Основные подходы к организации и содержанию психокоррекционной работы с дошкольниками с ОНР по профилактике и преодолению нарушений личностного развития.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

В статье представлены формы и методы психокоррекционной работы по преодолению нарушений в личностном развитии у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Основные подходы к организации и содержанию психокоррекционной работы с дошкольниками с ОНР по профилактике и преодолению нарушений личностного развития.

   В специальной педагогике и психологии лица с ведущей речевой патологией (определяемые как речевой контингент) составляют наиболее многочисленную группу, отличающуюся диапазоном речевых нарушений. Наибольшая распространенность речевых нарушений отмечается именно в дошкольном возрасте.

  Теоретико прикладные исследования последнего десятилетия (Т.Н.Волковкая, О.Е.Грибова, А.Н.Корнев,Л.И.Лалаева,О.Н.Усанова,Т.Б.Филичева,Г.В.Чиркина), а так же наблюдения логопедов –практиков указывают на стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений и как следствие этого- на качественное изменение логопедического контингента. Речевая недостаточность приобретает сегодня у большинства детей более недифференцированный, мозаичный характер и, как правило, сопряжена с сопутствующей патологической симптоматикой в перцептивной, когнитивной, двигательной и других сферах психической деятельности ребенка. Отмечается увеличение числа сочетанных нарушений.

  Такая ситуация подчеркивает актуальность проблемы разработки системы психолого-педагогической помощи детям с недостатками в развитии речи.

  Известно, что одной из общих закономерностей нарушенного развития являются отклонения в формировании личности. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали Л.С.Выгодский, Ж.И.Шифт, В.И Лубовский.

 В данном случае целью психологиеской помощи является - гармонизация развития личности ребенка, имеющего недостатки речи, нормализация его социальных контактов с окружающими. В этой связи задачами психологической помощи выступают:

  • Формирование личностно-коммуникативных характеристик, способствующих социальной адаптации детей с недостатками в развитии речи;
  • Преодоление недостатков  в развитии психических функций, препятствующих полноценной коммуникации;
  • Формирование навыка адекватного межличностного общения в семье и в социуме.

  Так в нашем саду одним из основных направлений в работе педагога-психолога  совместно с учителем логопедом и воспитателями, является профилактика и коррекция нарушений личностного развития дошкольников с нарушениями в развитии речи.

   Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.

   Изучая особенности развития дошкольников с ОНР, О.А.Слинько отмечает, что несформированность  средств общения может быть главной причиной  неблагоприятных отношений в группе сверстников. Г.В. Чиркина отмечает, что дети с ОНР  характеризуются  нарушения и коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении, несформированностью способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Личность ребенка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные  нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания речевого дефекта  дошкольников с ОНР можно разделить на три группы.

  1. Дети, которые не переживают свой речевой дефект. Легко вступают в контакт с детьми и взрослыми. Активно используют мимические средства и пантамимику.
  2. Дети с умеренным переживанием дефекта, не стремящиеся к установлению вербального контакта.
  3. Дети, которые сильно переживают свой дефект. Демонстрируют речевой негативизм, избегают общения с детьми и взрослыми. Часто замыкаются в себе.  В  речевой контакт   вступают после длительной стимуляции.

Таким образом, работа по профилактике и коррекции личностного развития детей с проблемами в речи очень актуальна. Психокоррекционая работа, направленная на развитие и совершенствование личностной сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (И.Ю.Левченко, И.Мамайчук, У.В.Ульенкова), строится с учетом следующих методологических принципов.

  • Принцип единства коррекции развития.
  • Принцип единства диагностики и коррекции развития.
  • Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации.
  • Принцип учета возрастных психологических  и индивидуальных особенностей развития.
  • Принцип комплексности методов психолого-педагогического  воздействия.
  • Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода.
  • Принцип оптимистического подхода.
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения.

  Психокоррекционная работа с ребенком может дать положительную динамику, если она, опираясь на основные принципы, реализуется во взаимосвязи психолога, логопеда с ребенком и его родителями, при активной роли самого ребенка.

  В  работе по преодолению нарушений эмоционально личностного развития используются преимущественно приемы и методы психотерапевтической направленности. В работе с детским речевым контингентом активно используются

Игровая психокоррекция, как способ развития когнитивной, эмоциональной и социальной сфер;

Арт-терапия и музыкотерапия как средство стимуляции общения и развитие эмоционального мира.

Кинезитерапия как средство тренировки ручной моторики;

Библиотерапии для регуляции эмоционального состояния, усиления положительных эмоций и ослабления негативных.

Телесно-ориенированная терапия;

Сказкотерапия.

  Психологические проблемы ребенка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой психокоррекционной работы с такими детьми выступают групповые и подгрупповые занятия.

    Психокоррекционные игры проводятся не только педагогом- психологом ,так же  учителем-логопедом, воспитателем.  Игры и упражнения могут быть использованы   во время проведения НОД, в группе в течении всего дня, в режимных моментах, на прогулке, в свободной  и организованной деятельности детей с учетом рекомендаций педагога-психолога.  Так, например для расторможенных и гиперактивных   воспитанников подбираются спокойные игры, а робким и заторможенным детям эффективно  дать возможность почувствовать себя в роли ведущего. Таким образом, если у «сверхспокойного»  ребенка, проснулся  живой  интерес и развилась чувствительность, то у логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь. Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавиться от сомнений и страхов, то постановка и автоматизация звуков будет проходить более короткие сроки. Или  двигательно расторможенный, возбудимый ребенок научиться контролировать свое поведение, станет менее суетлив, внимательнее, что значительно облегчит работу логопеда. Речь не является отдельной обособленной функцией развития ребенка, ее правильность и развитие зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы тем самым совершенствуем работу всего организма в целом.

  Интересной формой являются комбинированные и интегрированные и полифункциональные занятия (инновационная форма), проводимые совместно педагогом-психологом и учителем-логопедом или педагогом- психологом и воспитателем, в рамках которого решаются задачи формирования коммуникативных умений и навыков, а так же речевого и социального развития. Игры и упражнения могут использоваться отдельно, а могут быть объединены в программу коррекционных занятий, которые проводятся 1-2 раза в неделю, по 25-30 минут.

  Основными задачами психокоррекционных занятий данного направления являются:

  •        Организация эмоционального поведения детей; создание положительного эмоционального настроя в группе.
  • Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
  • Снижение психоэмоционального напряжения у детей;
  • Коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;
  • Обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
  • Создание  условий для формирования адекватной самооценки;
  • Обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);
  • Работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.

  Независимо от содержания все занятия имеют единую структуру, которая определяет последовательность этапов.

Ориентировочный, направленный на создание положительного эмоционального настроя, сплочение группы, раскрепощение участников, установление доверительных отношений.

На данном этапе целесообразно использовать следующие игры : «Кубик эмоций» , «Передай настроение» , «Маска», «Азбука настроения», «Телеграмма»,  «Стиральная машина», «Паутина дружбы»,  «Это я, узнай меня», «Школа улыбок», «Здороваемся по разному», «Угадай мое настроение», «Продолжи предложение (Я радуюсь, когда…… Я сержусь, когда…)

Коррекционный, направленный на развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии, разрядку агрессивных импульсов, коррекцию страхов и негативных черт характера, развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере, развитие психических процессов. Развитие мимики и пантамимики.

На данном этапе целесообразно использовать следующие игры :

  • Имитационные игры
  • Социально-поведенческий тренинг
  • Психогимнастику
  • Чтение и обсуждение художественных произведение, просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов, дискуссии
  • Выражение своего эмоционального состояния  в рисунке ,музыке, обыгрывание различных ситуаций( например конфликтных)

Релаксационный, направленный на снятие психоэмоционального напряжения, тревожности, снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела, развитие воображения чувственного восприятия.

На данном этапе целесообразно использовать следующие игры: «Тихое озеро», «Порхание бабочки», «Полет высоко в небе», «Водопад», «Росток»; игры на расслабление по контрасту с напряжением « Огонь и лед», «Выжатый лимон», «Силач», «Черепашки и лев», «Ловля комаров», «Шалтай –болтай», «Потянулись сломались»

Заключительный, направленный на получение обратной связи, закрепление полученных навыков.

На данном этапе целесообразно использовать следующие игры: «Определи свое настроение», « Кто был самый  внимательный….., активный…., умный…?», «Свеча», «Волшебный микрофон», «Розовые очки», «Комплимент по кругу», « Продолжи предложение: «Мне больше понравилось…..Я узнал…. У меня получилось». Совместные речевки, кричалки.

  Для проведения психокоррекционной работы могут быть рекомендованы следующие игры.

Приемы психогимнастики  (М.И.Чистякова «Психогимнастика»,1995г) .Игры способствующие успокоению и организации детей, этюды на правильное понимание эмоций, на выражение эмоций, отображение черт характера, на расслабление. И т.д.

Психологические игры Клауса Фопеля  «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения»,1998 г.  «Птенцы», «Муравьи», «Волны». «Ожившие игрушки», «Театр теней», «Общий круг», «Переходы», «Зеркало», «Передай настроение», «Передай движение», «Эхо», «Тень».

Развивающие музыкальные игры. «Поймай мой взгляд», «Хлопай и качайся», «Красная рука», «Волшебная дудочка», « В каком направлении».

Игры на развитие доброжелательного отношения детей друг к другу: «Доброе животное»,  «Дракон кусает свой хвост», «Ты мне нравишься», «Передай телеграмму», «Клубочек», «Объятия», «Аплодисменты», «Пересядьте все, кто»,  «Цветок дружбы», «Настоящий друг», «Сложи картинку», «Скажи другому комплимент», «Покажи чувства руками», «Кого укусил комарик»

 И, конечно же, главную роль в жизни ребенка играет его семья —  терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагога. Поэтому одним из актуальных методов  личностного развития  детей с нарушениями речи является обучение и консультация родителей с целью регулирования взаимоотношений в семье, поддержка ребенка и организация помощи. Семинары-практикумы, совместные развлечения, детско-родительские проекты позволяют ознакомить родителей с различными игровыми приемами, которые направлены на развитие речи, эмоциональной и  личностной, умственной и двигательной сферы, стимулируют у них мотивированное отношение к коррекционной работе с детьми. 

 Результатом  специально организованной коррекционно-образовательной среды  и работы  в ДОУ для детей с нарушениями в развитии речи является существенное личностное развитие детей с ОНР.   Дети  ориентируются в базовых эмоциональных состояниях человека, умеют распознать и описать свое настроение и других людей, у них развивается эмпатия, навыки доброжелательного поведения и взаимодействия и сотрудничества. У многих появляется желание вступать в контакт, использовать речевые этикетные формулы, выбирать уместные формы общения со сверстниками. Дети оказываются способны к переходу от выраженной эгоцентрической позиции  по отношению к другим, к  более продуктивным с  точки зрения коммуникативной компетенции ( рядом, на равных). В их речи наряду с требованиями появляются предложения, просьбы, возражения и согласительные высказывания. Учатся осознавать и преодолевать  свои личностные проблемы ( стеснительность, зажатость, медлительность, агрессивность, заниженную самооценку и т.д.), чувствовать свою самоценность.

 Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на синтезе известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность работы с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии речи по профилактике нарушений личностного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к организации диагностической работы

Проблема диагностики чрезвычайно актуальна и значима для дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса...

Системный подход к организации и содержанию процесса сотрудничества с семьями воспитанников, имеющими нарушения в речевом развитии.

Популярный в современной педагогике семейно-центрированный подход предполагает активное включение родителей во взаимодействие с педагогами дошкольного учреждения, а также повышение родительской психол...

Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речевого развития

В статье представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях детского сада....

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

Основные рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Создание благоприятного психологического микроклимата в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи...