психических функций и их базовых составляющих.

При этом преимущественно оказываются недостаточно сформированными такие предпосылки психического развития, как произвольная регуляция психической активности и пространственные, пространственно-временные При этом, очевидно, что  наблюдаются в первую очередь проблемы когнитивного характера, осложняющиеся, безусловно, спецификой  формирования поведения ребенка в целом.

В рамках группы недостаточного развития специалисты выделяют три основные подгруппы, различающиеся как по характеру, так и по выраженности недостаточности психического развития в целом.

Исходя из представленной  классификации каждая подгруппа  обладает различным «профилем» базовых составляющих

Слайд 6, 7

Задержка психического развития

Внешний вид, специфика поведения. Первое, что необходимо отметить в качестве общих проявлений, — поведение этих детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4 — 5 лет, т.е. разница в 2 — 3 года.

Особенности латерализации знаки атипичного развития (леворукость, не- устоявшаясялатерализация и т.п.) встречаются среди данной категории детей чаще, чем в среднем по популяции, то есть являются специфичными, что, в свою очередь, осложняет ход развития в целом.

Темповые характеристики: (импульсивность, свойственная более младшему возрасту, низкая работоспособность во всем, что не касается игровой деятельности)

1.  Одна из основных особенностей – низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Отсутствует интерес к познавательным задачам и готовности их решать. Дети пытаются «уйти» от заданий: заговаривают на другую тему, просто отказываются от выполнения – «не знаю», «не умею».

2. С большим трудом переключается с одной деятельности на другую, с одного способа решения – на другой.

3. Тяготеет к механической работе, не требующей умственных усилий (заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок и т. п.). Стремится избежать всяких умственных усилий.

4. Американские психологи и клиницисты описывают “синдром дефицита внимания”, часто сочетающийся с гиперактивностью, характерный для детей с зпр

Слайд 8

Регуляторные функции.

Плохо регулирует собственные действия. При выполнении задания не умеет следовать инструкции, сличать уже проделанное с тем, что еще предстоит выполнить.

Характерны имеющие место у всех детей двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба, бег. У многих детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперкинезы - чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений.

В некоторых случаях, но значительно реже, напротив, двигательная активность значительно снижена по отношению к нормальному уровню.

Адекватность, обучаемость. (Достаточные по возрасту. Критичность может быть несколько снижена;)

 Ребенок может быть вполне адекватным, но недостаточно критичным к результатам своей деятельности, самооценка может быть и завышенной,

Дети могут быть капризны, упрямы. Это вполне объяснимо, так как присутствует интеллектуальная состоятельность, но ребенок «не готов» к предъявляемым к нему в соответствии с этим требованиям

Желание добиться похвалы удовлетворяется путем хвастовства, обмана; стремление иметь какую-нибудь вещь - воровства,

Развитие когнитивной сферы.Какая-либо специфика отсутствует, но можно выделить недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;внушаемы, подражательны и легко могут следовать за другими в своем поведении.

Эффективность восприятия (слухового, зрительного, тактильного) снижена по сравнению с нормально развивающимися детьми, что является одной из главных причин испытываемых ими трудностей в обучении.

   Может быть снижена тактильная чувствительность, что проявляется в трудностях определении места прикосновения к разным участкам их кожной. Особенно трудно им локализовать тактильные ощущения в случае одновременных прикосновений к двум разным участкам кожи.

Внимание характеризуется суженным полем, что проявляется в повышенной отвлекаемости и фрагментарном выполнении любых заданий

Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем — в трудностях овладения письмом.

Слайд 9

Игровая деятельность. Больше всего детей с ЗПР характеризует сюжетно-ролевая игра. Самостоятельно, как правило, они играть никогда не начинают. Смысл игры для них — совершение действий с игрушками.Бедность игровых действий сочетается с низкой эмоциональностью игрового поведения и несформированностью  действий замещения. В редких случаях использования какого-то предмета в качестве заместителя (например, палочки в качестве термометра при игре “в больницу”) приобретает застойно фиксированное значение и не используется в других ситуациях в другом качестве. В целом игра детей носит стереотипный, нетворческий х-р.

Особенности эмоционально-личностного развития. У школьников преобладает игровая мотивация и выраженные игровые интересы.

Эмоциональная незрелость детей с ЗПР ведет к эмоциональной поверхности контактов, слабому поддерживанию и сочувствию; контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы;

Расторможенность психических процессов ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры) и неадекватных способов выхода из конфликтов.

Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным без повода. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.

Слайд 10

Отстает от детей в речевом развитии, что проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличия, а также в низкой речевой активности.

