проект "Песочная терапия"
проект по коррекционной педагогике на тему

Иванова Людмила Владимировна

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesochnaya_terapiya.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Нюрбинское управление образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сардана» села Малыкай Нюрбинского района

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Проект «Сказочный песок»

Выполнила: педагог-психолог

МБДОУ д/с «Сардана» с.Малыкай

Иванова Людмила Владимировна

с. Малыкай  


Введение

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.

Песочная терапия - это один из современных методов психотерапии, применяемый как в детской, так и во взрослой практике. Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое время препровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Он снимает внутреннее напряжение, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Игра с песком помогает ребенку выразить то, что он сам пока не осознает, то, чего он сам пока не понимает.

Занятия по песочной терапии обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

Цель - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя.

Задачи:

  • Организовать работу с “педагогической песочницей”;
  • Ввести новые здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс ДОУ;
  • Создать необходимые условия для занятий песочной терапией;
  • Познакомить с физическими свойствами песка;
  • Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями;
  • Развивать фантазию, образное мышление и творческие способности дошкольников;
  • Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников, повышать самооценку детей;
  • Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими;
  • Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Методы работы. Рассматривание иллюстраций, видео-слайдов. Беседы. Дидактические, пальчиковые, театрализованные игры. Исследование и экспериментирование. Наблюдения. Беседы. Чтение художественной литературы. Слушание музыки. Нетрадиционные способы рисования.

Тип проекта: игровой.

Участники проекта: дети дошкольного возраста.

 Ожидаемые результаты проекта:

  • У ребенка развита мелкая моторика, выносливость и усидчивость.
  • Ребенок обладает развитым образно - логическим мышлением, пространственным воображением, проявляет инициативу и самостоятельность в игровой деятельности, владеет разными видами игры, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, использует активную речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
  • Ребенок готов научиться чему-то сам.

Основные направления реализации проекта:

- Игры-занятия, игры-упражнения, игры-ситуации, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры – исследования, нетрадиционный способ рисования (рисование песком на стекле, песочная анимация).

-      Оснащение предметно-развивающей среды:

Срок реализации: среднесрочный.

Этапы реализации проекта: 1-2 неделя сентября 2017г

- Подготовительный этап: подбор и изучение методической литературы; систематизация подобранного материала; создание педагогической песочницы, создание стола для рисования песком; определение темы проекта, его цели и задачи; составление плана работы над проектом; предварительная работа с родителями на тему «Сказочный песок».

Создание педагогической песочницы:

- Водонепроницаемый деревянный ящик, дно и борта которого должны быть голубого (синего) цвета (дно символизирует воду, а борта – небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для групповых занятий – 90/70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый.

- Песок должен быть сертифицированным, или прокаленный в духовке, а затем не реже чем 1 раз в неделю ящики с песком необходимо кварцевать. Заполняется песок на 1/3 ящика.

- Наборы игрового материала. Необходимо иметь следующие категории объектов: люди (фигурки людей разных полов, рас, культур и возрастов, размеров, фигурки семья, фигуры представляющие весь диапазон человеческих эмоций кричащие люди, улыбающиеся, фигуры в стиле героев мультфильмов Человек-паук, Супермен, игрушки из киндер-сюрприза, гномы, ведьмы, феи, для обозначения войны в коллекции должно быть большое количество солдатиков, ковбои, инопланетяне, в дополнение к ним необходимо иметь оружие, цепи);животные (группы диких животных, хищников, домашние животные, мифологические животные, дракон, динозавры, животные из киндер-сюрприза, гнезда для птиц, клетки и заборы, ракушки, морские звезды); растения(морские, горные, тропические, пустынные, пруты, веточки, сосновые шишки, мох, свежие веточки сосны, шелковые и пластмассовые цветы, деревья из разных материалов); полезные ископаемые (разнообразие камней);здания (деревенские избы, замки, магазины, церкви, детские сады, школы и т.д.); транспорт (наземный, воздушный, водный); категория разное (солнце, луна, зеркала, стеклянные шары, шприцы, продукты питания не настоящие, атрибутика обстановки в доме, мебель).

Предварительная работа с детьми: в конце сентября 2017г.

Было проведено диагностическое обследование дошкольников, с помощью методики для определения психического состояния ребенка «Паровозик».

Оценка результатов диагностики «Паровозик» в начале

Количество воспитанников

Количество принимавших участие в тестировании

Негативное психическое состояние высокой степени

Негативное психическое состояние средней степени

Негативное психическое состояние низкой степени

Позитивное психическое состояние

Младшая группа-21 детей

16

2

3

5

6

Средняя группа-20 детей

18

2

5

4

7

Подготовительная группа-21 детей

20

1

3

8

8

Основной этап: октябрь, ноябрь 2017г

Далее было подготовлено необходимое оборудование для практического обогащения проекта. Разработана серия регулярных занятий арт - терапевтического цикла;

В ходе работе с песком дети конструировали из песка, рисовали песком и на песке, экспериментировали, составляли узоры на песке, создавали картины на песке и “песочного мира”.

Каждое занятие начиналось с ритуала приветствия, который способствует сплочению детского коллектива, помогает им настроиться на работу. Далее проходила основная часть занятий, которые были направлены на снижение уровня тревожности и страхов. А также на коррекцию таких психических процессов как внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета, развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений, совершенствование умения и навыков практического общения, развитие фантазии, побуждение ребенка к активным действиям концентрации внимания, стабилизация положительного эмоционального фона. После основной части проводилась рефлексия, дети проговаривали о том, что почувствовали, что понравилось, что нового узнали. Затем ритуал прощания.

В ходе данной работы можно было заметить, что детям очень нравились занятия. Дети научились различным формам преодоления страхов и пробовали применять их на практике. Можно отметить сплочение детского коллектива за время проведения проекта.

Заключительный этап: в конце ноября 2017г

Оценка результатов диагностики «Паровозик» после проведения игр с песком

Количество воспитанников

Количество принимавших участие в тестировании

Негативное психическое состояние высокой степени

Негативное психическое состояние средней степени

Негативное психическое состояние низкой степени

Позитивное психическое состояние

Младшая группа-21 детей

16

-

3

6

7

Средняя группа-20 детей

18

1

2

5

10

Подготовительная группа-21 детей

20

-

2

5

13

Таким образом можно сказать, что результаты диагностики в целом хорошие, уровень тревожности и страхов снизился. Дети стали более спокойные и уверенные в себе.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

При использовании проекта:

  • Стабилизируется эмоциональное состояние детей и их психофизическое оздоровление;
  • Повысился уровень познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
  • Сформировались коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками.
  • Повысился уровень сформированности самосознания и адекватной самооценки.

Практическая значимость: применение песочной терапии способствовует снижению уровня тревожности и страхов воспитанников.

Результаты проекта будут представлять практический интерес не только для педагогов нашего ДОУ, но и для других дошкольных учреждений.

Если проект «Сказочный песок» удовлетворит потребность родителей и детей, то в будущем году планируется выпустить методическое пособие по распространению опыта работы песочной терапии в сельской ДОУ, изготовление и продажа педагогической песочницы.

Финансовое обеспечение проекта:

Наименование

Кол-во

Стоимость

Сумма

1

Песочница для рисования песком

3

500

1500

2

Наборы игрового материала

3

3500

10500

3

Песок («Радужный песок»)

9

350

2100

Итого:

14100

Список литературы: 

1. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб., 2007

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.

3. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.

5. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, - 8 - воображения, речи: Игровые задания. - М.: Издательство «Первое сентября», 2004.

6. Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице». Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2014.

7. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2014.

8.  Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006

9. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. 2013.

10. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). - М.,1960. - 328с.

11. Алябьева Е.А. Игры для детей 4 — 7 лет: развитие речи и воображения. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.,1991.-93с.


Приложение 1

Паровозик. Методика для определения психического состояния ребенка.

Цель: Методика предназначена для определения степени позитивного и негативного психического состояния ребенка. Применяется индивидуально с детьми от 2,5 лет.

 Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков ( красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, коричневого, серого и черного цветов). Их можно сделать самостоятельно из цветной бумаги.

  Инструкция: Перед ребенком в беспорядочном порядке раскладывают вагончики. Ребенка просят первым прицепить к паровозу вагончик самого красивого цвета. Затем самый красивый из оставшихся и так далее.

Интерпретация: Присвоение баллов производится соответственно таблице: Если в результате сложения баллов их сумма меньше 3 – то психическое состояние оценивается как позитивное. 4-6 баллов – негативное психическое состояние низкой степени; 7-9 баллов - негативное психическое состояние средней степени; Больше 9 баллов - негативное психическое состояние высокой степени.

 1

Б

А

Л

Л

 

цвет

позиция

2

Б

А

Л

Л

а

 

 

 

3

Б

А

Л

Л

А

 

 

 

 

ф

1

ф

2

ч

1

ч

2

сер

1

ч

3

сер

2

сер

3

кор

1

кор

2

кор

3

кр

7

син

7

кр

6

кр

8

ж

7

ж

6

з

7

ж

8

з

6

син

8

з

8

 Приложение 2

Игры с песком для детей от трех до пяти лет.

«Следы»

Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы?).

«Отпечатки»

Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.

«Игра на пианино»

Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе. Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.

«Собери грибы»

«Ты корзину в лес бери, 
Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Рыжики, волнушки
Найди-ка на опушке!»

Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.

«Хлеб»

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки!

Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками(«месит»)

Затем произвольно лепит изделия

«Загадка»

Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?

«Секретики»

Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую палочку.

Игры с песком для детей старшего дошкольного возраста.

«Секретики»

Игра проводится с усложнением. Детям предлагается «засекретить» геометрические фигуры, буквы, цифры.

«Угадайка»

В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова.

«Страна слов»

На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.

«Сапер»

Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.

«Мое имя»

В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен.

«Бусы для мамы»

«Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей?
Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»

С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапи-терапия искусством.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"

Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...