Пространственные представления при отклоняющемся развитии
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Воронина Раиса Васильевна.

Исследования пространственных представлений, в отличии от изучения речевых функций, имеют нейропсихологии сравнительно короткую историю и еще не так систематизированы. Начало здесь положено трудами М.С. Лебединского, Е.В.Кок, А.Р. Лирии,H Hecaen,JMgFie, O.L.Zangwijl b lheubt

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пространственные представления при отклоняющем развитии»

Пространственные представления являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека. Непосредственный пространственный гнозис и праксис, рисунок, трансформации и перемещения мысленного образа требуют скрупулезной оценки, факторного анализа, экспериментального и теоретического осмысления. Это обусловлено тем, что пространственные представления играют определяющую роль в становлении рефлексивных структур сознания. Они дебютируют в онтогенезе одними из первых, т.е. являются базовыми по происхождению; одними из первых они «стареют». Любая форма дизонтогенеза, как показывает опыт, в первую очередь характеризуется тем или иным типом дефицитарности этих процессов.

Психологическая работа с отклоняющимся развитием требует продуманной тактики и стратегии. Приверженность той или иной научной парадигме является не просто констатацией реально  существующего факта: это – олигофрения или это – ММД лобных отделов мозга. Она по сути предопределяет место и задачи психолога в конкретной ситуации. Опыт нейропсихологического консультирования и коррекции детей  по методу А.Р. Лурии продемонстрировал его высокую валидность и адекватность. Во – первых, практически однозначно решается дифференциально – диагностическая задача: выявляются  базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений. Во – вторых, только нейропсихологический анализ недостаточности ребенка может  вскрыть механизмы, лежащие в ее основе, обозначать мишени для коррекционного воздействия, его этапы и индивидуальную ориентацию.

    Как и другие психические процессы, пространственные представления актуализируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, в которое правая и левая мозговые гемисферы вносят свой специфический функциональный вклад.  При поражении правого и левого полушария  имеют место нарушения различных их форм.  У  больных с внетеменными поражениями левого полушария имеет место некоторый пространственный дефицит, однако он, как  правило, выражен негрубо – в пределах нижней границы нормативных показателей. Кроме того, проявляется  избирательно – связан с трудностями мыслительного вращения объекта и самостоятельного рисунка. Это свидетельствует о тесном межфункциональном взаимодействии в таких случаях собственно пространственных представлений с речевым опосредованием и обращением к упроченным в долговременной памяти образам; он еще акцентирует «концептуальное» участие левого полушария в зрительно – пространственной деятельности.

  Пространственные представления являют собой сложную многофактурную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека. У каждой психической функции и функционального звена есть своя программа развития, включающая относительную дискретность. Гетерохронию, фазовые динамические характеристики процессов формирования.. Знание схемы развития будет способствовать более четкому разведению случаев органической и функциональной недостаточности мозга, вариантов его несформированности, т.е. дифференцированному подходу к отклоняющемуся онтогенезу.

      Нагрузки, которые ложатся на описываемые психические процессы в период подготовки к школе и школьного обучения, грамотная квалификация имеющихся дефектов становится самостоятельной задачей при работе  с детской популяцией. С другой стороны, любая форма дизонтогенеза непременно сопровождается дисфункцией тех или иных параметров этой психической  деятельности. Конечно, пространственные представления – это базис, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов – письмо, счет, чтение, мышление и т.д.

Ранняя диагностика и коррекция  может творить чудеса,  не просто помогут ребенку существенно элиминировать социальную, в том числе учебную, дезадаптацию.  «Своевременность решает все!»  Те усилия, которые непременно увенчаются успехом в 5 – 7 лет, в 9 лет дадут сомнительный результат, а в 12 – могут попросту уйти в песок. Как показывает клинико – психологический анализ, 9 лет – один из тех рубежей, где начинается закономерный поворот всей системы координат, в которой актуализирует свою активность человеческий мозг. В этом возрасте особенно отчетливо проявляет себя нарастание церебральной организации систем  произвольной саморегуляции человека, адаптационных механизмов психики, обеспечиваемых в первую очередь лобным структурами мозга. Это главнейшее обстоятельство, как представляется, должен учитывать любой специалист, работающий и с  типичным, и с отклоняющимся развитием. Необходимо помнить тот факт, что граница между нормой и патологией в детском возрасте чрезвычайно зыбка и носит не качественный, а количественный, континуальный оттенок.

    Изучение оптико – пространственной деятельности в нейропсихологии опирается на ряд известных методик: определение на часах, ориентировка в схеме географической карты, квартиры, палаты, рассматривание группы фигур и сложных изображений, пересчет точек, деление линии, пространственный праксис, рисунок, копирование и другие изложенные в классической нейро- психологической литературе.

 Одни из них с успехом используются в  практике, другие нуждаются  в специальном пересмотре, модификации и дополнении новыми методиками.

  1. Рисунок  / куб или стол/ является одним из важнейших экспериментальных приемов для определения способностей испытуемого фиксировать пространственную структуру знакомого предмета. Ребенку необходимо копировать  фигуры в произвольном порядке правой и левой рукой. Этот прием уже доказал свою ценность при изучении межполушарных функциональных взаимоотношений как в условиях односторонних церебральных поражений, так и при дисфункции комиссуральных систем мозга.
  2.  Методика копирования фигур Рев – Остеррица И и Тейлора. Она применима в работе с детьми уже с 6 лет. Дети допускают ряд неточностей, связанных с недостаточной  сформированностью  механизмов стратегии копирования, метрики и произвольного внимания. Но к 9-10 годам наблюдается полноценное выполнение теста. Другое дело, если это дети с ММД правого полушария, ранним аутизмом,…. Работа с детьми этой категории должна включать не только психолого – педагогическую, но и клиническую поддержку. А так же леворукие дети. Отсутсвие у них каких бы то ни было пространственных навыков: во внешнем и во внутреннем плане, на макро или микроуровне.  Отсюда частые и полные феномены зеркальности, дизметрии, структурно – топологические ошибки в самых немыслимых вариациях.

           Типология пространственных представлений и их нарушений

  1. Стратегия оптико – пространственной деятельности.

У детей формирование стратегии оптико – пространственной деятельности протекает до 10 -1 2 лет. Малейшая несостоятельность пространственных стратегических параметров полностью деформирует всю деятельность в целом – ведь речевые процессы еще не набрали своего регулирующего потенциала.. При интактном мозге этот дефицит приводит к массе ошибок, при органической или функциональной его недостаточности – обнажает все остальные дефекты до предела, как это видно на рисунках

  1. Осознанное восприятие целостного перцетивного поля.

Нарушение осознанного восприятия целостного перцептивного поля при сохранности первичных механизмов зрительного гнозиса –левостороннее игнорирование – приводит к пренебрежению  к половине страницы при чтении, анализе сюжетной картинки, рисовании, письме.  У детей игнорирование как левой, так в ряде случаев и правой половины перцептивного поля может возникнуть при органической или функциональной комиссуральной недостаточности / коркового или подкоркового уровня/, в единичных случаях – при изолированных поражениях правого полушария. Явления эти не стойки и достаточно легко корригируется.

  1. Координатные представления. Наиболее частыми являются ошибки, связанные с недостаточностью координатных  представлений об объекте. Эти дефекты актуализируются в неправильном верхнее – нижнем и право – левом расположении объекта и его деталей в пространстве. Одной из наиболее характерных ошибок является реверсия – зеркальное переворачивание стимула при рисовании, копировании, написании букв и цифр. У детей дефицит координатных представлений является закономерным этапом онтогенеза, связанным с хранением и длительным сосуществованием в незрелом мозге двойных перцептивных, двигательных и мнестических энграмм. Обилие реверсий специфично для детей в норме вплоть до 6-7 лет.

Однако при различных формах дизонтогенеза выявление множественных реверсий может говорить о неблагополучии парной работы полушарий мозга. Самым ярким примером тому является зеркальное письмо леворуких. Эти явления выявляются у левшей и при различных вариантах дисгенезии или агенезии мозолистого тела.

4.Метрические представления.

К недостаточности метрических синтезов следует отнести ошибки при оценке расстояний, углов и пропорций, ошибки на 5 – 10 мин при оценке и расстановке времени на «слепых часах», аналогичные трудности при выполнении теста Бентона и при изображении фигур Тейлора.  Метрические ошибки – это знак страдания правого полушария. У детей до 8 – 9 лет дизметрии  могут сопровождать нормальный онтогенез. В дальнейшем они свидетельствуют о недостаточности правого полушария.

5.Структруно – топологические представления.

Структурно – топологические дефекты являются следствием изменения общей, принципиальной схемы пространственного строения предмета; разрушается его целостный образ, части и целое его смещены относительно друг друга. У детей после 6 лет  структурно – топологические ошибки свидетельствуют о дефиците функционального вклада правого полушария в оптико – пространственную и психическую деятельность в целом.

6.Проекционные представления.  Несостоятельность проявляется трудностями передачи трехмерности объекта на плоскости. Это связано с дисфункцией правого полушария.

У здоровых детей только к 10 годам появляются устойчивые проекционные представления при копировании; что касается самостоятельного рисунка, этот срок отодвигается до 12 лет.

Пространственные представления являются одной из наиболее рано дебютирующих, но долго формирующихся в онтогенезе психических функций. Именно поэтому с особой силой встает вопрос об отнесении полученных при обследовании детей результатов к нарушениям или вариантам развития – типичного или отклоняющегося. Предлагаемая схема анализа позволяет:

  1. Оценить актуальный уровень развития отдельных аспектов пространственных представлений у ребенка и соотнести его с имеющимися нормативными показателями.
  2. Выявить удельный вес патологических факторов и симптомов недоразвития в имеющемся синдроме.
  3. В результате синдромного анализа высказать суждение о характере мозгового обеспечения пространственных представлений и на его основе о типе церебрального онтогенеза конкретного ребенка.
  4. Составить индивидуальную коррекционную программу.

                            Модель иерархического строения пространственных представлений

                                              Уровни строения пространственных представлений:

1.Протопатическая и эпикритическая чувствительностью. «Темное мышечное чувство» по И.М. Сеченову. Биоритмы, биологические часы человека. Включенность в ритмику окружающей среды.

2.Соматогнозис. Пространство, существующее в пределах собственного тела субъекта и оформленное им. Взаимодействие с внешним пространством «от тела».Ритм дыхания, сердца, гормональных колебаний, ходьбы…

3.Метрические и топологические представления. Дебют взаимодействия с внешним пространством «от головы».Скорость, ритм, темп событий.

4.Координатные представления. Прошлое – настоящее – будущее.

5.Структурно – топологические представления. Восприятие отдельных субъективных и объективных событий собственной жизни относительно себя сегодня и сейчас.

6.Проекционные представления. Вербальное, концептуальное обозначение пространства, позволяющее манипулировать с ним в абстрактном плане. Хронология. вербальное, концептуальное обозначение времени. Время линейное и циклическое, дискретное, континуальное и голографическое.

7.Стратегия, когнитивный стиль личности, актуализирующийся в процессе контакта с внутренним и внешним пространством.»жизнь – это река времени. Я во времени и «Река времени уносит жизнь. Время во мне» по Е.В. Осьминой.

 Все перечисленные уровни пространственно – временных представлений формируются в  филоионтогенезе постепенно, надстариваясь один над другим. Каждый последующий уровень с неизбежностью включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития целостны ансамбль зрелой психики.   Пространственно – временные функции достигают своего абсолюта за счет соединения факторов, противоположных друг другу как по психологическим характеристикам, так и с точки зрения их мозговой организации. Пространственные представления достигают максимально высокого уровня своего развития, когда начинают опосредоваться не только правым, но и левым полушарием.

 Пространственные представления, прежде чем простроиться «от головы», должны быть сформированы «от тела». Пока ребенок не упрочит свои ощущения, положение своего тела он не отрефлексирует себя сегодняшнего по отношению к внешнему пространству и времени.

Внедрение данной модели позволяет проанализировать причины столь высокой эффективности / в самых тяжелых случаях/ массажа, водных, дыхательных и гомеопатических процедур; холдинг – терапии, раскачивания и верчения тела ребенка в разных плоскостях, трясик на лошадях; ай – цзи – тюань и у- шу; различных телесно- ориентированных воздействий, восходящих к шаманам. Очевидным становится потрясающее действие цвето-, фито – и рефлексотерапии, биоритмологических приемов, эвритмии и музыкотерапии. Ведь все перечисленное – примеры работы именно с самыми нижними иерархическими ступенями пространственно – временных представлений, насыщение которых не может не стимулировать развитие последующих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи

                         Для  слушателей курса повышения квалификации «Диагностика и коррекция  речевых нарушени...

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе №4 «Одуванчики» на тему: «Пространственные представления»

Учить детей определять расположение предметов относительно другого предмета; использовать в речи предлоги: за, перед, над, под, около, возле, рядом. Воспитывать познавательный интерес....

Развитие речи. Развитие внимания. Развитие памяти и ориентировочно-пространственных представлений

Развитие речи. Деревянный театр. Лиса и кувшин.Цель: развитие речиМатериалы: фигурки деревянного театра: баба, лиса, кувшин, деревья. Хлеб (Раздаём детям по кусочку.).– Вы сегодня услышите ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию математических представлений в подготовительной к школе группе №4 «Одуванчики» на тему: «Пространственные представления»

Проверить понимание предлогов за и перед, над и под,около и возле, рядом, внутри (в), между; слов близко и далеко. Развивать память,внимание, воспитывать интерес к предмету,культуру поведения.Воспитыв...