Особенности Диагностики

Рассматривая особенности задержки психического развития в дошкольном возрасте, нельзя не отметить, что выделить ее в этом возрастном периоде — задача достаточно сложная. Поэтому, до 5 лет ставить диагноз специалисты часто не решаются.

Вывод:        Одна из основных особенностей детей с ЗПР – низкая познавательная активность, а сильно выраженное стремление к познанию — первейший признак незаурядности развивающихся способностей. Кстати, это один из самых хороших диагностирующих признаков, который может помочь заметить и не раскрытые еще способности

В приложении приведена современная классификация и типология отклоняющегося развития супругов Семаго. Описаны основные принципы и технологии диагностической и коррекционной работы.

Список использованной литературы:

  1. Ребенку хорошо в детском саду. Как этого добиться. Баркан А. И. М.: Олма Медиа Групп, 2015. 176 с.
  2. Специальная психология. Под редакцией В.И. ЛубовскогоУчебное пособие. Высшее образование,  Москва ACADEMA 2003
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М.Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.: илл. (Биб-ка психолога-практика)
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: МГУ, 1985.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика детей с отклоняющимся развитием. Подготовила: Педагог-психолог МДОУ ИРМО «Листвянский д.с » Синькова О.С. 2018

Слайд 2

Понятие « отклоняющееся развитие» Любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или «-» (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива , определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка, следует рассматривать как отклоняющееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок , демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием.

Слайд 3

Типология отклоняющегося развития Поврежденное (локально поврежденный тип развития, диффузно поврежденный тип развития); Асинхронное (дисгармоническое развитие, искаженное развитие); Недостаточное (тотальное недоразвитие, задержанное развитие, парциальная несформированность ВПФ);

Слайд 4

Группа «Недостаточное развитие» Тотальное недоразвитие Задержанное развитие Парциальная несформированность ВПФ

Слайд 5

Недостаточное развитие Тотальное недоразвитие Задержанное развитие Парциальная несформированность ВПФ Простой уравновешен- ный тип Аффективно- неустойчивый тип Неравномерно- задержанный тип развития ( дисгармони - ческий инфантилизм Темпово-задержанный тип развития (гармонический инфантилизм) Н есформированность смешанного типа Несформированность вербально-логического компонента Несформированность регуляторного компонента Тормозной инертный тип

Слайд 6

Задержанное развитие

Слайд 7

Показатели развития Внешний вид, специфика поведения. Выглядит младше своего возраста, живой, непосредственный; Особенности латерализации не специфичны: у ребенка может быть как типичная латералиация , так и наблюдаться знаки левшества ; Темповые характеристики: импульсивность, свойственная более младшему возрасту, низкая работоспособность во всем, что не касается игровой деятельности;

Слайд 8

Показатели развития Регуляторные функции сформированы недоста­точно, но гармонично по отношению к уровню общего психического развития; Адекватность, критичность, обучаемость: достаточные в соответствии с актуальным психофизическим развитием; Развитие когнитивной сферы соответствует уровню актуального психофизического развития, на котором находится ребенок;

Слайд 9

Показатели развития Игровая деятельность. Все составляющие игры (интересы, мотивация, операциональная сторона) соответствуют уровню актуального психофизического развития; Особенности эмоционально-личностного развития. Живой, непосредственный, инфантильный. У школьников преобладает игровая мотивация и выраженные игровые интересы;

Слайд 10

Показатели развития Коррекционно-развивающая работа. Развивающая работа, специфичная для того возраста, который демонстрирует ребенок. Развитие произвольной регуляции, двигательная и когнитивная коррекция . Работа проводится через игровой компонент с учетом игровой мотивации; Другие специалисты. В некоторых случаях необходимо подключение логопеда по формированию звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи

                         Для  слушателей курса повышения квалификации «Диагностика и коррекция  речевых нарушени...

Пространственные представления при отклоняющемся развитии

Исследования пространственных представлений, в отличии от изучения речевых функций, имеют нейропсихологии сравнительно короткую историю и еще не так систематизированы. Начало здесь положено трудами М....

Пример клинико-психологической характеристики ребёнка с отклоняющимся развитием (Гиперактивность)

Клинико-психологическая характеристика ребёнка с отклоняющимся развитием....

Характеристика детей 3 уровня развития речи

Особенности развития речи детей с 3 уровнем...

Нормальное и отклоняющееся развитие

В данной статье раскрываются понятия : нормальное и отклоняющася норма, статистическая и функционая норма; основные условия для нормального развития ребенка, особенности детей с особенностями развития...

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ

Из статьи вы узнаете о системе коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием...