Главные вкладки

    Выступление на заседании городского методического объединения по развитию элементарных математических представлений «Поиск» на тему: «Роль пространственных представлений в жизни и развитии ребенка».
    консультация на тему

    Цель: Обобщение опыта между педагогами ДОУ города с презентацией. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx29.09 КБ
    Microsoft Office document icon prostranstvennoe_otnoshenie.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

              Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                            Центр развития ребенка - детский сад «Дельфин»

     

                             

                   Выступление                                

          на заседании городского методического    

          объединения по развитию элементарных  

          математических представлений «Поиск»            

                                     на тему:

       «Роль пространственных представлений                

                   в жизни и развитии ребенка».

                                        Воспитатель: Лобанова Марина Евгеньевна

                                                       

                                                    г. Муравленко              

                                                         2011 год.

          Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.

            Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.

           Работа по данному направлению ведется на занятиях по «Ознакомлению с пространственными отношениями»  по программе «Развитие» Л.А. Венгера, рассчитана на три года обучения (средняя, старшая и подготовительная группа) и предусматривает освоение заданий разной степени сложности.

          Обучение составлению и использованию планов не случайно начинается в средней группе. В этом возрасте усваиваются практически все словесные обозначения пространственных отношений.

           Первоначальное развитие пространственной ориентировки осуществляется на занятиях, направленных на освоение детьми умение практически, а не только словесно определять направление пространства.

    Например: Дети на индивидуальных фланелеграфах выкладывают плоскостные фигуры трех медведей.

    Воспитатель задает вопрос: «Где стоит Настасья Петровна?»                  

    Ответы детей: «Между Михайло Потапычем и Мишуткой»;  

    Воспитатель: «За кем стоит Мишутка?»

    Ответы детей: за Настасьей Петровной.

    Дети отвечают на вопрос, употребляя в речи пространственные предлоги и наречия: в, за, между, около, возле и т.п. Далее занятия усложняются тем, что добавляются деревья  и грибы.

               На следующем этапе дети составляют план расстановки мебели в кукольной комнате, используя готовые плоскостные геометрические фигуры, соответствующие по форме проекциям видимых сверху предметов мебели. Затем используют этот план для размещения мебели в комнате.

    Например: Для составления плана кукольной комнаты дети так же используют

    фланелеграфы.  На них они обозначают полосками окна и двери. Дети используют в работе заместители. Они определяют, какая из плоскостных  геометрических фигур соответствует предметам мебели, то есть круглый стол – кружок, кровать -  прямоугольник, табурет -  квадрат и т. п. Заместители расставляют самостоятельно, проявляя при этом свое творчество. Затем по данному плану расставляют мебель в кукольной комнате.

    Все сказанное продемонстрировать на фланелеграфе.

           

             Программа для средней группы предполагает последовательное усложнение заданий по ряду параметров. Первый параметр  предполагает переход от «игрушечного»  пространства кукольной комнаты к пространству реальной комнаты (спальни, раздевалки, затем всех помещений групповой комнаты); пространству нескольких помещений детского сада, открытому пространству (участок для прогулок, весь участок детского сада).

    Все занятия проводятся в игровой форме в виде игр «Прятки», «Найди игрушку», «Где спрятались зверюшки» и т.п.

    Например: На плане воспитатель отмечает каким-нибудь условным обозначением, где он спрятал игрушку. Дети, посмотрев на план, идут по очереди искать игрушку. Либо дети по очереди самостоятельно прячут игрушку и отмечают ее местоположение на плане, а другой ребенок ее ищет.

    Все сказанное продемонстрировать на плане.

          Вторым параметром усложнения заданий на ориентировку в пространстве по готовому плану вводятся задания на самостоятельное изображение плана с дальнейшей ориентировкой по нему в  пространстве, затем задания на изображение плана пространства по памяти.

    Обучение построению и использованию планов разных пространственных ситуаций, начатое в средней группе, продолжается и в старшей. Предлагаемая программа несколько усложняется за счет увеличения количества заданий на самостоятельное изображение планов с дальнейшей ориентировкой  по ним в пространстве.  В процессе обучения изображению планов разных пространственных ситуаций детям показывают условные обозначения, при помощи которых изображаются разные предметы на плане.

    Например: Дерево обозначается кружком, дом – прямоугольником и т.п.

           Последний год работы с детьми по данному разделу связан с закреплением представлений об ориентировке в пространстве. Дети должны уметь отыскивать  на плане расположение своего детского сада, место собственного дома, некоторые достопримечательности города.

           Следующие занятия в подготовительной группе направлены на развитие пространственных представлений при ориентировке на плоскости, то есть  на игровом поле с координационной сеткой.

    Например: Дети обучаются элементам игры – «Морской бой» - называют координаты определенных точек на поле.

             На игровом поле представлены цифры, условные обозначения и расставлены корабли. Ребенок называет цифру и условное обозначение  с помощью которого можно ранить или убить корабль, в зависимости от того, сколько у него палуб.

    Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление "Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО в сельском малокомплектном детском саду"

    На базе МБДОУ - детский сад «Голубой вагон» Тукаевского муниципального района прошел республиканский семинар-практикум « Традиции и инновации сельского детского сада в рамках реализации ФГОС дошкольно...

    Тезисы выступления на заседании ГМО "Игры на развитие пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста"

    Тезисы выступления на заседании ГМО "Игры на развитие пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста"...

    Выступление на заседании городского методического объединения воспитателей

    Современному дошкольнику часто не хватает общения с родителями, сверстниками, он теряется в мире объемной информации. Группа детского сада - как раз то место, где он реализует принципиальные для него ...