Выступление на заседании городского методического объединения воспитателей
статья на тему

Ефимова Елена Павловна

Современному дошкольнику часто не хватает общения с родителями, сверстниками, он теряется в мире объемной информации. Группа детского сада - как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности в овладении родным языком, развитии речи.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_efimovoy_na_mo_2016_2.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда группы, как важнейший компонент развития речи у детей дошкольного возраста.

Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы

пользоваться им.

Г. Гегель

Современному дошкольнику часто не хватает общения с родителями, сверстниками, он теряется в мире объемной информации. Группа детского сада - как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности в овладении родным языком, развитии речи.

 

Большая роль в речевом развитии дошкольников  отводится предметно - развивающей среде.

Она должна соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам и принципам, таким как:

принцип информативности, предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования;

принцип вариативности, определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественным традициями;

принцип полифункциональности - принцип реализуется благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей. Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.

принцип педагогической целесообразности, позволяет предусмотреть необходимость и достаточность пополнения предметно - развивающей среды, обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

принцип трансформируемости, обеспечивает возможность изменения предметно - развивающей среды, позволяет, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

          В своей группе мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы оно способствовало не только развитию всех видов речи, но и чтобы каждый ребенок имел возможность наблюдать, добиваться поставленной цели, проявлять инициативу.  Создавая развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была не только комфортной и вызывала стремление к самостоятельной деятельности, но и способствовала развитию речи воспитанников, а также соответствовала возрастному периоду дошкольника.

          Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности.

         

  1. Центр речевого развития

Непосредственно сам «Центр речевого развития» был создан с целью всестороннего развития речи детей. В этом центре ребёнка с радостью встретит хозяин уголка «Петушок-золотой гребешок», который  поможет преодолеть стеснительность и неуверенность.

   

В речевом уголке находятся:

  • Игры для развития речевого дыхания.

Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Используя дыхательную гимнастику можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка.

В этом уголке мы создали картотеку дыхательных упражнений и игр. Например, такие дидактические игры как, «Подуй и рассмотри картинку»«Вертушки»«Тучки и солнышко»«Горячий чай»«Бабочки»«Ветерок».

Для развития речи используем набор предметных, сюжетных картинок; дидактические игры и пособия«Профессии»«Кто, где живет?»«Времена года», предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме)«Распорядок дня»«Кем быть»«Мой дом»«В деревне»«Родная природа».

Здесь дети продолжают учиться составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии картинок с развитием действия. Описывая предмет, рассматривая иллюстрацию, они учатся самостоятельно составлять план рассказа.

  • В речевом уголке находятся пособия и дидактические игры для обучения грамоте: домики с твердыми и мягкими звуками; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; игры «Делим слова на слоги»«Найди себе пару»«Чтение по слогам»«Я учу буквы»«Найди место звука в слове»«Прочитай по первым звукам»«Разложи картинки»«Один – много»«Многозначные слова»«Антонимы»«Придумай слова со звуком»«Четвёртый — лишний»«Цвет и форма»«Говори правильно», магнитная доска; наборы магнитных букв; кубики «Азбука в картинках»; разрезные картинки, домино.

Работа в этом уголке способствует развитию речи, правильному произношению звуков.

  1. «Книжный уголок»

Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно подобранный книжный уголок группы. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.  Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, - обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения;

- в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

- также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях.

- на витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

Дети рассматривают иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений, портреты детских писателей. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям развивает и обогащает речь.

  1.  «Уголок изодеятельности»

Этому уголку отведено светлое в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, бумага разной фактуры, картон и т. д.

Дети вначале выполняют работы, а затем о них рассказывают. При этом развивается связная речь, фантазия, воображение. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей. Также в уголке есть специальное место, где дети могут организовать выставку своих работ.

  1. «Уголок природы»

В нашей группе есть уголок природы. Он содержит календарь природы, разнообразный материал для экспериментирования, фигурки животных, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать. Здесь продолжается работа по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря, поощряется проявлений интереса к смыслу слов, совершенствуется умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания

Фото на слайд

  1. Центр театрализованной деятельности

С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан Центр театрализованной деятельности с разными видами театра (настольный, пальчиковый, кукольный, схемами-сценариями детских постановок). Здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память и связная речь.

Фото на слайд

  1. «Центры сюжетно-ролевых игр».

 Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры («Больница»«Семья»«Магазин»«Парикмахерская» и т. д., которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому созданы все необходимые условия для проведения подобных игр.

В игровом уголке «Больница» собраны разнообразные материалы: ростомер, весы, коробочки, пузырьки, фонендоскоп, шприцы, градусник, микроскоп, медицинский халат. Здесь воспитываем чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Разыгрываем такие ситуации, как «На приеме у лора врача»«На приеме у хирурга»«На приеме у окулиста» и др.

Всё это помогает формировать представление об окружающей среде у детей, умению общаться, обогащать словарный запас словами профессионализмами.

В уголке «Магазин» дети с удовольствием играют.

В этом возрасте дети уже умеют распределять роли продавца и покупателя, водителя, который привозит продукты. Во время игры составляем с детьми рассказы на тему «Что мы умеем?»«Как купить хлеб в булочной?»«Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?»«Где продают тетради, карандаши?» и т. д. Проводим беседы о поведении в общественных местах.

В уголке «Семья» решаем игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы, «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей, «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях, «Наш выходной день» и др. Всё это служит развитию связной речи.

Фото на слайд

  1. «Физкультурно-оздоровительный уголок»

Физкультурно-оздоровительный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.

Спортивное оборудование способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.  Много в этом уголке сделано воспитателями и родителями детей:

«Дорожка здоровья» - используется для закрепления понятий: «правая нога»«левая нога»«правая рука»«левая рука». Способствует развитию координации движения, памяти, ловкости, укреплению мышц ног и рук, внимания.

«Султанчики» - предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, организации подвижных игр, игр-соревнований. Способствуют развитию органов дыхания, мышц туловища.

«Бильбоке». Изготовлено из пластиковых бутылок, шнурка, пробки, для украшения цветная клейкая бумага. Предназначено для попадания в цель. Развивает глазомер, внимание, быстроту реакции, ловкость рук.

«Спортивные мешочки». Изготовлены из плотной ткани, и наполнены пшеном, горохом. Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия.

В нашей картотеке подвижных игр, есть такие игры, которые сопровождаются песнями, стихами, считалками. Детям очень нравятся такие игры, такие как, «Два Мороза»«Мы – весёлые ребята»«Краски»«Почта».

Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь, вырабатывается дикция, развивается память, речь.

Фото на слайд

  1. «Центр интеллектуального развития»

В центре интеллектуального развития находится Коврограф «Ларчик» , который раскрывает каждую из образовательных областей,  в том числе и речевое развитие.

Например, при использовании пространственных карточек «Лев-Павлин-Пони-Лань» дети учатся общаться друг с другом посредством использования сказочных персонажей,  придумывают продолжение сказки о приключениях героев.

В целях  повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития мы используем традиционные формы работы: консультации, оформление папок-передвижек, индивидуальные беседы.

В течение года указывается перечень игр по  речевому развитию детей дома. Конечно же, огромную помощь в работе с родителями оказывают родительские собрания. Совместно с родителями занимаемся изготовлением и приобретением игр и пособий по познавательно – речевому развитию.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое практическое пособие – лэпбук. 

Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Это отличный способ закрепления и повторения материалов. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Для того, чтобы усовершенствовать эти знания и навыки необходимы новые пути решения – создание практического пособия интерактивной папки – лэпбук.

Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Демонстрация лепбука по теме «Домашние животные»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Протокол заседания городского методического объединения воспитателей групп раннего вовраста

Тема: Цели и задачи работы ГМО воспитателей групп раннего возраста в 2019-2020 учебном году. Создание условий в ДОУ для раннего развития детей и поддержки семьи....

В «Ивушке» прошло заседание Городского методического объединения воспитателей

10.04.19 на базе дошкольной образовательной площадки «Ивушка» прошло заседание городского методического объединения воспитателей на тему «Круг детского чтения. Художественное произве...