Типологические варианты отклоняющегося развития
консультация по коррекционной педагогике

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otklonyayushcheesya_razvitie_18-19.docx239.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯhttp://iknigi.net/books_files/online_html/127132/i_003.png

1 ГРУППА. НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ.

Недостаточность (по отношению к соответствующему социально-психологическому нормативу) функциональных систем и психических процессов, недостаточность их базовых компонентов – регуляторного обеспечения психической активности и ментальных структур, определяющих, в первую очередь, сформированность познавательной деятельности:

Виды:

https://fictionbook.ru/static/bookimages/25/97/60/25976086.bin.dir/h/i_004.png

1. Тотальное недоразвитие – грубо недостаточно сформированы именно произвольная регуляция психической активности и пространственно-временные представления, которые являются основой развития регуляторно-волевой и когнитивной сфер ребенка:

      Три варианта тотального недоразвития:

                     http://iknigi.net/books_files/online_html/127132/i_009.png

2. Задержанное развитие несформированность этих же базовых компонентов, и регуляторной, и когнитивной сфер, но она не так велика по сравнению со средненормативной. Полностью компенсируется (откуда эта группа и получила название «задержанное развитие»):

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f67/0000d2b6-42ff9f09/img10.jpg

 

3. Парциальная недостаточность отдельных компонентов психической деятельности (либо регулятивного, либо когнитивного компонента), т.е. когда недостаточно сформированы лишь отдельные компоненты базовых структур.

2 ГРУППА. АСИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ.

Этот тип получил такое название, поскольку нарушается основной принцип развития – синхронность. При оценке состояния ребенка из этой группы можно увидеть сочетания недоразвития и ускоренного (акселеративного) развития отдельных психических сфер, при которых возникают явления социальной и поведенческой дизадаптации. Отмечается искажение в последовательности формирования структур психического развития, когда в нарушение фундаментальных законов развития отдельные процессы и функции развиваются «по-своему», искаженно, образуя оригинальные, порой причудливые структурные образования, где верхние функциональные уровни могут быть сформированы лучше, чем нижние.

Виды:

https://fictionbook.ru/static/bookimages/25/97/60/25976086.bin.dir/h/i_005.png

1. Дисгармоничное развитие- дисфункциональное формирование  аффективной организации при сохранности ее общей структуры и взаимосвязей. Т.е. поведенческие проявления будут противоположными – неуверенность в себе, склонность к навязчивым проявлениям, тревожность и т. п. при склонности к рискованным формам поведения, желанием быть всегда на виду и т. д.

2. Искаженное развитие. Наличие искажений в формировании (в первую очередь – искажения в структурной организации базовых компонентов психического развития) не только аффективной организации, но и остальных компонентов, приводящее к искажению пропорций и последовательности развития и когнитивной, и регуляторно-волевой, и аффективно-эмоциональной сфер. Речь идет о детях с аутистическими расстройствами (РАС).

3. Одарённость. Неравномерность развития отдельных сфер, их выраженно ускоренное развитие, поведенческая и/или социоэмоциональная дизадаптация. 

4. Дизинтегративное развитие. Характеризуется дизинтеграцией развития всех трех психических сфер, которая становится очевидной к возрасту 2–2,5 лет. Создается впечатление, что каждый из компонентов базовой структурной организации психического, в целом развиваясь в соответствии с онтогенетическими закономерностями, не связан в формировании с двумя остальными: каждый из них нормативен, но… независим. Различия наблюдаются именно в темповых показателях формирования каждого из компонентов.


3 ГРУППА. ПОВРЕЖДЕННОЕ РАЗВИТИЕ.

Наличие повреждающего влияния на центральную нервную систему (в первую очередь, головной мозг) того или иного  фактора, затрагивающего, в первую очередь, органические основы развития, а вторично (в зависимости от большого количества факторов: локализации, сроков, объема, выраженности, качества повреждения и т.п.) воздействующего на всю структуру  психического развития. В то же время к категории поврежденного развития может быть отнесена и психическая травма – как результат именно повреждения (а не неправильного формирования) системы аффективной организации:

Виды:

https://fictionbook.ru/static/bookimages/25/97/60/25976086.bin.dir/h/i_006.png

1. Развитие после органического повреждения ЦНС. 

Два варианта:

• локально поврежденное развитие;

• диффузно поврежденное развитие.

В качестве причин локально поврежденного развития рассматриваются локально очерченные травмы, новообразования, ограниченные кровоизлияния, очаги эпилептической активности, кисты и т. п.

К диффузно поврежденному развитию могут приводить такие заболевания, как тяжелые прогрессирующие формы гидроцефалий, менингит, энцефалит, другие мозговые инфекции, тяжелые травмы мозга – сотрясения или ушиб мозга, выраженный эписиндром, обширные кровоизлияния, состояния после нейрохирургических вмешательств и т. п. 

2. Психическая травма.

4. ГРУППА. ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ.

Недостаточность сенсорных (слуховых и зрительных), опорно-двигательных и иных систем.  К этой же категории относят и детей с множественными (сложными, сочетанными) нарушениями развития. В этой наиболее  сложной и тяжелой для организации их образования группе могут наблюдаться самые разнообразные сочетания недоразвития (недостаточности) слуха или зрения и когнитивных предпосылок, дефицитарности опорно-двигательного аппарата и слуха или зрения, а также любые другие сочетания дефицитов:

Виды:

https://fictionbook.ru/static/bookimages/25/97/60/25976086.bin.dir/h/i_007.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи

                         Для  слушателей курса повышения квалификации «Диагностика и коррекция  речевых нарушени...

Пространственные представления при отклоняющемся развитии

Исследования пространственных представлений, в отличии от изучения речевых функций, имеют нейропсихологии сравнительно короткую историю и еще не так систематизированы. Начало здесь положено трудами М....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Все дети разные: значение индивидуально – типологических особенностей в развитии ребенка"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Все дети разные: значение индивидуально – типологических особенностей в развитии ребенка"...

«ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ : ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО - ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА»

Одна из распространённых причин непонимания между детьми и взрослыми заключается в различии их природного темперамента. Темперамент – это динамика особенностей нервной и психической деятельности...

Доклад на тему: «Значение индивидуально-типологических особенностей в развитии ребенка»

Доклад на тему:  «Значение индивидуально-типологических особенностей в развитии ребенка»...

Пример клинико-психологической характеристики ребёнка с отклоняющимся развитием (Гиперактивность)

Клинико-психологическая характеристика ребёнка с отклоняющимся развитием....

Все дети разные: Значение индивидуально-типологических особенностей в развитии ребенка

Информация для родителей Все дети разные:Значение индивидуально-типологическихОсобенностей в развитии ребенка...