Адаптированная индивидуальная программа
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Першина Лариса Владимировна

Примерные адаптированные основные образовательные программы как условие повышения качества дошкольного образования. Адаптированная образовательная программа составляется с целью   обучения детей  с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                           Утверждаю

 заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 7

_____________________Д.О. Шевцова

Адаптированная образовательная программа

 для ребенка Иванова И.И.

 в условиях ДОУ  

 группа компенсирующего вида

(второй  год обучения)

Срок реализации – 2017-2018  уч. год.

1.

Разработчики программы:

                                                                     Першина Л.В. – педагог-психолог

                                                                      МАДОУ ЦРР д/с № 7

 

Ответственный за реализацию программы:

Першина Л.В. - педагог-психолог

С  программой ознакомлен

_______________________  

ФИО и подпись родителя

                                                

                                                Пояснительная записка

Сведения о ребёнке (характеристика):

     И.  посещает учреждение с 2015 года, группу компенсирующего вида. ПМПК рекомендует обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования  обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, осложненное умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, в соответствии с ИПРА ребенка инвалида с 06.2017 года.

-наблюдения невролога, психиатра, ортопеда;

-сопровождение логопеда, дефектолога;

-сопровождение психолога: развитие навыков продуктивной коммуникации, коррекции эмоционально-волевой сферы, произвольной регуляции.

             Физическое развитие И.  не соответствует возрастной норме.   Детский сад и  занятия посещает  не регулярно в виду основного заболевания.

  Контакт с И. устанавливается на  эмоциональном и «деловом» уровне. Обращенную речь понимает ситуативно, продуктивному контакту не доступен. Речь не сформирована, издает звуки, кричит.  Уровень знаний о своей и семье и окружающем мире, словарный запас  определить не удалось.

     На занятия идет за руку, интерес к занятиям, игре -  проявляет, инструкции к заданиям  понимает ситуативно (одноступенчатые), после 2-3-х кратного повторения.  Восприятие схемы тела, его частей,  восприятие формы, величины  и пространственные отношения, наглядно-действенное мышление, целостное восприятие в процессе формирования.   Объем зрительного, произвольного и слухового внимания низкий.  По просьбе покатай машинку — задание выполнил, собрал картинку из 2-частей (с помощью) , построил башенку из кубиков без  учета инструкции.

    Мелкая моторика, графические навыки не сформированы.  Ведущая рука — правая.

      В совместную деятельность со взрослым включается с трудом, познавательные задачи не решает, в условиях обучения действует неадекватно.   Работоспособность низкая, быстрая истощаемость.  Нуждается в организующей, направляющей и стимулирующей помощи.

   Эмоционально неустойчив,  произвольная регуляция и навыки самоконтроля развиты слабо. Навыки общения в стадии формирования.  В группе ведет себя обособленно, в контакт со сверстниками   не вступает, игровая деятельность носит манипулятивный характер.

       Навыки самообслуживания сформированы частично,   санитарно-гигиенические навыки не сформированы.

                                          особые образовательные потребности:

  •        потребность в обеспечении доступности учебного материала;
  •         развитие мотивации к коммуникации  и познавательных интересов;
  •        формирование социальной компетентности;
  •    необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого;

 ожидания родителей: социальная адаптация, обучение социально-коммуникативным навыкам, формирование эмоционально-волевой сферы ребенка.

                            

                                            Содержание программы

Образовательный компонент

Учебный план на 2017-2018 уч.год

Направления деятельности

Кол-во  часов в неделю

Кол-во  часов в год

1.

Знакомство с окружающим миром

     

 20  мин

 

    15 часов

2.

Развитие эмоционально-волевых компонентов

3.

