Основные подходы к организации диагностической работы
статья по теме

Саримова Гульнара Рафисовна

Проблема диагностики чрезвычайно актуальна и значима для дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystupl_po_diagnostike.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ  К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

           Проблема педагогической диагностики остается одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.

          Главная цель диагностирования- получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

         Общими признаками диагностического обследования являются:

- наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;

- систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально- педагогической деятельности, осуществляемый в типичных ситуациях на определенных этапах педагогического процесса (вводная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая и т.д.);

- использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;

- доступность процедур для их проведения педагогами.

             При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следующими принципами.

            Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

           Принцип доступности диагностических методик и процедур. Общепедагогические принципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников и означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, заданий, которые были рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная наглядность заданий практического характера становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками).

           Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз стимулирует естественность поведения.

          Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют прогностичность диагностики. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

            Заметим, что понятие «зона ближайшего развития» введено Л.С.Выгодским: «Существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве».

           Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.

            В качестве основных методов, позволяющих  выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций, несложные эксперементы (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр и пр.), беседы.

           Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменения его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель- дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики- получить достоверные данные об уровне развития ребенка, сформированности тех или иных умений.

            Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к организации учебного процесса

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР...

Основные подходы к организации и содержанию психокоррекционной работы с дошкольниками с ОНР по профилактике и преодолению нарушений личностного развития.

В статье представлены формы и методы психокоррекционной работы по преодолению нарушений в личностном развитии у детей с тяжелыми нарушениями речи....

«Основные подходы к организации информационного центра для родителей в раздевалке»

требования к оформлению материала для родителей3 типа информационного уголкаразнообразные рубрики информационного уголка...

консультация для родителей детей с РАС и педагогов в ДОУ: "Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми"

в консультации даны основные подходы в работе с воспитателями и родителями, имеющих детей с РАС....

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Основные подходы к организации информационного центра для родителей в раздевалке»

Информационный уголок для родителей в детском саду – это один из способов своеобразного общения с родителями. Для каждого педагогического работника контакт с родителями малыша очень важен. А хор...