«Обучение дошкольников с интеллектуальными нарушениями сюжетно- ролевой игре»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Варламова Надежда Викторовна

Д. Б. Эльконин: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Содержание игры – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение дошкольников с интеллектуальными нарушениямисюжетно- ролевой игры»

Д. Б. Эльконин: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Содержание игры – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми.

По игровому замыслу игры можно разделить группы: отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов,.); отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.)

В ролевых играх воспитывается; сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность.

Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства является игра.

Сюжетно-ролевая игра в развёрнутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними; она выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребёнка в самых общих смыслах человеческой деятельности.

Сюжеты очень разнообразны и изменяются в зависимости от конкретных условий жизни ребёнка и расширения его кругозора.

Роль - игровая позиция, ребенок отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры, выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Игра является основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения ребенка.

Предметная деятельность детей  на уровне манипуляций, часто неспецифических (бросание предметов и игрушек на пол, постукивание ими, попытки сосать и грызть предметы и игрушки и т.п.). Для них характерным является многократное стереотипное повторение одних и тех же действий. Не складывается и потребностно - мотивационный план игры.

Они длительное время не проявляют интереса к ее процессу и игрушкам, действуют безразлично, пассивно подчиняясь требованиям взрослого.

Случайные раздражители отвлекают их внимание от игры и приводят к ее разрушению.

Лишь в процессе длительного обучения дети овладевают системой знаний, связанных с непосредственным опытом детей.

Выполнение игровых действий без сопровождения речи. Эмоциональной бедности игры аномального ребенка следует отнести не только за счет несомненных биологических факторов, но и, как показывает педагогический опыт, за счет своеобразной эмоциональной депривации, возникающей на ранних этапах детства.

Дошкольники с нарушением интеллекта, способны в своих играх отразить процесс деятельности людей, а не их отношения, что характерно для нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста.

Обучение детей  с интеллектуальными нарушениями элементам сюжетной игры должно включать следующие компоненты:

Начинать с организации их поведения и общения.

Формировании общепринятых норм поведения играет, приучение. Когда ребёнку систематически показываешь, как поступать в определённых ситуациях, ежедневно тренируешь их в этом через игровую деятельность.

Во время занятий не следует вести длительные беседы и поучения (дети не воспринимают их).

Формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить друг другу.

Занятия проводятся в форме сюжетно-ролевых игр, в системе два раза в неделю, во второй половине дня.

1) демонстрация педагогом элементов сю­жетной игры с предварительным и попутным разъяснением;

2) последующее введение детей в игровую ситуацию;

3) отсро­ченное выполнение детьми игровых действий по подражанию в созданной игровой ситуации.

В процессе сюжетно-ролевых игр детей необходимо научить моделировать ситуации реального эмоционального общения.

На первых этапах работы широко используются такие приемы как совместные действия ребенка и взрослого, выполнение ребенком действий по подражанию.

Начинать целесообразно с игр-импровизаций, в ходе которых маленькие дети смогут превращаться в бабочек, жучков, птичек, становиться собачками, котятами, зайцами и т.п. игры-импровизации способствуют возникновению эмоционального контакта между детьми и педагогом, содействуют преодолению у детей безразличия, пассивности, а также негативизма по отношению к взрослым.

Возможность создать "живую" картину - точную копию рассматриваемой, что будет способствовать более глубокому пониманию смысла действий людей, изображенных на ней.

Например; С этой целью педагог рассаживает детей, поручает им одеться в соответствии с задаваемой ролью. Ролевое общение в процессе игры проходит стереотипно, с помощью заученных реплик.

К концу дошкольного возраста игровые действия детей с нарушением интеллекта достигают лишь уровня процессуальных действий.

 Процессуальная игра — необходимый этап в возникновении сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

  • Познакомить с предметом, игрушкой.; учить говорить ласковые слова, заглядывать в глаза, поглаживать по головке;
  • Учить различать игрушки(куклы)по одежде и прическе («дай такую же...»);
  • Учить различать игрушки по цвету, величине («дай, найди такую же...»);
  • Формировать умения выполнять последовательную цепочку игровых действий, направленных на Мытье кукол, раздевание и одевание, сервировку кукольной посуды, уборку постели и застилку коляски ;
  • Формировать операционально-техническую сторону игры: действовать двумя руками (удерживать, приближать, поворачивать куклу );
  • Развивать звукоподражания животным, гулению и плачу куклы и т. п., а также подражания звукам, характерным для различных машин, в процессе игр с образными игрушками;
  • Узнавать и называть, используя вербальные и невербальные средства, предметы бытового назначения (одежда, посуда, гигиенические средства и т. п.), которыми дети постоянно пользуются или могут наблюдать;
  • Формировать представления о воде как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников с интеллектуальными нарушениями сюжетно- ролевой игры.

Д. Б. Эльконин: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности»....

Конспект НОД по обучению детей второй младшей группы сюжетно-ролевой игре "Наши куклы заболели"

Конспект сюжетно-ролевой игры «Наши куклы заболели"Вторая младшая группаЦель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру, объединяющую несколько взаимосвязанных игр: «А...