Главные вкладки

    Особенности коммуникативной готовности старших дошкольников с ЗПР к школьному обучению.
    консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Романенкова Татьяна Сергеевна

      Особенности коммуникативной готовности старших дошкольников с ЗПР к школьному обучению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gotovnost_detey_k_shkolnomu_obucheniyu.docx19.79 КБ
    Файл prezentatsiya_04.pptx2.27 МБ

    Предварительный просмотр:

    1 слайд Готовность детей к школьному обучению, предполагает определенный уровень развития психических процессов, обеспечивающих включение ребенка в новую для него систему социальных отношений, а также успешное овладение чтением, счетом, письмом, решением арифметических задач. Обучение ребенка, по Л.С. Выготскому, опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько на созревающие. Эти функции развиваются в процессе обучения, которое идет впереди развития. Период созревания соответствующих функций является самым оптимальным периодом для соответствующего вида обучения.

    2 слайд  В последнее время возрос процент неуспевающих учеников, которые по ряду причин не смогли адаптироваться к условиям школьного обучения. Одной из причин школьной дезадаптации является недостаточная сформированность коммуникативной деятельности дошкольников. В связи с этим возникает необходимость создания определенных педагогических условий и приёмов формирования компонентов коммуникативной готовности к школе и внедрения их в структуру программы ДОУ.

    3-4 таблицы.

    5 слайд.

    Тема зарождения и становления коммуникативных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных явлений среди молодежи наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и т.д.). Накладывают свой отпечаток на детей в раннем и дошкольном детстве. На ранних этапах развития общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование отношений.

    6 слайд

    В последнее время в семьях наших детей произошли коренные изменения. Перед родителями остро встала проблема общения с ребенком. Они много работают, все меньше уделяя внимания детям. Члены семьи все чаще жалуются на трудности общения, непонимание, душевную черствость. Дети скучают по родителям, по-своему переживая духовное одиночество. В детских учреждениях все острее встает проблема дисциплины. Растет число неуправляемых детей, не умеющих общаться, легко впадающих в гнев или надолго уходящих в себя, замкнутых. Эти дети лишаются навыков общения, становясь все более одинокими.

    7 слайд Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации. Коммуникативная готовность воспитанников ДОУ играет немаловажную роль для успешного перехода к самостоятельной школьной жизни, является целью, условием и результатом эффективного педагогического взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса. Учитывая возрастные возможности дошкольников, мы говорим об элементарных навыках и знаниях о стилях общения, методах, приемах и средствах коммуникации.

    8 слайд

    У детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеются трудности в формирования коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы, препятствует овладению знаниями. Дети с ЗПР оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков. Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде у них крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности, они не умеют обобщать и абстрагировать признаки; интерес к учебной деятельности четко не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма нестойка, преобладает игровая мотивация; при этом одним из диагностических признаков у детей с  ЗПР выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны, плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и соблюдать школьный режим.  Результатом является общее отставание в социальном развитии.

    У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т.д.). У дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частая смена настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей…

    Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др.

    Большинство детей с задержкой психического развития живут в условиях дефицита родительского тепла и любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко.

    Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому, что и к концу дошкольного возраста дети с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи

    10 слайд

    При  разработке комплекса педагогических условий по формированию коммуникативной готовности к школе детей с ЗПР следует придерживаться следующих пунктов:

    – совместно с медицинским сопровождением обеспечить систематическую реабилитацию психического здоровья детей с ЗПР с целью устранения или сглаживания аффективных состояний, повышенной возбудимости;

    – развивать социальный интеллект дошкольников, т.е. способствовать их правильному пониманию окружающих, учить сопереживать другому, адекватно оценивать себя;

    – обучать агрессивных детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, а также терпимости и компромиссу;

    – развивать у замкнутых и неуверенных в себе детей вкус к общению, потребность в расширении адекватных социальных контактов, умение снимать у них коммуникативную тревожность. Психокоррекционную работу возможно организовать и обеспечить средствами игротерапии, психотренингов, групп общения. Психологу и педагогам совместными усилиями придется:

    проанализировать стиль общения самих взрослых (родителей, педагогов): не являются ли они причиной отрицательных эмоциональных и поведенческих проявлений в отношении учебной ситуации, других людей;

    – закреплять в духовном сознании ребенка с ЗПР групповые нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических установок и привычек через доступные формы социального поведения (например, организацию ситуаций взаимопомощи, взаимозаботы, поздравления с днем рождения);

    – целенаправленно создавать личностную привлекательность каждого ребенка путем моделирования ситуаций успеха, общей для класса радости;

    – включать изолированных и отверженных детей в совместную разноплановую деятельность коллектива;

    – одобрять, обсуждать любые проявления доброго, внимательного отношения к сверстникам;

    – обеспечивать каждому ребенку индивидуальную компенсаторную психологическую поддержку.

    -  проведение коммуникативных игр, направленных на развитие навыков общения у детей с ЗПР.

    11 слайд. Примерный план-сетка использования в работе с детьми с ЗПР коммуникативных игр.

    Месяц

    Задачи

    Игры

    Ноябрь

    Создание доброжелательной атмосферы, установление контакта, формирование положительной мотивации к деятельности, развитие эмпатии, внимания друг к другу, наблюдательности

    Игры-приветствия, «снежный ком», «Встаньте, кто…», «что изменилось», «Моё настроение», «Эмоции героев», «Сижу, сижу на камушке»

    Декабрь

    Развитие невербальных средств общения, понимания друг друга и чувствования

    Снятие напряжения, развитие группового единства

    «Передача чувств», «Тихий разговор», «Подарок другу», «Интонация», «Менялки игрушек»

    «Дождь в лесу», «Мыльные пузыри», «Рисование», «Клеевой дождик», «Путаница»

    Январь

    Развитие произвольности поведения

    Развитие способности к сопереживанию, отзывчивости, умения находить выход из ситуации, сотрудничать

    «Давайте поздороваемся», «повтори за мной», «Шапка-невидимка»

    «Гномики», «Игрушка», «Меняемся пуговицами», «От спины к спине»

    Февраль

    Развитие умения действовать по правилам, умения слушать

    Развитие вербального общения, совместной деятельности, учить детей играть в сюжетные игры по правилам

    «Да и нет не говори», «Запрещённое движение», «Летят – не летят», «Это и хорошо, и плохо»

    «Найди пару», «Хитрая лиса», «Весёлый колпачок», «Самовар», «Займи домик»

    Март

    Развивать навыки сотрудничества в сюжетно-ролевых играх

    «Магазин игрушек», «День рождения куклы», «Школа»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Особенности коммуникативной готовности старших дошкольников с ЗПР к школьному обучению. Подготовила: учитель – логопед Романенкова Т.С.

    Слайд 11

    . Месяц Задачи Игры Ноябрь Создание доброжелательной атмосферы, установление контакта, формирование положительной мотивации к деятельности, развитие эмпатии, внимания друг к другу, наблюдательности Игры-приветствия, «снежный ком», «Встаньте, кто…», «что изменилось», «Моё настроение», «Эмоции героев», «Сижу, сижу на камушке» Декабрь Развитие невербальных средств общения, понимания друг друга и чувствования Снятие напряжения, развитие группового единства «Передача чувств», «Тихий разговор», «Подарок другу», «Интонация», «Менялки игрушек» «Дождь в лесу», «Мыльные пузыри», «Рисование», «Клеевой дождик», «Путаница» Январь Развитие произвольности поведения Развитие способности к сопереживанию, отзывчивости, умения находить выход из ситуации, сотрудничать «Давайте поздороваемся», «повтори за мной», «Шапка-невидимка» «Гномики», «Игрушка», «Меняемся пуговицами», «От спины к спине» Февраль Развитие умения действовать по правилам, умения слушать Развитие вербального общения, совместной деятельности, учить детей играть в сюжетные игры по правилам «Да и нет не говори», «Запрещённое движение», «Летят – не летят», «Это и хорошо, и плохо» «Найди пару», «Хитрая лиса», «Весёлый колпачок», «Самовар», «Займи домик» Март Развивать навыки сотрудничества в сюжетно-ролевых играх «Магазин игрушек», «День рождения куклы», «Школа»

    Слайд 12

    . Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные проблемы готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.

    Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в ...

    Становление личностной готовности ребенка 6-7 лет к школьному обучению

    В статье расмотрены этапы становления личностной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста...

    Коммуникативная компетентность старших дошкольников - необходимое условие для успешного обучения в школе.

    Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство не лучшим образом вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого ...

    Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

    Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...

    Особенности коммуникативной готовности старших дошкольников с ЗПР к школьному обучению

    Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется ...

    Карта-характеристика готовности воспитанников детского сада к началу школьного обучения на 2017-2018 учебный год.

    Углублённое обследование детей проводится перед поступлением детей в школу (с февраля по май). Для определения уровня готовности ребенка к обучению в школе ориентиром чаще всего служит карта-характери...

    Методические рекомендации для педагогов ДОУ по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению

    Представлен методический материал для воспитателей ДОУ, студентов о созданию педагогических условий в детском коллективе для формирования личностной готовности дошкольников к школьному обучению в проц...