Обучение дошкольников с интеллектуальными нарушениями сюжетно- ролевой игры.
презентация по коррекционной педагогике на тему

Варламова Надежда Викторовна
Д. Б. Эльконин: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение дошкольников с интеллектуальными нарушениями сюжетно- ролевой игры. Варламова Надежда Викторовна ГБДОУ д/с 45 Красногвардейский район; Санкт-Петербург 2015 год

Слайд 2

Д. Б. Эльконин : «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения . Содержание игры – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни . Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми . По игровому замыслу игры можно разделить группы : отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов,.); отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д .) В ролевых играх воспитывается; сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность. Игра, как деятельности ребенка дошкольного возраста

Слайд 3

Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства является игра. Сюжетно-ролевая игра в развёрнутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними; она выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребёнка в самых общих смыслах человеческой деятельности. Сюжеты очень разнообразны и изменяются в зависимости от конкретных условий жизни ребёнка и расширения его кругозора . Роль - игровая позиция, ребенок отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры, выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Игра является основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения ребенка. Сюжетно-ролевая игра –деятельность детей дошкольного возраста

Слайд 4

Предметная деятельность детей на уровне манипуляций, часто неспецифических (бросание предметов и игрушек на пол, постукивание ими, попытки сосать и грызть предметы и игрушки и т.п .). Для них характерным является многократное стереотипное повторение одних и тех же действий. Не складывается и потребностно - мотивационный план игры . О ни длительное время не проявляют интереса к ее процессу и игрушкам, действуют безразлично, пассивно подчиняясь требованиям взрослого. Случайные раздражители отвлекают их внимание от игры и приводят к ее разрушению . Лишь в процессе длительного обучения дети овладевают системой знаний, связанных с непосредственным опытом детей . В ыполнение игровых действий без сопровождения речи. Э моциональной бедности игры аномального ребенка следует отнести не только за счет несомненных биологических факторов, но и, как показывает педагогический опыт, за счет своеобразной эмоциональной депривации, возникающей на ранних этапах детства. Д ошкольники с нарушением интеллекта, способны в своих играх отразить процесс деятельности людей, а не их отношения, что характерно для нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста. Особенности игровой деятельности дошкольников c нарушением интеллекта

Слайд 5

Обучение детей с интеллектуальными нарушениями элементам сюжетной игры должно включать следующие компоненты : Начинать с организации их поведения и общения. Формировании общепринятых норм поведения играет, приучение. Когда ребёнку систематически показываешь, как поступать в определённых ситуациях, ежедневно тренируешь их в этом через игровую деятельность. Во время занятий не следует вести длительные беседы и поучения (дети не воспринимают их). Формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить друг другу. Занятия проводятся в форме сюжетно-ролевых игр, в системе два раза в неделю, во второй половине дня. 1 ) демонстрация педагогом элементов сю­жетной игры с предварительным и попутным разъяснением; 2) последующее введение детей в игровую ситуацию; 3) отсро­ченное выполнение детьми игровых действий по подражанию в созданной игровой ситуации . В процессе сюжетно-ролевых игр детей необходимо научить моделировать ситуации реального эмоционального общения. На первых этапах работы широко используются такие приемы как совместные действия ребенка и взрослого, выполнение ребенком действий по подражанию. Начинать целесообразно с игр-импровизаций, в ходе которых маленькие дети смогут превращаться в бабочек, жучков, птичек, становиться собачками, котятами, зайцами и т.п. игры-импровизации способствуют возникновению эмоционального контакта между детьми и педагогом, содействуют преодолению у детей безразличия, пассивности, а также негативизма по отношению к взрослым. Возможность создать "живую" картину - точную копию рассматриваемой, что будет способствовать более глубокому пониманию смысла действий людей, изображенных на ней. Например ; С этой целью педагог рассаживает детей, поручает им одеться в соответствии с задаваемой ролью . Ролевое общение в процессе игры проходит стереотипно, с помощью заученных реплик. К концу дошкольного возраста игровые действия детей с нарушением интеллекта достигают лишь уровня процессуальных действий. Процессуальная игра — необходимый этап в возникновении сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Обучение сюжетно-ролевой игре включает в себя следующие этапы:

Слайд 6

Познакомить с предметом, игрушкой.; учить говорить ласковые слова, заглядывать в глаза, поглаживать по головке; Учить различать игрушки(куклы)по одежде и прическе («дай такую же...»); Учить различать игрушки по цвету, величине («дай, найди такую же ...»); Ф ормировать умения выполнять последовательную цепочку игровых действий, направленных на Мытье кукол, раздевание и одевание, сервировку кукольной посуды, уборку постели и застилку коляски ; Ф ормировать операционально-техническую сторону игры: действовать двумя руками (удерживать, приближать, поворачивать куклу ); Р азвивать звукоподражания животным, гулению и плачу куклы и т. п., а также подражания звукам, характерным для различных машин, в процессе игр с образными игрушками ; У знавать и называть, используя вербальные и невербальные средства, предметы бытового назначения (одежда, посуда, гигиенические средства и т. п.), которыми дети постоянно пользуются или могут наблюдать; Ф ормировать представления о воде как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища. Сюжетно-ролевая игра педагогический замысел:

Слайд 7

Р азвивать интерес к ролевым играм, стремление играть вместе со взрослыми и другими детьми; Учить использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы; Продолжать учить воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий, направленных на мытье кукол, раздевание и одевание, сервировки стола кукольной посудой, уборку постели, застилку коляски и т. п.; Адекватно , в соответствии с функциональным назначением использовать простые игрушки в процессе выполнения игровых действий; Выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, по образцу, а затем по словесной инструкции; Вызывать потребность в общении, используя рак речевые, так и неречевые средства общения; С овместно со взрослым или по подражанию ему создавать различные постройки из крупного и мелкого строительного материала, которые могут быть использованы в процессе строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых игр.

Слайд 8

«Познакомимся с Аней», «Кукла Аня играет и отдыхает», «Кукла Аня танцует и поет», «Кукла Аня ходит», «Куклы и медвежонок»; «Моем руки Ане», «Купание куклы Ани», «Угостим Аню чаем »» Игра «Дочки-матери» Игра «Семья» Игра «Автобус» Игра « Вмагазин » Игра «Доктор» Примерный перечень игр

Слайд 9

Игра "Испечем оладушки" Цель : формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым и познакомить его со своими руками, их функциональным назначением. Ход игры : взрослый предлагает "испечь оладушки": хлопает в ладоши, просит ребенка также похлопать, говорит потешку : Ладушки, ладушки, Испечем оладушки, Испечем оладушки Мы для нашей бабушки. Затем взрослый просит малыша раскрыть ладошки, при этом говорит: "Молодец, Аня (В этой и последующих играх называется имя ребенка, с которым играет взрослый.), испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!" Если ребенок не может выполнить хлопки самостоятельно, взрослый использует совместные действия . Игра "Кто это?" Цель : учить ребенка узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест. Оборудование : зеркало во весь рост ребенка. Ход игры : ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на изображения в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: "Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя" (взрослый жестом показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя и на взрослого. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, взрослый берет его руку в свою и помогает ему совместными действиями. Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркале. Игра повторяется 2-3 раза. В дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить "Я". Варианты конспектов игр

Слайд 10

Игра "Уложим мишку спать" Цель : познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия. Оборудование : мягкая игрушка - мишка, детская кроватка. Ход игры : взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: "Давай уложим мишку в кроватку!" Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Баю-бай, баю-бай". Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности. Игра "Кукла идет на прогулку" Цель : формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия. Оборудование : кукла. Ход игры : взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая: Надеваем курточку, проденем руки в рукава, Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, Вот шнурки, я помогу тебе завязать Вот, ботиночки надели на ножки Надеваем шапку на голову. Вот, так, шапку надели Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно. Варианты конспектов игр

Слайд 11

Баряева , Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева , А. Зарин. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена : Изд-во «Союз». - 2001. – 416 с . Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицина . – 2-е изд., перераб . и дополн . – СПб. : Речь.- 2005 – 477 с . Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с . Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой , Г.А. Мишиной. -- М.: Полиграф сервис, 2002. - 128 с. Список литературы