Развитие  социально - коммуникативных навыков

                               

  Критерии оценивания достижений  для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Планируемый результат

 ребенок   овладевает умениями: 

  • использовать невербальные формы коммуникации (пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаз и рук, карточками ПЭКС);
  • пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки; проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами);
  • слушать  и  проявлять  интерес  к  речевым  высказываниям  взрослых,  рассказам,  стихам,  потешкам, песенкам;
  •  воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
  •  выполнять  действия  по  простым  речевым  инструкциям, отвечать на  простые вопросы  жестами или карточками ПЭКС.

Планируемый результат по развитию эмоционально-волевых компонентов:

  • осознание себя;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
  • владения правилами поведения;

Планируемый результат по развитию социально-коммуникативным навыкам:

  • установление эмоционально-делового  контакта  со  взрослым; понимание  инструкции  взрослого;
  • владеть первичными  способами  усвоения  общественного  опыта

(совместные  действия  со  взрослым  в  предметной  и  предметно-игровой ситуации,  подражание  действиям  взрослого);

  • развитие зрительного  восприятия - соотносить  игрушку  со звукоподражанием, произвольно произносят звукоподражание.
  • эмоционально реагировать на мелодичную музыку,  природные  звуки;
  •  формирование  позитивных  установок  к  различным видам  труда  и творчества;
  • формирование  основ  безопасного  поведения в  быту, социуме, природе.

                                           Коррекционный компонент

                                        Направления работы психолога:

                                         

      Развитие произвольности поведения и целенаправленности действий

  • идентификация ребенка со своим именем;
  • формирование позитивного отношение ребенка к своему имени;
  • учить  испытывать  эмоциональное  удовольствие  от  красивой  игрушки, от качества  материала  (пушистый,  мягкий,  теплый,  гладкий  и  т.  д.)
  •  учить эмоционально  реагировать  на  мелодичную  музыку, природные звуки;
  • формировать навыки практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимой);
  • формирование последовательных действий;
  • соблюдение элементарных правил;
  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • формировать    способность  адекватно  реагировать   на  выполнение режимных  моментов - от  игры  к непосредственно образовательной деятельности, пространственные перемещения;
  • развитие умения подчинять действие правилу;
  • умение действовать по сигналу, совместно или по показу;

                    Развитие социально - коммуникативных  навыков:

  • формировать    потребность  эмоционально-личностного контакта  со взрослым;
  • формировать   интерес  к  эмоционально-деловому  контакту  со взрослым;
  • формировать  умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
  • обучать    первичным  способам  усвоения  общественного  опыта  (совместные действия со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание  действиям  взрослого).
  • формировать интерес к игровой деятельности;

                                             Воспитательный компонент

     Условия взаимодействия специалистов ДОУ и ребенка

  • специалисты действуют согласно договору с родителями (законного представителя) ребенка.
  • специалисты ДОУ проводят НОД в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий согласно плану АОП.
  • специалисты ДОУ используют методы, приемы, средства с учетом индивидуальных психических и физических особенностей ребенка и специальной коррекционной программы для детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • создание условий для коррекции и воспитания ребенка в ДОУ,   использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности;
  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья

                           Условия взаимодействия ДОУ и родители:

  • проведение бесед, консультаций, родительских собраний и пр.
  • просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью через статьи, сайта ДОУ, сети интернет;
  • формирование толерантного отношения к этому ребенку через проведение общегрупповых  и общесадовых мероприятий;
  • создание условий  для коррекции и воспитания ребенка в ДОУ с интеллектуальной недостаточностью.

                                  Условия взаимодействия воспитанников ДОУ и ребенка:

  • посещение подгрупповых, общегрупповых  и общесадовых  занятий, мероприятий.
  • формирование толерантного  отношения к этому ребенку через чтение художественных произведений, создание проблемных игровых ситуаций, анализ ситуаций из жизни.

                         

                                   Заключение и рекомендации

  • Проведение  3-х ступенчатой диагностики уровня социально-коммуникативного развития  с целью успешной реализации АОП  и внесения корректив.
  • Взаимодействие между воспитателями и специалистами ДОУ с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ.
  • Взаимодействие родителей с медицинскими учреждениями  (посещение невролога, психиатра и других специалистов) выполнение медицинских рекомендаций.
  • Прохождение повторного осмотра областной ПМПК через рекомендуемый период.

                                         

                                                                      Литература:

 

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
  2.  «Психологическая  помощь  при  нарушениях  раннего  эмоционального

развития», Е.Р. Баянская, М., «Полиграф сервис, 2001.

  1.  Медникова  Л.  С.  Методы  психолого-педагогического  изучения  детей  с отклонениями в развитии : психолого-педагогич. практикум  /  Л.С.  Медникова, О.В. Вольская ; ПГУ. - Архангельск : ПГУ, 2001.
  2.  «Как понять ребенка»: дети с  гиперактивностью и дефицитом внимания»,  Н.Н. Заваденко, М., «Школа -Пресс», 2000.
  3. «Воспитание культуры поведение у детей дошкольного возраста», С. Петерина, М., «Просвещение», 1996
  4.  «Психологическая  помощь  при  нарушениях  раннего  эмоционального

развития», Е.Р. Баянская, М., «Полиграф сервис, 2001.

  1.  Психологическая готовность ребёнка к школе. – СПб, 2013
  2. «Эмоции», А. Никифоров, М., «Советская Россия», 1998.

                                   



Предварительный просмотр:

Специальная индивидуальная образовательная программа  ребенка 

2017  –  2018  учебный год

Фамилия, имя ребенка              Иванова И.

Дата рождения      __________.         дата заполнения   30.09.2017 г

Состояние здоровья          хр. нарушения здоровья (частые простудные заболевания)    

Заключения ПМПк   зачислить  в  младшую коррекционную группу   на основании ПМПк от 15.10.2015 года

  • Образовательные технологии, программы : для   составления   адаптированной   образовательной   программы   использовалась   адаптированная общеобразовательная программа   МАДОУ ЦРР д/с № 7,  специальная программа:  «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. , Программы  дошкольных  образовательных  учреждений компенсирующего  вида  для  детей  с  нарушением  интеллекта  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание"(авт. Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева);

  • Инновационные технологии, методы и средства: словесные, наглядные, практические  (чтение стишков-потешек, демонстрация тематических картинок, «Пальчиковый игротренинг» В. Цвынтарный, подвижные игры, упражнения, физкультминутки; психогимнастические упражнения,  эмоционально-символические и релаксационные методы).

  • Здоровьесберегающие технологии:  смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации;

  • Формы контроля и учета достижений ребенка-инвалида с умственной отсталостью:  промежуточная диагностика, итоговые занятия по приобретенным навыкам;

  • Фамилия, имя, отчество педагога заполняющего   СИПР                    педагог-психолог      Першина Л.В.

с 30.09.17г.   по  30.04.2018 г.

п/п

Направление,вид коррекционно-развивающей работы

Содержание коррекционной работы

Взаимодействие с  родителями

Характеристика динамики коррекционно-развивающей работы

Прим.

1.

Формирование  умения сотрудничать с со взрослыми

Пробуждать интерес к эмоционально-личностному контакту, эмоционально-деловому контакту со  взрослым: устанавливать контакт глазами, реагировать на свое имя; развивать умение выполнять одноступенчатые инструкции: Дай, иди, сиди, покажи и тд.

формировать адекватное поведение в конкретной ситуации: садись на стульчик, сидеть на занятии, ждать;

Родителям: рекомендации по взаимодействию с ребенком имеющим интеллектуальные нарушения;

2.

Развитие  эмоционально -волевой сферы

Отреагирование различных состояний, негативных эмоций:

знакомство с настроением и эмоциями: покажи как ты радуешься, а как ты злишься, а как ты грустишь? (вопросы сопровождаются демонстрацией картинок с эмоциями);

учить управлять собой: действовать по сигналу или по показу; подчинять действие правилу;

движение по инструкции в едином темпе;

Родителям: дома с ребенком  рассмотреть себя в зеркале. Совместно  улыбнуться, нахмурится, удивиться, высунуть язык.

3.

Формирование навыков общения

Учить  подражать действиям: здороваться и прощаться, давать и требовать предметы, просить и отказываться от помощи;

учить подражать мимике: учить на словесную просьбу махать рукой, хлопать в ладоши, топать ногой; давать предмет, показывать предмет;

учить подражать звукам (игры со звуками): «Покачай лялю, а-а-а-», «Паровозик ту-ту-ту», «Дудочка ду-ду-ду», «Корова му-му»;  

Родителям: рекомендации по способам общения  с ребенком имеющим нарушения интеллектуальной сферы

4.

Развитие игровой деятельности

Учить эмоционально положительно реагировать   и проявлять интерес к игрушкам и предметам и адекватным способам действия с ними; побуждать совершать отражательные действия  с игрушками за взрослым; учить использовать игрушку в соответствии с ее функциональным предназначением;

Учить совершать:

1. предметные действия с игрушкой;

2. процессуальные действия с игрушкой;

3. цепочку игровых действий;

4. игру с элементами сюжета («Девочка спит», «Девочка кушает», «Построим дом», Кукла поет и пляшет»)

Учить соотносить игрушку в соответствии с ее изображением на предметной картинке, называть ее, используя звукоподражание или лепетные слова;

Родителям:  рекомендации по использованию игрушек в домашних условиях  с целью побуждения ребенка совершать отражательные действия  с игрушкой за взрослым;

5.

Формирование навыков тонкой моторики и сенсорное развитие

Развитие зрительного восприятия: учить фиксировать взгляд на предмете ;развивать умение изучать глазами картинку, переводить взгляд с одного изображения на другое;

развитие хватательных движений: согнув кисть и пальцы  грабельками. Захватывать мелкие предметы: пользоваться большим пальцем с одной стороны и остальными с другой, чтобы схватить маленький предмет;

учить доставать предмет из коробки, снимать кольца со стержня  пирамидки, захватывать мелкий предмет щепоткой;

умение ставить и класть предметы в нужное место: научить перекладывать предметы из одной коробки в другую; класть палочки в баночку; строить башню из двух кубиков; вкладывать шары в круглые отверстия;

учить манипулировать предметами: вставлять маленькие стаканчики в большой по размеру; снимать крышку с коробки; подражая действиям психолога, переворачивать предмет;

учить подбирать предметы к картинкам (выбор из двух-трех) разные по величине, большой, (маленький) по инструкции взрослого.

Родителям: развивать основные движения, мелкую моторику рук.

Упражнение «Кулак, палец, ладонь»

6.

Формирование целостной картины мира

Познакомить с предметами окружающей действительности: (тематический план- игрушки, посуда, одежда, мебель).

Формировать временные представления: весна, лето, осень, зима;

учить наблюдать за изменениями в природе и погоде: светит солнце, идет дождь, падают листья, падает снег,

Родителям: организация домашнего заданий по рекомендации психолога через индивидуальную тетрадь (по теме)

7.

Формирование первичных личностных отношений

Учить ребенка узнавать себя на фото, показывать на лице глаза, рот, нос, лоб, щеки, на голове — волосы, ноги, руки. Указательным пальцем показывать «Я», «Он-она», и т.д

Родителям: рассматривать домашний фотоальбом (дедушка, бабушка, мама, папа,  ребенок)

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Зеленгинская средняя общеобразовательная школа» Володарского района Астраханской области   Программа индивидуального с...

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы.

По программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»...

Программа индивидуального сопровождения воспитателей как часть адаптированной образовательной программы ребенка ОВЗ в условиях

Программа индивидуального сопровождения воспитателей как часть адаптированной образовательной программы ребенка ОВЗ в условиях МБДОУ общеразвивающего видаСрок реализации:  2017-2018 учебный год...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)

Адаптированная индивидуальная программа развития дошкольного образования с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью)...