Статья "Танцетерапия как метод адаптации ребенка дошкольного возраста с ОВЗ в детском коллективе"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

 В статье затрагиваются проблемы использования средств музыкотерапии в создании благоприятного психологического климата в процессе воспитания и развития  дошкольника с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantseterapiya_20.04.18g._vystuplenie_na_kr._stole.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональный  круглый стол

 « МУЗЫКОТЕРАПИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

 Дата выступления: 20  апреля  2018 года  

г. Орехово-Зуево (Московская область)

 Гуманитарно-педагогический колледж

ГОУ ВО МО « Государственный гуманитарно-технологический университет» ГГТУ

 

Педагог дополнительного образования

и преподаватель специальных дисциплин

Гуманитарно-педагогического колледжа ГГТУ

 Терентьева Марина Анатольевна

 Утверждено на заседании ПЦК

«  06     » апреля   2018г.

 Председатель ПЦК психолого-педагогических

дисциплин   Почукаева  Е. В.

Доклад на тему: 

  Танцетерапия   как метод  адаптации ребенка дошкольного возраста с ОВЗ

в детском коллективе

          В одной древней притче человек обратился к мудрецу: «О, премудрый, научи меня отличать истину  ото  лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни». Подумал мудрец и научил человека танцевать.

      Целительное воздействие танцев замечено человеком в глубокой древности, и оно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем. Сегодня повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, хореографов, воспитателей, специалистов по физической культуре основан на альтернативном движении немедикаментозной помощи ребёнку. Танец является одним из самых древних способов, используемых людьми для выражения своих чувств и эмоций. Он зародился на самом раннем этапе существования человечества. Танец сочетает в себе физическую, психическую и эстетическую деятельность, способен выражать целую гамму человеческих эмоций. Он представляет собой живой язык, носителем которого является человек. Мысли и чувства при этом передаются посредством образов и аллегорий. При этом музыка вовсе не является обязательным компонентом. Движения танца являются своеобразным средством коммуникации.

       Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, подвижные , они все свое поведение проявляют через движение. Взрослые часто завидуют малышам: «Сколько же в ребенке энергии, постоянно бегает, суетится, прыгает и скачет! Откуда в нем столько сил?» Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела — самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов. Имеются в виду не только физические наказания, раны и травмы, но и психологические зажимы в теле, образующиеся в результате переживаний и эмоциональных проблем.

       Тревожный, робкий, скрытный ребенок к 5—6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным. У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна.

       Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин   на   теле   человека,   тем   здоровее,   свободнее и благополучнее он себя ощущает.  Именно поэтому родители   могут   использовать   в   развитии   ребенка не только методы   воздействия   на   его   сознание   и мышление,   но   и   упражнения,   отвлекающие   контроль сознания     над  телом,     то    есть    телесные и танцевательные методы. Танцевальные упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущения свободы и радости, способствуют игровой инициативе, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение. Для выполнения упражнений необходима музыка разных темпов. Совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей и родителей способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию.

Что нам дает танцевальная терапия?

-снятие психоэмоционального напряжения;

-возможность: выплеснуть энергию, перебороть свою агрессию и страх, осознать себя в предлагаемых обстоятельствах, совместно пережить волнующие ситуации, пробудить положительные эмоции;

-развитие  коммуникативных качеств,  проявлений инициативы, умений логически мыслить,  проявлять фантазию и воображение, творческие способности

- сплочение детского коллектива, чувство радости совместного творчества.

– положительная психологическая динамика детей с ОВЗ

- успешная адаптация ребенка в детском коллективе, установление дружеских взаимоотношений , преодоление барьеров в общении детей со своими сверстниками.

     Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребёнка. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях является приоритетной. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?   Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Одним из современных направлений в оздоровлении дошкольников является метод танцевальной терапии. Танцевальная терапия – это оздоровление человека средствами танцевального искусства.

     Танцы   для здоровых детей – это просто занимательные движения под музыку, веселая игра или просто повод попрыгать. Танцевальные упражнения развивают координацию движений и чувство ритма, снимают мышечную закрепощенность и способствуют улучшению мышечного тонуса, избавляют от нервных перегрузок, решают проблемы гиподинамии. Что же касается детей с ограниченными возможностями здоровья, то для них разрабатываются специальные танцевальные программы, имеющие специальную лечебную направленность.

Цель танцевально-оздоровительной работы с детьми: содействовать физическому развитию дошкольника средствами музыки и ритмических движений,  разнообразных двигательных   умений, способностей; укреплению психического здоровья детей и развитию лучших   качеств личности.  

Содержание работы с детьми дошкольного возраста по танцевальной терапии.

Танцетерапия  как танцевально-оздоровительная технология включает в себя:

1. Релаксация. Дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации телеэкрана, частые простудные и инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Нервная система детей ослаблена. Многие дети дошкольного возраста не могут уснуть во время тихого часа. Поэтому детям перед сном необходимо несколько минут расслабления – релаксации. Наиболее эффективный способ – музыка (мелодичные классические произведения Бетховена, Шопена, Моцарта, Чайковского и др., звуки природы).

2. Пластические этюды. Все эмоции имеют физическое выражение. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности дети открывают пути выражения эмоций вовне, а не затаивают их внутри себя. Лучше всего это достигается в процессе использования пластических этюдов. Например, с прозрачной тканью. Ткань может применяться в самых различных целях: она ограничивает особое, безраздельно принадлежащее ребёнку пространство, в котором он может лежать и которым может защититься. С тканью можно фантазировать и танцевать, а затем передавать свои фантазии в рисунке («волны», «листопад», «снежинки», «бабочки», «распускающийся цветок» и др).

3. Психогимнастика. Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Специальные игры, упражнения, этюды с элементами психогимнастики помогут детям преодолеть барьеры в общении, развить лучшее понимание себя и других, снять психическое напряжение, создать возможности самовыражения. Их можно использовать как часть в проведении непосредственно образовательной деятельности, так и в любом другом виде детской деятельности. Например, «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты», «Зеркало», «Лев рычит», «Поезд колесами стучит» и др.

4. Танцевальные игры-превращения. Они  развивают у детей фантазию, воображение, творческие способности («Карнавал животных», «Прекрасные цветы», «Насекомые»).

5. Театр  движений. Техника перевоплощения: придумать своё животное и изобразить его; изобразить животное, которое изображено на картинке; передать характерные движения группы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей, прыжки кенгуру, лягушек на пруду, плавающих уточек, полет косяка журавлей и др.

6. Саморегуляция. Попробуйте рассмотреть танец как способ помочь ребенку выразить свои чувства. Очень часто дети, которых называют трудными в сфере движения «звездами», «превращаются» из застенчивых, тихих в более уверенных и открытых. В этом помогут упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, выразить свое состояние, эмоции, чувства («Я - эмоция» - передать состояние, обозначенное на карточке: ожидание, ликование, грусть, страх, усталость, смущение, радость, нежность, лень, восторг и т. д.)

7. Игровой стретчинг.  Уникальность игрового стретчинга состоит в том, что именно через игру идет влияние на детский организм: активизируются его защитные силы, у детей вырабатывается способность управлять своим телом. В его основе лежит статическая растяжка мышц всего организма: позвоночных, суставно-связочных, мышц рук и ног. Игровой стретчинг оказывает серьезную поддержку всему организму в плане оздоровительного воздействия. Формируется правильная осанка, исправляются ее нарушения, происходит профилактика иных деформаций позвоночника. Помимо этого, развивается координация движений, эластичность мышц. У детей воспитываются такие качества как выносливость и усердие. Делаются эти упражнения без какого-либо вмешательства со стороны, а их медленный темп даёт возможность ребёнку почувствовать все своё тело, при этом сохраняется максимальная безопасность здоровья. («Добрая кошка», «Сердитая кошка», «Змея» и др.)

8. Ритмические упражнения под чтение стихов.  Это  развивает у ребенка чувство ритма, воображение, умение двигаться под музыку, выразительность, пластичность, общую культуру движений. Они помогают ребёнку сочинить свой собственный танец, научат импровизировать под музыку. («Вперед четыре шага, назад четыре шага…»)

9. Свободная импровизация  в движении - произвольное выражение своих эмоций под музыкальное произведение.

10. Коммуникативный танец – это танец с простыми, лёгкими, игровыми компонентами. Он вызывает у детей массу положительных эмоций, что способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков. Коммуникативный танец состоит из несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой.

11. Танцевальные сказки – форма танцетерапии, где средствами танца дети разыгрывают небольшие сказки.

Итак, метод танцевальной терапии помогает снять детям снять «зажимы», агрессию, развить воображение, фантазию, избавиться от страхов, преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, научиться воспринимать звук, ритм, тембр, учит согласовывать движения собственного тела с музыкой. А самое главное, способствует укреплению психического и физического  здоровья ребенка. Метод танцевальной терапии можно использовать в работе с детьми в различных видах   деятельности. Танцевальная деятельность оздоравливает детские  взаимоотношения, способствует  творческой коммуникации.  В процессе занятий создается дружеская атмосфера радости свободного движения!  

   Литература.

1. Ю. Андреева «Танцетерапия», М.: 2014 - 256 с., «ДИЛЯ».

2. Э. Грендлюнд, Н. Ю. Оганесян «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика». – СПб.: Речь, 2015 г.

3. Авторский сайт О. Киенко Хореографическая помощь хореографам и музыкальным руководителям: http://secret-terpsihor.com.ua/

4. Г. А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» учебно-методическое пособие для педагогов. Москва, 2010 г.

5. С. В. Трифонова. «Танцетерапия для детей как метод оздоровления». – М.: Музыка, 2007 г.

6. Е. Ю. Черемнова. «Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей».

Ростов-на-Дону, 2008 - 123 с., изд. ФЕНИКС, серия «Мир вашего ребенка».

7. М. И. Чистякова. «Психогимнастика»/ под ред. М. И. Буянова – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005 г. -160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов рисования в детском саду и влияние их на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста

В данном материале раскрыты теоретические основы детского рисования, доказана необходимость формирования творческой личности ребёнка-дошкольника, раскрыта система работы по данному направлению. Информ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи

Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно  взаимосвязана с детским садом. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые ...

Консультация для педагогов «Значение детских подвижных народных игр в интернациональном развитии ребенка дошкольного возраста»

Дети разных национальностей, посещая детс­кие сады, повседневно общаются, рассказыва­ют сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность эле­менты национальн...

Использование детского фольклора в формировании и развитии речи ребенка дошкольного возраста

Статья о использовании малых форм детского фольклора во всех областях детской деятельности...

«Правовая деятельность по защите прав и достоинства ребенка дошкольного возраста в семье и детском саду».

  Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в п...

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста дома и в детском саду

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста дома и в детском саду...