Принципы построения системы развивающей и коррекционной работы психолога
презентация по коррекционной педагогике на тему

Невмержицкая Мария Александровна

Принципы построения системы развивающей и коррекционной работы психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл found_6674337_108577.pptx106.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Принципы построения системы развивающей и коррекционной работы психолога Занятие №1

Слайд 2

Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов и социальных работников. Но с тем, чтобы оказываемая помощь была адекватной необходима правильная оценка проблем развития ребенка. Рассмотрим нарушения наиболее характерные в каждом возрастном периоде.

Слайд 3

ВОЗРАСТ Н А Р У Ш Е Н И Я 7-8 лет 9-10 лет 11-14 лет 15-17 лет Интеллектуальные нарушения Эмоциональные нарушения Психогенные нарушения Личностные нарушения Расстройства поведения

Слайд 4

ВОЗРАСТ Н А Р У Ш Е Н И Я 7-8 лет 9-10 лет 11-14 лет 15-17 лет Интеллектуальные нарушения 1 13 19 7 2 20 14 8 Эмоциональные нарушения 3 15 21 9 Психогенные нарушения 4 22 16 10 Личностные нарушения 5 17 23 11 Расстройства поведения 6 24 18 12

Слайд 5

ВОЗРАСТ Н А Р У Ш Е Н И Я 7-8 лет 9-10 лет 11-14 лет 15-17 лет Интеллектуальные нарушения Умственная отсталость Умственная отсталость Умственная отсталость Умственная отсталость Задержка психического развития Задержка психического развития Интеллектуальный дефект Интеллектуальный дефект Эмоциональные нарушения Гипердинамический синдром, дефицит внимание, элективный мутизм (избирательный отказ от речи) Гипердинамический синдром, дефицит внимание Эмоциональная неустойчивость, демонстративные суициды (шантажное поведение) Шизофреноподобное поведение Психогенные нарушения Невротические расстройства, школьные фобии, энурез , энкопрез , побеги, тики Невротические расстройства, школьные фобии, энурез , энкопрез , побеги, тики Невротические расстройства, школьные фобии, побеги, тики Неврозы: неврастения, невроз навязчивых состояний, истерический невроз, ипохондрия, тики

Слайд 6

ВОЗРАСТ Н А Р У Ш Е Н И Я 7-8 лет 9-10 лет 11-14 лет 15-17 лет Личностные нарушения Регрессивное поведение, инфантильное поведение Регрессивное поведение, инфантильное поведение Гротескные проявления пубертатного периода Сверхценные образования (идей, эмоций, хобби, мировоззрения, дисморфомании ) Расстройства поведения Расстройства социального поведения: неспособность установления устойчивых взаимоотношений со сверстниками (изоляция), оппозиционно-вызывающее поведение Расстройства социального поведения: неспособность установления устойчивых взаимоотношений со сверстниками (изоляция), оппозиционно-вызывающее поведение Аддиктивное поведение, побеги бродяжничество Аддиктивное поведение, анорексия , диссоциальное поведение (депрессивность, агрессивность)

Слайд 7

Интеллектуальные нарушения УО – выявляется психологом как тотальное недоразвитие ВПФ, диагностируется психиатром Обучаются в ООК по специальным программам. Основная цель обучения – социализация и формирование трудовых навыков. ЗПР – выявляется психологом как неравномерное развитие ВПФ, диагностируется психиатром До 11 – 12 лет основная цель – компенсация дефекта с помощью различных технологий обучения и коррекции Интеллектуальный дефект – выявляется психологом как стойкое нарушение отдельных психических функций, диагностируется психиатром Основная цель обучения социальная и педагогическая реабилитация, профориентация , и по возможности профессиональная подготовка

Слайд 8

Эмоциональные нарушения Гипердинамический синдром – выявляется педагогами, диагностируется психиатром Корректируется медикаментозно и предъявлением адекватного режима дня Дефицит внимания - выявляется педагогами, определяется психологом в ходе исследования характеристик внимания (как истощаемость), диагностируется психиатром Корректируется развитием волевой сферы Эмоциональная неустойчивость - выявляется педагогами, определяется психологом как лабильность нервной системы, диагностируется психиатром Корректируется медикаментозно и формированием положительной самооценки, позитивной «Я» концепции Щизофреноподобное поведение - выявляется педагогами, родителями, диагностируется психиатром Корректируется в ходе семейной психотерапии (психиатр, психотерапевт) Элективный мутизм - выявляется педагогами, родителями, диагностируется психиатром Корректируется психотерапевтом. Необходима правильно выстроенная стратегия взаимодействия с педагогами и сверстниками. Коммуникативные занятия с психологом Демонстративные суициды (шантажное поведение) - выявляется педагогами, родителями, диагностируется психиатром Корректируется психотерапевтом в ходе семейной терапии при адекватной психолого-педагогической поддержке в школе

Слайд 9

Психогенные нарушения Невротические расстройства, школьные фобии, энурез , энкопрез , побеги, тики – выявляются педагогами, родителями, психологом , диагностируются психиатром Корректируются психотерапевтом в ходе семейной психотерапии, возможна медикаментозная поддержка Неврозы: неврастения, невроз навязчивых состояний, истерический невроз, ипохондрия, тики - выявляются педагогами, родителями, психологом , диагностируются психиатром Корректируется медикаментозно и психотерапевтически

Слайд 10

Личностные нарушения Регрессивное поведение, инфантильное поведение, г ротескные проявления пубертатного периода, сверхценные образования (идей, эмоций, хобби, мировоззрения, дисморфомании ) – выявляются педагогами, родителями, психологом , диагностируются психиатром Корректируются психотерапевтически при адекватной психолого-педагогической поддержке в школе

Слайд 11

Расстройства поведения Расстройства социального поведения: неспособность установления устойчивых взаимоотношений со сверстниками (изоляция), оппозиционно-вызывающее поведение - выявляется педагогами, диагностируется психиатром Корректируется психотерапевтически и коммуникативными занятиями с психологом , при адекватной педагогической поддержке Аддиктивное поведение, побеги, бродяжничество - выявляется педагогами, диагностируется психиатром Корректируется психотерапевтическими мероприятиями социально-педагогической напраленности Аддиктивное поведение, анорексия , диссоциальное поведение (депрессивность, агрессивность) – выявляется родителями, педагогами, диагностируется психиатром Корректируется психотерапевтически и медикаментозно

Слайд 12

Расстройства с которыми работает психолог Интеллектуальные нарушения - УО, ЗПР Диагностика - выявление развития ВПФ Коррекция – социализация (УО), коррекция и развитие, социальная реабилитация и профориентация (ЗПР) Эмоциональные нарушения – дефицит внимания, эмоциональная неустойчивость, элективный мутизм Диагностика – истощаемость внимания, лабильность нервной системы Коррекция – развитие волевой сферы, формирование положительной самооценки и позитивной «Я» концепции, коммуникативные занятия Психогенные нарушения Диагностика – выявляются наблюдением невротические расстройства Коррекция - Личностные нарушения Диагностика -выявляются наблюдением Коррекция – психолого-педагогическая поддержка Расстройства социального поведения Диагностика - Коррекция – коммуникативные занятия

Слайд 13

Принципы построения системной коррекционной работы психолога с детьми с отклоняющимся развитием Психологическая коррекция - выявление и преодоление недостатков, дефицитарности в развитии психических функциональных систем и личностных свойств. Психологическая коррекция - основной метод воздействия специалиста для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств.

Слайд 14

Принципы построения системной коррекционной работы психолога с детьми с отклоняющимся развитием Принцип единства диагностики и коррекции Иерархический принцип психологической коррекции А) вектор « сверху-вниз » – активное формирование того, что должно быть достигнуто в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями общества – создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка – целенаправленное формирование психологических новообразований Б) вектор «снизу-вверх» – упражнение и тренировка уже имеющихся способностей

Слайд 15

Принципы построения системной коррекционной работы психолога с детьми с отклоняющимся развитием 3. Принцип учета системности развития в коррекционной практике – учитывая всю структуру и иерархию конкретного варианта психического развития, понимать каким путем шло развитие, каковы причины нарушения развития. Это позволяет определить возрастную «точку» отклонения от программы развития и построить коррекционную программу «с нужного места». Создается оптимальная последовательность включения развивающихся или коррекционных воздействий. При этом необходим постоянный контроль прохождения ребенком «коррекционного пути» – соотнесение программы нормального развития с формируем в результате коррекции.

Слайд 16

Принципы построения системной коррекционной работы психолога с детьми с отклоняющимся развитием 4. Принцип профессиональной компетентности – четкое осознание пределов и границ своих возможностей применительно к воздействию на ребенка(особенно для детей младших школьников и дошкольников – не могут принять решение о прекращении проводимой с ними работе, не осознают результатов воздействия). 5. Принцип комплексности А) включение в работу необходимого количества различных специалистов Б) творческое использование различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями к учебно-материальному обеспечению».

 “Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая с...

Презентация "Принципы построения предметно-развивающей среды"

Среда, в которой живет ребенок,  включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование. Учитывая,  что у детей с ДЦ...

Консультация для педагогов "Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении"

Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возростными особенностями детей, их потребностями и интересами....

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач данного возраста. Стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на “зону ближай...

Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДО, в соответствии с требованиями ФГОС из опыта работы в МБДОУ детском саду «Сказка»

При отборе оборудования, учебно-методического  и игрового материала  коллектив МБДОУ детского сада «Сказка» руководствуется нормативно-правовой базой:- Федеральным законом «...

Самостоятельная работа "Составление таблицы по организации предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности дошкольника и принципов построения предметно-развивающей среды"

В работу представлена в виде таблицы, включащей: вид деятельности,принципы, оборудование и материалы для организации предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста...